Областная выставка детско-юношеского технического и
художественно - прикладного творчества «Мир увлечений»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Черлакского муниципального района Омской области
Номинация: Адреса педагогического опыта
Методическая разработка занятия:
«Из истории моей малой родины»
Форма проведения: беседа
Составитель: Калита Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Черлак,
2016
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………… 3 стр.
2. Содержание …………………………………………… 4-12 стр.
3. Методические рекомендации………………………… 13-14 стр.
4. Список литературы…………………………………… 15 стр.
5. Методические материалы………………………………16 -22 стр.
Пояснительная записка
Методическая разработка занятия, представленная Калита Ириной Анатольевной, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области, посвящена использованию краеведческого материала о культурном наследии, об историческом прошлом родного края.
Предлагаемый материал предполагает развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей младших школьников.
Методическая разработка занятия адресована учителям, педагогам, воспитателям, внедряющим в общеобразовательный процесс интерактивные формы обучения с использованием краеведческого материала.
В работе рассмотрена роль краеведения в качестве средства обучения и воспитания обучающихся 10 лет.
История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно - следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Родной район, город, село, становится для ученика великолепной развивающей средой. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит чрезвычайно актуальным и полезным для обучающегося.
2. Содержание
Информационная карта учебного занятия
№ | Информация об учебном занятии |
| Область деятельности дополнительного образования | Туристко - краеведческая |
1 | Учреждение дополнительного образования | МБОУ ДОД «Дом детского творчества» |
2 | Педагог дополнительного образования | Калита Ирина Анатольевна |
3 | Детское объединение | Тропинка истории |
| Образовательная программа | Тропинка истории |
4 | Возраст обучающихся | 9-11 лет |
5 | Количество человек в группе | 15 |
6 | Продолжительность учебного занятия | 45 минут |
7 | Тема учебного занятия | «Из истории моей малой родины» |
8 | Место данного учебного занятия в образовательной программе | «История моей малой родины», 1 год обучения |
9 | Тип учебного занятия | Изучение нового материала |
10 | Форма учебного занятия | Беседа |
11 | Цель учебного занятия | Определить своё отношение к истории родного села и узнать родовые фамилии жителей Черлакского района. |
12 | Задачи учебного занятия | 1.Актуализировать знания об истории своей малой родины; 2.Формировать умения применять изученное; фиксировать затруднения в деятельности и реализовывать проект выхода из затруднений. 3.Оценить свой интерес к изучению истории родного края. |
13 | Перечень вводимых понятий | Форпост, станец, верста |
14 | Предполагаемые результаты занятия | Обучающиеся будут знать: - термины по теме; -элементы проектирования В процессе учебной деятельности обучающиеся получат опыт группового планирования проектной деятельности. |
15 | Средства обучения | компьютер, проектор, мультимедиа - презентация; Раздаточный материал: выписки из архивных документов, заготовки для проекта: стилизованная карта, картинки изб, усадеб, клей. |
План учебного занятия:
№ этапа | Время мин. | Этапы учебного занятия | Средства обучения |
1 | 2 | Организационный | |
2 | 3 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. | Карточки со строками из стихотворения Н. Рубцова (приложение № 1) |
3 | 6 | Включение в систему знаний и повторение | Карта самооценки желтого цвета, использование материала, полученного на подготовительном этапе (приложение № 2) |
4 | 10 | Работа с текстом а) чтение текста с объяснением непонятных слов; б) лексическая работа со словарём. | Карточки с текстом (приложение № 3); Словарь Ожегова |
5 | 5 | Выполнение теста | Листы с тестовым заданием (приложение № 4) |
6 | 1 | Физкультурная минутка | Запись фонограммы |
7 | 10 | Проектная работа | Стилизованная карта, картинки изб, усадеб, клей. (приложение № 5, 6) |
8 | 5 | Закрепление новых знаний | Панно «родовые фамилии жителей Черлакского района» |
9 | 3 | Подведение итогов занятия. Рефлексия | Карта самооценки зелёного цвета (приложение № 7) |
Ход занятия
I. Организационный момент. Мотивация обучающихся.
Здравствуйте ребята.
-Посмотрите на слайды (слайд1-современный поселок Черлак +старый Черлак).
-Что интересного заметили?
Беседа.
-Что для вас значит слово: «Черлак»?
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
- Более точно сформулировать тему занятия вам помогут строки из стихотворения поэта Николая Рубцова:
«Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды…»
(слайд 2 презентации + карточки на столах детей)
Работа в парах
-Прочтите строки стихотворения, обсудите с товарищами: «О какой России говорит автор, подчеркните слова-помощники.»
(Вывод: о старине, о том, что было в прошлом)
-Попытайтесь сформулировать тему занятия (ответы детей)
-Сверим наши предположения: «Из истории моей малой родины».
III. Включение в систему знаний и повторение.
-Малая родина – это уголок земли, где ты родился, вырос, где похоронены твои предки. Малая родина-это тепло родного дома, куда всегда хочется вернуться. Наша малая родина – поселок Черлак.
