СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по самостоятельной работе по английскому языку, 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по самостоятельной работе.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по самостоятельной работе по английскому языку, 2014»

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж
















Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине

ОДБ.03 АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК для специальности

07.02.01 Архитектура

08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции


















2014 г.





ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией филологических дисциплин

Протокол №1 от 29.08.2014 г.



Председатель цикловой комиссии

______________Комовкина Р.А.










УТВЕРЖДАЮ







Заместитель директора
по учебной работе

____________ Груздев Ю.А.

Автор:




Комовкина Р.А., преподаватель английского языка (высшая категория)






Методические рекомендации для студентов:

1) ПИСЬМЕННЫЕ ВИДЫ РЕЧИ: Как написать эссе, доклад, реферат, презентацию

Эссе: Перед написанием эссе на заданную тему необходимо сформировать план. Отказ от плана или пренебрежение им влечет за собой появление таких недочетов, как неполнота раскрытия темы, отклонение от нее, отсутствие логичности и динамики в рассуждениях, недостаточность аргументации, неадекватность иллюстративного материала и т. д.

Для того, чтобы план не оказался пустой формальностью, ненужным элементом подготовительной работы, необходимо, чтобы каждый пункт плана нес в себе определенную информацию, помогая сосредоточиться на определенной идее, способствовал сгруппированности иллюстративного материала. План должен вобрать в себя информацию не только о том, о чем пишется сочинение (т. е. о теме), не только об основной мысли (т. е. об идее), но и о том, какова система доказательств этой мысли, к каким выводам приходит автор. Традиционно для эссе рекомендуется трехчастная структура:
I. Введение. 
II. Основная часть. 
III. Заключение.

Во введении рекомендуется раскрывать и трактовать формулировку темы, отражать основную проблематику темы и мнения о теме, которые бытуют в настоящее время.

В основной части рекомендуется формулировать различные мнения и точки зрения о теме, подкреплять их примерами либо аргументацией.

В заключении рекомендуется обобщить выводы о теме, выразить свое мнение о вопросе.

Общий объем эссе может варьироваться от 1 до 2 листов. Эссе не должно быть слишком коротким, «затянутость» также считается недостатком.

Кроме содержательной стороны учащиеся не должны пренебрегать и формой. При написании эссе необходимо обращать особое внимание на лексический материал по теме, следить за правильной орфографией и словоупотреблением, стараться по возможности использовать как можно больше новых лексических конструкций и грамматического материала. После того, как сочинение написано, рекомендуется один-два раза внимательно его перечитать и исправить ошибки и недочёты.



Реферат: Главное отличие от сочинения состоит в том, что реферат имеет информативную цель, соответственно выражение студентом своего мнения на тему реферата не является обязательным.

- Как и при написании сочинения, перед написанием реферата необходимо сформировать план. Отказ от плана или пренебрежение им влечет за собой появление таких недочетов, как неполнота раскрытия темы, и т. д.

Для реферата рекомендуется трехчастная структура:
I. Введение. 
II. Основная часть. 
III. Заключение.
Во введении рекомендуется дать определение теме и при необходимости обозначить ее основные аспекты (например, разные понимания термина разными учеными, классификации и т.д.).

В основной части рекомендуется приведение различных примеров по теме реферата (например, примеры архитектурных стилей 20 века), каждый пример крайне желательно снабжать иллюстративным материалом.

В заключении рекомендуется обобщить выводы о теме.

Общий объем реферата должен составлять не менее 2 листов (без учета иллюстраций).

Кроме содержательной стороны учащиеся не должны пренебрегать и формой. При написании реферата необходимо обращать особое внимание на лексический материал по теме, следить за правильной орфографией и словоупотреблением, стараться по возможности использовать как можно больше новых лексических конструкций и грамматического материала.



Доклад: подготовка доклада предполагает составление сочинения на заданную тему и устную его презентацию. В данном аспекте озвученные выше рекомендации следует дополнить:

  • При подготовке к устному докладу студенту необходимо выучить всю лексику по заданной теме, обращая особое внимание на произношение новых слов.

  • Рекомендуется написать план доклада и основные тезисы в том порядке, в котором они будут озвучены

  • Даты, имена и прочую фактическую информацию также следует выписать (для избежания пауз и заминок во время презентации доклада)

  • Длительность доклада не должна быть менее 5 минут, регламент не должен превышать 8 минут. Доклад должен легко восприниматься на слух и быть составленным из простых, несложных предложений.

