Методы, средства, формы организации деятельности
учащихся на уроках бурятского языка
Приоритетным направлением сегодня является гуманистическая направленность обучения. Поэтому основная цель учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Я стремлюсь применять такие педагогические приѐмы, которые помогают создать для учащихся ситуацию успеха. Я ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.
Хочется отметить, что у учащихся повысился интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.
Основной целью обучения бурятскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению языком.
Формы и методы, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности.
На мой взгляд, моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы:
- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения бурятскому языку.
В своей педагогической деятельности я использую следующие педагогические технологии:
-информационные технологии - Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках бурятского языка включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматического материала. Мои ученики принимают участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах.
-технология интерактивного обучения- Одним из основных требований, предъявляемых к обучению бурятского языка с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством бурятского языка. Эта работа по электронному учебнику бурятского языка. Пользуюсь программой Пликерс, очень удобно для оценки знаний всего класса за 3-5 минут. Можно проверить знание лексики, определение или термины, домашнее задание, при работе с текстом, можно устроить соревнования между командами. Пликерс можно использовать на всех этапах урока, от целеполагания до рефлексии. Интерактивные технологии можно применять на уроках различных типов, а также на различных этапах урока.
-проектная технология- Совместно со своими учениками я провожу большую работу по созданию проектов. Они делятся на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные. Они способствуют развитию активного самостоятельного мышления у обучающихся, формируют у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению. При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.
Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим учащимся применить накопленные знания по предмету. В курсе бурятского языка я использую метод проектов в рамках программного материала по любой теме.
-игровая технология-Я использую игры на разных возрастных ступенях, которые способствуют сплочению коллектива, имеют познавательное значение, обеспечивают речемыслительную активность учащихся, создают условия для детского творчества. Провожу уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки-конкурсы чтецов и т.д.
-здоровьесберегающие технологии- Это создание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности. Наша школа уже 8 лет работает по методике Базарного, результатами применения технологии здоровьесбережения являются: профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения, снижение утомляемости обучающихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках бурятского языка заставляют задуматься над тем, как поддержать активность обучающихся на протяжении всего урока.
Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей использую следующие организационные формы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Методы, которые я использую на уроках:
-Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. На среднем и старшем этапах можно использовать графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, уроки с использованием интерактивной доски.
-Проблемный метод. Учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, ученик усваивает логику решения. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
-Частично-поисковый (эвристический) метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
-Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.