Методы и приемы оценивания в начальной школе
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Внедрение новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Формирующее оценивание - один из эффективных способов повышения образовательных достижений каждого ученика.
Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Конечной целью формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику, является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Она даёт следующие характеристики формирующему оцениванию:
Центрированность на ученике. Такое оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учебной деятельности ученика, даёт им информацию, как корректировать процесс учения.
Направляемость учителем. Такое оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.
Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. У них развиваются навыки самооценивания и рефлексии, благодаря чему растёт учебная мотивация.
Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
М.А. Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:
критериальное самооценивание;
критериальное взаимооценивание;
карта понятий;
составление тестов.
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания.
Элементы формирующего оценивания в начальной школе. С этой технологией мы только начали знакомиться.
Введение новых элементов в практику оценивания целесообразно начать с более простых и понятных, например метод неоконченных предложений.
Метод неоконченных предложений
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе целесообразно предложить учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Я не понял….
Далее можно применять технику «Светофор» или «Сигналы рукой». Большой палец руки направлен вверх – Я понимаю; большой палец направлен в сторону – я все еще не понимаю; помахать рукой – Я не совсем уверен. Посмотрев на сигналы, я предлагаю высказаться учащимся. Задаю вопрос: «Что именно вам не понятно?» Слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; слово предоставляется тем, кто все понял.
Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности можно использовать такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.
Например
Актуализация знаний. | Выполните задание. Найдите значения выражений. В конце работы вы должны будете оценить себя по критериям: Если вы выполнили все 5 примеров правильно – отлично; если выполнили только 4 и правильно – хорошо; 3 – неудовлетворительно. 2 - плохо На полях поставьте свою оценку. 3907 . 7 = 27349 5429 . 8 = 43432 2078 . 7 = 14547 1976 . 4 = 7904 8105 . 8 = 64840 | Самооценка |
Следующим этапом введения оценочных методик «Волшебные линеечки». Дети чертят их в тетради, оценивают свою работу на уроке, при выполнении домашних и классных работ. В начале урока договариваются, по каким критериям будут оценивать результат учебной деятельности: аккуратность, точность (правильность), самостоятельность, активность и т.п.
Еще один метод оценивания на уроке, который я использую Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности. Лист самооценки разрабатывается в течение изучения темы, в конце раздела.
Пример. Лист самооценки на уроке окружающего мира
ФИО учащегося |
| Я все понял(а) | Я понял(а), но не совсем. Затрудняюсь, не могу объяснить. | Я не понял(а) Мне трудно |
Сутки |
Что такое сутки? | | | |
Почему день сменяется ночью? | | | |
Почему мы не замечаем вращения Земли? | | | |
Год |
Что такое год? | | | |
Високосный год. | | | |
Чем определяется смена сезонов на Земле. | | | |
Месяц |
Что такое месяц? | | | |
За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли? | | | |
Информация заносится в таблицу, которая помогает корректировать работу на следующих уроках. Таблица наглядно показывает, какие предметные умения и с кем я должна отработать индивидуально, а какие умения вызывают затруднения у большинства в классе. Эта информация помогает спланировать учебную деятельность на обобщающих уроках, задать детям индивидуальные домашние задания.
Сводная таблица
ФИ Учащегося | Что такое сутки? | Почему день сменяется ночью? | Почему мы не замечаем вращения земли? | Что такое год? | Високосный год | Чем определяется смена сезонов на Земле? | Что такое месяц? | За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли? |
| | | | | | | | |
Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.