  • Поощряется использование в докладе иллюстративного материала (презентация, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы)

Презентация: подготовка презентации предполагает озвучивание основных тезисов и информации по заданной теме. В данном аспекте рекомендации таковы:

- Как и для сочинения, для презентации рекомендуется трехчастная структура:
I. Введение. (первые 1-2 слайда) - во введении дается определение темы презентации.
II. Основная часть. - (последующие 5-10 слайдов) — фактическая и иллюстративная информация на заданную тему
III. Заключение. - (1-2 слайда) — общий итог либо вывод.

  • При подготовке к презентации студенту необходимо выучить всю лексику по заданной теме, обращая особое внимание на произношение новых слов.

  • Длительность презентации не должна быть менее 5 минут, регламент не должен превышать 8 минут. Презентация должна быть легкой к восприятию на слух и состоять из простых, несложных предложений. Объем должен составлять не менее 7 и не более 20 слайдов.

  • Поощряется использование иллюстративного материала (фотографии, картинки, аудио- и видеоматериалы)



Как составить план текста

  1. Чтобы составить план текста, в первую очередь необходимо прочитать текст. Читая текст, все незнакомые слова рекомендуется выделять и записывать в тетрадь для дальнейшего запоминания и самопроверки.

  2. При первом прочтении рекомендуется разбить текст на части – от абзаца (для 1-2 уровней) до целой главы (старшие уровни) и читать каждую часть полностью, подчеркивая (выделяя) незнакомые слова (фразы), пытаясь для начала понять общий смысл прочитанного и догадаться о значении незнакомых слов из контекста.

  3. Далее можно приступить к работе со словарем. При записи новых слов рекомендуется записывать не только перевод, но и контекст (фраза, предложение).

  4. Для запоминания слов после чтения со словарем рекомендуется еще раз прочитать текст уже без использования словаря и записей, стараясь на память воспроизвести перевод новых лексических единиц.

  5. Рекомендуется также чтение вслух, так как это помогает лучше запомнить слова и конструкции, а также способствует более внимательному прочтению текста.

  6. После прочтения студентам рекомендуется ответить для себя на вопрос: какова тема и идея текста. Важно сформулировать общий смысл прочитанного. Выделить основных действующих лиц, сформулировать в двух-трех предложениях для себя основной сюжет текста.

  7. Составить план пересказа текста на английском языке, по возможности опираться на количество абзацев, ранее выделенных логических частей текста, каждая из которых должна соответствовать одному пункту плана. Если текст не разделен на абзацы — разделить его на логические части и составить план по ним.

  8. План должен состоять из следующих пунктов:

  • название текста

  • логические части текста. Рекомендуется из каждого абзаца выбрать по одному (только по одному) предложению, которое несет смысловую нагрузку всего абзаца

  1. Еще раз перечитать получившийся план, а потом текст, просмотрев соответствие плану.


Поиск материалов в Интернете на заданную тему

  1. Обозначьте изучаемую тему. (Например, «Спорт»). Предпочтительно, если после занятия студенты «разбивают» тему на подтемы, и каждый детально изучает свой «кусок». Например, тему «Спорт» можно разбить на такие подтемы, как «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «олимпиада», «Стадионы и экипировка», «Жизнь замечательных спортсменов» и т.д.

  2. Сформулируйте для себя (вначале по-русски) вопросы по этой теме. Например, к теме «Спорт» возможны такие вопросы, как: Какие существуют зимние виды спорта?, Какие виды спорта представлены на Олимпиадах? Кто самые известные спортсмены нашей страны (либо страны изучаемого языка)? Какая экипировка нужна серферу / футболисту (и т. д.)? …

  3. Воспользуйтесь тематическими словарями (как англо-русскими, так и русско-анлийскими), выпишите (либо распечатайте) новые слова и выражения, желательно группировать их не в алфавитном порядке, но по тематическому принципу.

  4. Выучите новые слова (см. соответствующие методические рекомендации)

  5. Найдите интересную Вам статью в англоязычном интернете (либо в Википедии, Voice of America и других источниках), прочитайте ее. Либо просмотрите короткий фильм или видеосюжет по Вашему подразделу темы.

  6. Будьте готовы рассказать о том, что Вы прочитали либо посмотрели на английском языке (не более 5 минут), используя новую лексику. Будьте также готовы поделиться Вашими записями с товарищами по группе.