(3 слайд – современное село).
-Что же означает название Черлак? (ответы детей)
-Сколько лет нашему поселку?
-Какие родовые фамилии вам известны? Фамилии жителей Черлака
Каждому ребенку раздается карта самооценки желтого цвета, где нужно ответить на вопросы с помощью условных знаков. С помощью карты педагог определяет уровень базовых знаний детей о родном крае.
1. Работа в группах. (Педагог делит детей на 3 группы по 4-5 человек)
-Вспомните наши предыдущие занятия и объясните значение слова «Черлак»
Каждая группа представляет свои рассуждения.
Слово педагога:
Существует несколько гипотез происхождения названия «Черлак»
На юге Западной Сибири когда-то проживали степняки калмыки и на калмыцком языке «Черлак» означает «чайка»
В отряде майора Лихарева был казак по фамилии Черлаковский, который погиб и в память о нем назвали форпост Черлаковский
В переводе с тюркского Черлак означает «возвышенное место»
(«чер» – место, «лак» – верх)
2. Сообщения детей о людях Черлака.
На подготовительном этапе детям на выбор был дан материал о почетных людях Черлакского района.
(4 слайд - «Люди Черлака »)
-Посоветуйтесь с товарищами и решите, кто представит вашу группу.
-Оцените работу противоположных групп цветными сигнальными карточками (смайлики)
IV. Работа с текстом.
-Ребята, сколько вам лет?
-А что нужно знать для ответа на этот вопрос?
(год рождения и текущий год)
-Как вы считаете, возраст бывает только у людей?
-Сколько лет нашему поселку?
1. Чтение текста.
- Кто может назвать возраст нашего села?
- А вам хочется знать точный ответ?
- Для этого прочтите текст. Слова, значение которых объяснить не можете, обозначьте « - ». Старинные слова, значение которых понимаете – знаком «+». А слова, в значении которых сомневаетесь «?».
« Первое упоминание об образовании поселка Черлак относится к 1720 году. Генерал-лейтенант Лихачев по приказу Бухольца отправился по реке Иртыш. И увидел Лихарев возвышенное место, на котором и суждено было образоваться форпосту Черлаковскому.
Страной «великих озёр» можно было назвать юг Омского Прииртышья в 18 веке. Именно таким увидел его Петр Симон Паллас, путешествующий по различным местам государства Российского. Паллас не стал долго останавливаться в деревне Сосниной и после обеда двинулся дальше. Преодолев вдоль Иртыша 17 вѐрст, он достиг к вечеру станца Кизильбашского. Здесь он уже не встретил укреплений, подобных Ачаирским. Станица состояла из одной караульной башни с пушкой, порохового погреба, казарм, офицерского дома и конюшни. Начальник гарнизона рассказал учѐному, что в Кизильбаше намечено строительство небольшой крепости.
Преодолев еще 20 верст пути, путешественник прибыл в форпост, носивший название Соляной поворот, ибо в этом месте обозы, направляющиеся за солью, поворачивали от Иртыша вглубь степи, чтобы достичь соленых озёр Карасукского и Вишневого».
2. Лексическая работа со словарём.
Ребята, вы прочитали текст и вам встретились незнакомые слова. Откройте орфографический словарь и найдите значение каждого из слов:
Форпост – (военное укрепление) – передовой пост, передовой пункт, начало и оплот в развитии;
Станец – административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений;
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метра.
- Какое знание вы получили из текста, необходимое для ответа на вопрос:
« Сколько лет нашему селу»?
(1720г- 2015г)
-Попробуйте математически обосновать свой ответ.
(счёт с помощью калькулятора –295лет)
-Сверьте свой результат с ответом в презентации.
(Слайд 5 2015-1720=295л)
-Ребята, вы внимательно читали документальный текст? Сейчас мы это проверим. Я раздам вам тесты. Будьте внимательны. На выполнение теста 5 минут (выполнение теста)
V. Физкультминутка
Цель: Снять напряжение, активизировать внимание детей.
Путешествуя по родному краю вы, наверное, немного устали, поэтому проведем физкультминутку (под звуки природы)
По родному краю
Дружно мы шагаем.
(Марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг.
(Поворот)
Слева находится лес.
(Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
(Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Что захватывает дух!
(Махи руками)
Солнце над березами светит нам.
(Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам.
(Наклоны)
VI. Проектная работа.
1.Введение в проект.
- Наше село насчитывало 205 дворов крестьян с населением 1787 душ. На территории села находилась помещичья усадьба.
- Сейчас каждая группа получит задание и выполнит проект. Для выполнения проекта вам понадобятся: стилизованная карта, на которой будут помещены родовые поместья и карточки с фамилиями людей, которые проживали в Черлаке в 18 веке.
- Знаете ли вы фамилии людей, проживавших на территории нашего села?
а) Задание:
Выбрать самые распространённые фамилии нашего села и «поселить» их в родовые избушки (карточки с распространенными фамилиями и родовые поместья)
Результат проекта – Панно «Родовые фамилии нашего села».
