Методическая разработка семинара
для педагогов дополнительного образования на тему
«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»
Автор методической разработки:
Кудряшова Н.Л., методист
Клявлино, 2016
Аннотация семинара по теме: «Создание развивающей образовательной среды
для обучающихся на занятиях»
Данная методическая разработка семинара посвящена теме создания развивающей образовательной среды педагогами для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
Методические материалы семинара нацелены на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей в
области организации развивающего образовательного пространства на занятиях,
в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку.
Актуальность семинара обусловлена тем, что данные психолого-педагогические
знания свидетельствуют об огромном значении развивающей образовательной среды и психолого-педагогической поддержки со стороны педагога на развитие личности ребенка, сохранения его психологического здоровья.
Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать
педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности.
Материалы семинара могут быть использованы в сфере дополнительного
образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, в работе непосредственно педагогов дополнительного образования в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.
Пояснительная записка методической разработки семинара на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»
Цель семинара состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного
образования осознанность, целесообразность и эффективность создания развивающей образовательной среды на занятиях с обучающимися.
Задачи семинара:
1. Мотивировать педагогов на работу по созданию и совершенствованию
развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях.
2. Ознакомить педагогов с понятиями развивающей среды и условиями ее создания.
3. Формировать умение оказывать поддержку обучающимся на занятиях через
интериоризацию профессиональных способов выполнения практических упражнений.
Целевая группа: педагоги дополнительного образования.
Организационные параметры семинара. Семинар состоит из одной встречи,
которая может быть проведена в течение года. Продолжительность встречи –1час.
Количество участников семинара –от 8 до 15 человек.
Продолжительность семинара:1 час.
Вид семинара : практико-ориентированный.
Краткое описание ожидаемого результата. Работа участников на семинаре будет способствовать:
• систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для
обучающихся на занятиях;
• получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их
обучения и воспитания;
• овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.
Методическое и материально-техническое обеспечение семинара:
-комплект раздаточного материала;
-листы А4 и ручки;
-большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения
участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы.
ПЛАН проведения семинара по теме
«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»
Дата проведения: 11.03.2016 г.
Начало семинара – 09.00.
Место проведения: СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина
1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу на
семинарском занятии.
2. Теоретическая часть семинара – ознакомление ПДО с техниками, обеспечивающими развивающую и комфортную образовательную среду обучающимся, тезисы в сочетании с работой участников по комплектам раздаточных материалов
3. Практическая часть семинара – Отработка элементов теоретического материала при выполнении практических упражнений и игр.
4. Подведение итогов семинара – рефлексия участников о возможности использования материалов семинара для дальнейшей работы, пожелание в завершении семинара
Ход проведения семинара:
1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу
в семинарском занятии.
Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу.
Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения
–создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать
свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я -Катя. Я -симпатичная».
2. Теоретическая часть семинара
• Понятие и сущность развивающей среды
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С.
Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его
черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует:
внешние условия —среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А
также внутренние условия —эмоциональное состояние ребенка, его отношение к
самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда
—это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котор
ом осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.
Свойства образовательной развивающей среды:
•гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому
перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности,
окружающей среды, общества;
•непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в
деятельности входящих в нее элементов;
•вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
•интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач
посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.
Образовательная среда–система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин). Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:
• создание психологического климата на занятиях: доброжелательного
отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;
• создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих
силах ;
• соблюдение принципа «права на ошибку»;
• диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения
между педагогом и обучающимся;
• учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети в едут дневник собственных творческих достижений;
• сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не
сравнение друг с другом;
• оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм
работы на занятиях;
• формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и
роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;
• создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.
При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития!
Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная
среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка -один из важнейших факторов успешности
функционирования развивающей образовательной среды.
Психологическая поддержка –это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах
ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка нужно изменить стиль общения и
взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребенка;
• Избегать подчеркивание промахов ребенка;
• Показывать, что вы удовлетворены ребенком;
• Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
• Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
• Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;
• Уметь взаимодействовать с ребенком;
• Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
• Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;
• Демонстрировать оптимизм
• Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;
ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:
• ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово»,
«продолжай», «мне нравиться как ты работаешь...»).
• ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять,
приблизить свое лицо к его лицу).
• СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).
• ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Очень важный вопрос в методике психолого-педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.
Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать
чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.
В воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат...Но главное –воспитанник должен жить и развиваться в пространстве любви.
3. Практическая часть семинара:
• Упражнение «Поддержка»
Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со
стороны партнера.
Участники группы делятся на пары. В парах один рассказывает какую-либо ситуацию (проблемную или успешную) , его партнер внимательно слушает, говорит
что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем роли в
паре меняются. После того, как все участники побывают в роли оказывающего
поддержку и принимающего ее, проводится обсуждение упражнения по схеме:
- В каком случае было легче отреагировать, в каком –труднее?
- Какими словами вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?
• Упражнение «Ты, молодец»!
Цель: дать участникам упражнения возможность получить поддержку и повысить
в себе уверенность. Участники группы встают в круг. Каждый участник должен сделать шаг вперед и поделиться с группой о своем успехе, о том, что он чего -то достиг, или в чем -то преуспел. Вся группа слушает и после слов говорящего громко аплодирует ему и говорит «Ты, молодец».
4. Подведение итогов семинара
Рефлексия участников семинара – ответить на три вопроса и написать свое мнение
на листах А4.
1. вопрос –Что было самым интересным и полезным для вас в течение
сегодняшнего занятия?
2. вопрос–Как Вы планируете использовать полученные материалы семинара для
дальнейшей работы?
3. вопрос–Ваши пожелания и рекомендации о проведенном семинаре?
•Пожелание в завершении – в завершении семинара мне хотелось бы поблагодарить всех участников за работу. Пожелать успехов и творчества в работе . При возникновении трудностей буду рада Вам оказать методическую помощь и поддержку.
Используемая литература:
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. –4-е изд., испр. И доп. –(Психолог в школе). –М.: Генезис, 2004.
Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дувровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. –М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Интернет-ресурсы: www.edu.ru, http://edu.rin.ru.