  1. УСТНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ: Как составить диалог, как готовиться к дебатам

Диалог: Составление диалога Подготовка диалога предполагает работу в паре (тройке) для отработки усвоенных на занятии новых лексических и грамматических единиц.

  • При подготовке к диалогу студентам необходимо выучить всю лексику по заданной теме, обращая особое внимание на произношение новых слов. Особое внимание нужно обратить на новые грамматические конструкции, случаи и корректность их употребления.

  • Длительность диалога не должна быть менее 7 минут, регламент не должен превышать 10 минут. Все участники должны быть задействованы в равной мере. Не допускаются диалоги, в которых один из участников несет непропорционально большую лексическую, грамматическую и временную нагрузку, чем другие.

  • Диалог должен легко восприниматься на слух и быть составленным из простых, несложных предложений.

  • Поскольку диалог направлен на закрепление выученного материала, в речи каждого участника должно использоваться не менее 5 новых слов либо грамматических конструкций.

  • Диалог должен быть максимально приближен к естественной речи, включать в себя приветствия, прощания коммуникативные конструкции (обращения, переспросы, уточнения, просьбы, вопросы, возражения, и т. д.), конструкции выражения вежливости.

  • Рекомендуется написать план диалога, заранее прорепетировать его (желательно помнить последовательность реплик, при необходимости студенты могут написать для себя краткие тезисы и выписать опорные слова и выражения).

  • Особой оценки заслуживает креативность при выполнении задания, интересные и динамичные диалоги, необычность идей.

  • Поощряется артистизм, использование реквизита, интонационных средств выразительности.

Дебаты: Подготовка дебатов. Подготовка дебатов предполагает работу всей группы для отработки усвоенных на занятии лексических и грамматических единиц.


- Первый этап подготовки заключается в делении на команды и формулировке позиции, которую будет отстаивать вся команда. Группа разделяется на две команды, каждая из которых отстаивает свою точку зрения по заданной преподавателем проблематике или вопросу. Команды должны быть равного размера. Каждая из команд должна выбрать капитана, который будет делать презентацию позиции команды в начале дебатов.


- Второй этап заключается в самостоятельной работе студентов дома: необходимо выучить все ключевые слова, выражения, грамматические конструкции по заданной тематике, провести работу с литературой и/или интернет-источниками. Для того, чтобы все члены команды проявили активность, каждый из них должен в процессе домашней подготовки найти хотя бы один аргумент (пример) в пользу доказываемого командой тезиса, а также хотя бы один контр-аргумент тезисам, которые опровергают доказываемый.


- Третий этап дебатов проходит в классе английского языка. Две команды по очереди представляют свои точки зрения: капитаны приводят основные аргументы и примеры в пользу отстаиваемой точки зрения, использование презентаций и иллюстративных материалов приветствуется. Во время выступления капитана члены команды-соперника конспектируют моменты, которые нужно будет оспорить на самих дебатах. Выступления перебивать нельзя.


После презентаций мнений обеих команд приходит время самих дебатов, когда члены каждой из команд по очереди выдвигают контр-аргументы к точке зрения команды-соперника. Каждый из обменов мнений оценивается Судъей, который оценивает убедительность аргументации и присуждает балл за более убедительный аргумент.


Особое внимание должно уделяться языку. За использование командой большего количества новой лексики по теме в рамках каждого обмена мнениями, присуждается дополнительные полбалла (списки новых слов должны быть у студентов заранее).

Каждый член каждой команды должен привести хотя бы один контр-аргумент противникам, и хотя бы один аргумент в пользу мнения команды. До того, как каждый член команды выступит хотя бы один раз, повторные выступления не разрешаются.

По итогам дебатов оглашается общий балл каждой команды за убедительную аргументацию и за знание лексики.


  1. ЧТЕНИЕ

- Для правильного и результативного чтения студенту необходима тетрадь для записи слов. Все незнакомые слова рекомендуется выделять и записывать в тетрадь для дальнейшего запоминания и самопроверки.


- При первом прочтении рекомендуется разбить текст на части – от абзаца (для 1-2 уровней) до целой главы (старшие уровни) и читать каждую часть полностью, подчеркивая (выделяя) незнакомые слова (фразы), пытаясь для начала понять общий смысл прочитанного  и догадаться о значении незнакомых слов из контекста.

 

- Далее можно приступить к работе со словарем. При записи новых слов рекомендуется записывать не только перевод, но и контекст (фраза, предложение).

