СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы обучения в системе ДО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы обучения в системе ДО»

Методы обучения в системе ДО

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические;

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные;

г) по степени взаимодействия педагога и учащихся: пассивные, активные и интерактивные.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований,

«упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля;

б) методы письменного контроля и самоконтроля;

в) методы практического контроля и самоконтроря.

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений с помощью различного оборудования.

Практические методы учения – формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения,

практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Объяснительно-иллюстративные – педагог сообщает готовую информацию разными путями,

с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При

необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные – усвоение знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему

упражнений). Педагог подбирает необходимые инструкции, алгоритмы и задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

Проблемная лекция – в отличие от традиционной лекции, передача знаний происходит не в

пассивной форме. То есть педагог не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и

обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует

наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

Частично-поисковые или эвристические методы – используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности

учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Пассивные методы – это форма взаимодействия учащихся и педагога, в которой педагог

является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.

Классификация пассивных методов обучения:

Объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины,

устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается

логическая природа того или иного события или явления;

Рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно

описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);

Работа с литературными источниками – это метод, позволяющий учащемуся под

опосредованным руководством педагога самостоятельно организовывать процесс познания.

Изложение – это монологическая форма учебной работы, учащимся передаются научные знания,

добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а учащиеся должны понять,

запомнить и воспроизвести усвоенное.

Повествование – это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах,

событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме

интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу.

Описание – вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков,

особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

Рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений,

доказательств, подводящих учащихся к выводам.

Проблемное изложение – это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как

правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем.

Беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в

диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние

формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение педагога, подводящее итоги работы.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик»,

которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели занятия.

Классификация активных методов обучения

Методы активного обучения:

Презентации – наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях. Это

демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Кейс-метод – учащиеся исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к

реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

Дидактические игры – в отличие от деловых игр, регламентируются жестко и не предполагают

выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к

интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры.

Баскет-метод – основан на имитации ситуации. Например, учащийся должен выступить в роли

гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача – собрать и донести

информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения – строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только педагог привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого учащегося. Педагог лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Методы и приемы интерактивного обучения:

Мозговой штурм – поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при

котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы – поиск ключевых слов и проблем по

определенной мини-теме.

Тесты в режиме он-лайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами,

учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) – предполагает коллективное обсуждение учащимися

проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные) – во время игры учащиеся играют роли

участников той или иной ситуации, примеряя на себя разные профессии.

Аквариум – одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом

заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не

только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов – предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить

решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и

приемы обучения.

BarCamp, или антиконференция – каждый становится не только участником, но и организатором

конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной

теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

Формула ПОПС – обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие

следующие четыре момента ПОПС-формулы: П – позиция, О – объяснение (или обоснование),

П – пример, С – следствие (или суждение).