Методы обучения в системе ДО
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические;
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные;
г) по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований,
«упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) методы устного контроля и самоконтроля;
б) методы письменного контроля и самоконтроля;
в) методы практического контроля и самоконтроря.
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.
К практическим методам относятся:
Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений с помощью различного оборудования.
Практические методы учения – формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения,
практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Объяснительно-иллюстративные – педагог сообщает готовую информацию разными путями,
с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При
необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные – усвоение знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему
упражнений). Педагог подбирает необходимые инструкции, алгоритмы и задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения:
Проблемная лекция – в отличие от традиционной лекции, передача знаний происходит не в
пассивной форме. То есть педагог не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и
обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует
наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
Частично-поисковые или эвристические методы – используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности
учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Пассивные методы – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог
является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.
Классификация пассивных методов обучения:
Объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины,
устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается
логическая природа того или иного события или явления;
Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно
описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
Работа с литературными источниками – это метод, позволяющий учащемуся под
опосредованным руководством педагога самостоятельно организовывать процесс познания.
Изложение – это монологическая форма учебной работы, учащимся передаются научные знания,
добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а учащиеся должны понять,
запомнить и воспроизвести усвоенное.
Повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах,
событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме
интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу.
Описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков,
особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
Рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений,
доказательств, подводящих учащихся к выводам.
Проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как
правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем.
Беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в
диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние
формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение педагога, подводящее итоги работы.
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик»,
которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия.
Классификация активных методов обучения
Методы активного обучения:
Презентации – наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях. Это
демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
Кейс-метод – учащиеся исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к
реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
Дидактические игры – в отличие от деловых игр, регламентируются жестко и не предполагают
выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к
интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры.
Баскет-метод – основан на имитации ситуации. Например, учащийся должен выступить в роли
гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача – собрать и донести
информацию о каждом экспонате.
Интерактивные методы обучения – строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого учащегося. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Методы и приемы интерактивного обучения:
Мозговой штурм – поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при
котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы – поиск ключевых слов и проблем по
определенной мини-теме.
Тесты в режиме он-лайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами,
учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) – предполагает коллективное обсуждение учащимися
проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) – во время игры учащиеся играют роли
участников той или иной ситуации, примеряя на себя разные профессии.
Аквариум – одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом
заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не
только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов – предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить
решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и
приемы обучения.
BarCamp, или антиконференция – каждый становится не только участником, но и организатором
конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной
теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
Формула ПОПС – обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие
следующие четыре момента ПОПС-формулы: П – позиция, О – объяснение (или обоснование),
П – пример, С – следствие (или суждение).