 

- Для запоминания слов после чтения со словарем рекомендуется еще раз прочитать текст уже без использования словаря и записей слов, стараясь на память воспроизвести перевод новых лексических единиц.


- Если по тексту предполагается делать устный доклад, рекомендуется также чтение вслух, так как это помогает лучше запомнить слова и конструкции, а также способствует более внимательному прочтению текста.

 

После прочтения студентам рекомендуется ответить для себя на вопрос: какова тема и идея текста.


  1. Пересказ


- Для пересказа текста необходимо вначале его несколько раз прочитать и выписать незнакомые слова (см. рекомендации по чтению текста). Важно сформулировать общий смысл прочитанного. Выделить основных действующих лиц, сформулируйте в двух предложениях для себя основной сюжет текста.


- Составить план пересказа текста на английском, по возможности опираться на количество абзацев, логических частей текста, каждая из которых должна соответствовать одному пункту плана. Если текст не разделен на абзацы — разделить его на логические части и составить план по ним.


- План должен состоять из следующих пунктов:

  • название текста

  • логические части текста. Рекомендуется из каждого абзаца выбрать по одному (только по одному) предложению, которое несет смысловую нагрузку всего абзаца


- Еще раз перечитать получившийся план, а потом текст, просмотрев соответствие плану перессказа.


  • К каждому пункту выписать опорные слова и выражения. При необходимости — имена, даты, числа и т. п.



5) Запоминание и выучивание: Как выучить слова, как выучить диалог.


Как выучить слова: Для эффективного выучивания и запоминания новой лексики рекомендуется:


  1. Найти слово в словаре. Внимательно изучить словарную статью, выделить основные значения слова, особо отметить то значение, в котором слово встретилось Вам. Для использования рекомендуются следующие словари: LINGVO (оналйн-версия доступна по ссылке http://www.lingvo-online.ru/ru), словари издательств Oxford, MacMillan, Longman).

  2. Выписать новые слова с переводами в тетрадь. При необходимости — выписать также контекст (все предложение целиком), в котором это слово встретилось Вам.

  3. Особое внимание обратить на произношение слова. Обязательно прослушать звуковой файл с произношением (в онлайновых словарях). Внимательно прочитать транскрипцию слова (в обычных словарях).

  4. Обратить внимание на правописание слова. Выделить корень, суффиксы. Найти (вспомнить) однокоренные слова.

  5. Если слово труднозапоминаемое для Вас — подобрать ассоциации, которые помогут Вам его запомнить. Например, слово sun — солнце /сан/ легко запомнить, привязав к нему образ-ассоциацию, как дети САНя и Аня загорали на пляже.

  6. Когда Вы запомнили первые десять слов по изучаемой теме, закройте все тетради и учебники и постарайтесь вспомнить, что за слова Вы выучили, какие их значения, обязательно составьте хотя бы одно предложение с каждым словом — это поможет Вам в дальнейшем использовать слова в контексте.

  7. Когда Вы проработали таким образом все слова по теме, Вы можете приступать к остальным пунктам домашнего задания, однако на следующий день обязательно вернитесь к списку выученных слов, снова прочитайте и проговорите каждое из них, вспомните их значения. Особое внимание обратите на слова, которые запомнились хуже, чем другие. Попробуйте придумать более удачные ассоциации, выделите такие слова цветом. Также рекомендуется создание карточек со словами, на одной стороне которых выписаны слова по-английски, а на обратной - перевод. Помните: если уделять выучиванию слов хотя бы 5 минут в день, Вы достигнете отличных результатов не только в английском языке, но и натренируете свою память.



Как выучить диалог:

  1. Чтобы выучить диалог, вначале прочитайте его внимательно от начала до конца. Обязательно добейтесь того, чтоб Вам было понятно каждое предложение.

  2. Подчеркните все незнакомые слова и выражения. Выпишите их в тетрадь, переведите при помощи словаря.

  3. Теперь два-три раза прочитайте диалог вслух, стараясь делать это внятно и выразительно. Почувствуйте ритм каждой фразы. Воспроизведите интонации собеседников, участвующих в диалоге.

  4. Разбейте весь диалог на отдельные реплики. Начните заучивать текст по одной фразе. Для этого несколько раз повторите предложение, а потом, закрыв учебник, постарайтесь произнести его вслух. Если воспроизведение отрывка целиком вызывает у вас затруднение, разбейте его на отдельные части, связанные по смыслу. Легче запоминать небольшие куски текста, чем сразу заучивать значительные фрагменты.