(Белослудцев, Ярцев, Жуйков, Волхов, Петров, Алексеев – фамилии жителей Черлака)
2. Выполнение проекта.
3.Защита проекта.
- Представьте свои проекты, обоснуйте.
(Ребята представляют свои проекты)
Взаимное оценивание работы групп.
- Оцените работу своих товарищей цветными сигнальными картами.
VII. Итог занятия.
- Как вы думаете, всю историю поселка Черлак нам удалось сегодня рассмотреть?
- Конечно, нам предстоит ещё многое узнать об истории нашей малой родины и её жителях, наших предках.
Об этом мы будем говорить на наших занятиях.
VIII. Рефлексия
- Возьмите зелёные карты. Предлагаю ответить ещё раз на вопросы, над которыми мы работали на занятии.
- Сравните – изменились ваши знания к концу занятия.
-Что осталось не понятым?
- Что хотите ещё узнать?
- За что хотите себя похвалить? (с помощью сигнальных карт дети выражают отношение к занятию)
- Молодцы! Удачи в изучении истории малой родины!
Методические рекомендации
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
Целесообразное расходование времени занятия;
Применение разнообразных педагогических средств обучения;
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками; Практическая значимость полученных знаний и умений.
Условия достижения эффективности занятия:
- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи).
- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива.
- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию.
- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов.
- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность.
- Наличие благоприятной психологической атмосферы.
- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность).
- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия. Постоянный перевод обучающего из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.1
Список использованной литературы
Для педагога:
1. Комаровский Б.Б. Задачи краеведческой работы в школе
2. Краеведческая работа в начальной школе. -М.: Просвещение,1977г.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.
4. Очерки истории Черлака и Черлакского района (1720-1985 годы), С.В. Новиков. – Омск: изд. ОмГУ, 2008г.
5. https://yandex.ru/images/search?img
Для детей:
6. Стихотворение Н.М.Рубцова «Видения на холме»
Методические материалы
Приложение 1
«Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды…»
(по количеству обучающихся)
Приложение 2
Желтая карта (в начале занятия)
№ вопроса | Знаю + | Сомневаюсь ? | Не знаю - |
Сколько лет нашему поселку? | | | |
Знаете ли вы родовые фамилии черлакцев? | | | |
Что означает название «Черлак» | | | |
Зеленая карта (в конце занятия)
№ вопроса | Знаю + | Сомневаюсь ? | Не знаю - |
Сколько лет нашему поселку? | | | |
Знаете ли вы родовые фамилии черлакцев? | | | |
3. Что означает название «Черлак» | | | |
(для каждого обучающегося)
Приложение 3
« Первое упоминание об образовании поселка Черлак относится к 1720 году. Генерал-лейтенант Лихачев по приказу Бухольца отправился по реке Иртыш. И увидел Лихарев возвышенное место, на котором и суждено было образоваться форпосту Черлаковскому.
Страной «великих озёр» можно было назвать юг Омского Прииртышья в 18 веке. Именно таким увидел его Петр Симон Паллас, путешествующий по различным местам государства Российского. Паллас не стал долго останавливаться в деревне Сосниной и после обеда двинулся дальше. Преодолев вдоль Иртыша 17 вѐрст, он достиг к вечеру станица Кизильбашского. Здесь он уже не встретил укреплений, подобных Ачаирским. Станец состоял из одной караульной башни с пушкой, порохового погреба, казарм, офицерского дома и конюшни. Начальник гарнизона рассказал учѐному, что в Кизильбаше намечено строительство небольшой крепости.
Преодолев еще 20 верст пути, путешественник прибыл в форпост, носивший название Соляной поворот, ибо в этом месте обозы, направляющиеся за солью, поворачивали от Иртыша вглубь степи, чтобы достичь соленых озёр Карасукского и Вишневого».
Приложение 4
Тест. Черлак, ты Родина моя
1. Назовите свою малую Родину и её столицу.
а) Красный Октябрь
б) Черлак
в) Иртыш
2. В каком году был основан форпост?
а) 1834 г
б) 1672г
в) 1720
3. Какое название носил один из главных форпостов на Иртыше
а) Иртышский
б) Черлаковский
в) Николаевский
4.На каком месте был возведён форпост
а) на возвышенном
б) в низине
в) на левом берегу Иртыша
5.Что означает слово Черлак?
а) местопребывания
б) чайка
в) трава
6. Какие населенные пункты Черлакского района связаны с именами
7. Какие села имеют значение «больше», «меньше»?
8.Название какой деревни связано с названием насекомого?
9.Назовите озеро, которое находится на территории Николаевки. Чем оно знаменито?
Приложение 5

Белослудцев, Ярцев, Жуйков, Волхов, Петров, Алексеев
(фамилии для проекта)
Приложение 6



Приложение 7
Рефлексия

1 Методические рекомендации. Автор-составитель Маркова С.И.
27