Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
1. Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)
- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
6. Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, республиканских олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
выявление одаренных обучающихся;
создание банка данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, республиканских, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.
8. Основные формы работы с одаренными детьми
олимпиады по предметам;
научно-практические конференции;
выступления и доклады;
активная внеклассная работа;
предметные недели;
вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
ролевые игры;
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
научные кружки, общества;
дискуссии;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
9. Содержание работы с одаренными детьми
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих людей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных занятий.
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, республиканских олимпиад. К родительским собраниям - выставка творческих достижений обучающихся.
2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, республиканских олимпиад.
6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.
10. Примерный план работы с одаренными детьми МОБУ СОШ с. Старокучербаево
№ | Мероприятие | Ответственные |
1 | Диагностика обучающихся по следующим направлениям: Творческое мышление Толерантность Предпочтительные виды деятельности Доминирование левого и правого полушария Вы лидер? Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову) Поведенческая характеристика одарённых детей Тест ШТУР |
Классные руководители, администрация. |
2 | Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся. Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых обучающихся. | Администрация |
3 | Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников | Учителя- предметники |
4 | Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми | Зам. директора по УВР |
5 | Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей | Администрация, руководители МО |
6 | Составление графика регулярных занятий с одарёнными обучающимися. | Педагоги – предметники, зам по УВР |
7 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми | Библиотекарь, учителя- предметники |
8 | Расширение сети занятий по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся | Администрация, учителя - предметники |
9 | Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал.
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | Учителя - предметники |
10 | Привлечение одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | Учителя - предметники |
11 | Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, районных, республиканских олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. | Учителя – предметники, администрация |
12 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | Администрация, учителя – предметники |
13 | Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. | Учителя- предметники |
14 | Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей | Учителя – предметники, администрация |
15 | Активизация работы научного общества обучающихся и учителей | Администрация |
16 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей | Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники |
17 | Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми. | Классные руководители, педагоги дополнительного образования. |
18 | Подготовка и проведение предметных недель и декад | Учителя – предметники, руководители МО |
19 | Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции | Учителя- предметники, администрация |
20 | Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах | Учителя- предметники |
21 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми | Руководители МО, администрация |
22 | Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся. | Администрация, руководители МО |
23 | Участие в районном летнем лагере для одаренных детей | Администрация, учителя- предметники |
24 | Участие в международных играх и конкурсах | Учителя- предметники, администрация |
25 | Организация и проведение школьного конкурса «Ученик года», научно- практической конференции исследовательских и творческих работ | Учителя – предметники, администрация |
26 | Участие во всероссийских конкурсах по разным предметам | Учителя- предметники, руководители МО |
27 | Организация и проведение заключительного школьного фестиваля «К вершинам роста» | Классные руководители, адм. |
28 |
Участие обучающихся в районных творческих конкурсах и спортивных мероприятиях |
Учителя- предметники |
29 | Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований | Классные руководители, учитель физкультуры |
30 | Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов | Классные руководители |
31 | Введение элективных и факультативных курсов | Администрация |
32 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми | Учителя- предметники |
33 | Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми | Учителя- предметники |
34 | Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа» | Администрация |
35 | Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми | Администрация, руководители МО |
36 | Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускникам школы | Администрация |
37 | Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | Учителя- предметники, руководители МО |
38 | Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям. | Учителя- предметники, администрация |
39 | Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках | Учителя- предметники |
40 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | Учителя – предметники |
41 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения | Учителя –предметники |
42 | Анализ результативности с одарёнными обучающимися: на совещании при директоре методических объединениях на административном совещании педсовете | Администрация |
11. Формы проведения мониторинга одаренных детей
Формы | Периодичность |
Предметные олимпиады | 1 раз в год |
Общешкольная конференция достижений обучающихся | 1 раз в год |
Предметные недели | По годовому плану |
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми | На педсовете |
Внутришкольный контроль | По годовому плану |
Творческие отчеты кружков и спортивных секций | 1 раз в год |
Тематические конкурсы, выставки | По годовому плану |
Проектная деятельность | По годовому плану |
Мониторинг динамики развития | По годовому плану |
12. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
- наличие базы данных;
- участие обучающихся в школьных, районных и республиканских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- наличие НОУ (научного общества учащихся);
- участие обучающихся в школьных и районных спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
- участие обучающихся в школьных и районных творческих конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;
- создание портфолио ученика школы.
Башкортостан Республикаһы Благовар районы муниципаль районы Иҫке Күсәрбай ауылының урта дөйөм белем биреү мәктәбе муниципаль бюджет дөйөм белем биреү учреждениеһы МДБББУ Иҫке Күсәрбай ауылы |  | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старокучербаево муниципального района Благоварский район РеспубликиБашкортостан(МОБУ СОШ с.Старокучербаево) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Разработала руководитель ШМО учителей начальных классов Габдулхакова Ф.А.