  5. Постепенно переходите к следующим фразам диалога, пока не выучите его целиком. По мере усвоения материала возвращайтесь к тем отрывкам, которые отработали ранее, и повторяйте их.

  6. Используйте для повышения качества заучивания диктофон. Запишите на него весь текст диалога, с выражением прочитав его вслух. Затем прослушивайте записанный вами голос по частям, сделайте паузу и повторите прослушанный отрывок вслух. При необходимости вы всегда можете обратиться к любому месту записи. Очень удобно перенести записанный диалог в плеер или мобильный телефон и далее повторять и переслушивать материал, используя время, которое нередко тратится впустую (вынужденное ожидание, пробки, поездки в транспорте и так далее).

  7. Если вы хотите сделать заучивание еще более эффективным, воспользуйтесь помощью напарника. Лучше всего, если это будет Ваш одногруппник, изучающий английский язык вместе с вами. Разделите диалог на лица, распределив роли. Поочередно вслух произносите фразы из разговора. Пройдите весь текст несколько раз, а затем поменяйтесь ролями и повторите упражнение. Через некоторое время вы добьетесь того, что текст диалога прочно закрепится в вашей памяти. Такие занятия в парах можно проводить и дистанционно, для чего удобно использовать Skype.




6) Подготовка к контрольной работе, ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ, АНАЛИЗ ОШИБОК и РАБОТА НАД ОШИБКАМИ


Подготовка к контрольной работе

  1. Уточните тему, на которую будет проводиться контрольная работа. Найдите и перечитайте материалы по теме, которые Вам давали на занятии, изучите соответствующий параграф учебника.

  2. Попросите членов семьи либо одногруппников проговорить с Вами основные грамматические правила по пройденной теме. Поправляйте друг-друга в случае ошибки, отмечайте моменты, которые вызывают у Вас заруднения.

  3. Найдите упражнения в учебнике по заданной теме (желательно, с ключами) и выполните их, при необходимости обращаясь к записям в конспекте и учебнику. Проверьте себя.

  4. В случае, если у Вас есть ошибки — проанализируйте их причину, подумайте, что именно Вам неясно, перечитайте конспект и учебник, при необходимости — обратитесь за помощью к одногруппникам либо преподавателю.

  5. Устройте себе репетицию контрольной работы. Найдите сложное для Вас упражнение по заданной теме, дайте себе 10-15 минут на выполнение упражнения (в зависимости от длины упражнения), не пользуйтесь ни конспектом, ни параграфами учебника, постарайтесь полагаться только на запомненные вами правила. По завершении упражнения - проверьте количество ошибок. В случае, если их все еще много — обратитесь за помощью к преподавателю.

Анализ ошибок и работа над ошибками

  1. Повторите тему, на которую проводилась контрольная работа. Найдите и перечитайте материалы по теме, которые Вам давали на занятии, изучите соответствующий параграф учебника.

  2. Попросите членов семьи либо одногруппников проговорить с Вами основные грамматические правила по пройденной теме. Поправляйте друг-друга в случае ошибки, отмечайте моменты, которые вызывают у Вас затруднения.

  3. Найдите допущенные Вами ошибки по теме контрольной работы, исправьте их исходя из правил, каждый раз проговаривайте для себя, почему правильно будет именно так, а не иначе. Если Вам неясно, в чем Ваша ошибка, перечитайте конспект и учебник ещё раз, обратитесь к Интернет-ресурсам. Если ответа на Ваш вопрос найти не удалось — выпишите его и задайте вопрос преподавателю.

  4. Проанализируйте ошибки по другим темам. Каждый раз проговаривайте для себя, почему правильно будет именно так. Если Вы ранее не встречались с подобной формулировкой (грамматической формой, выражением), рекомендуется выписать ее в тетрадь и добавить несколько примеров на эту же грамматическую форму для запоминания.

  5. Помните — цель работы над ошибками — никогда больше не повторять эти ошибки и запомнить, как правильно — раз и навсегда.

Подготовка к зачетному занятию

  1. Проверьте, есть ли у Вас «долги» по домашнему заданию за семестр. Сделайте те задания, которые Вы не сдали.

  2. На прошлом занятии Вы писали контрольную работу. Проанализируйте свои ошибки. Сделайте работу над ошибками.

  3. Составьте список лексических и грамматических тем, пройденных за семестр. Повторите все темы (перечитайте правила, сделайте по 1-2 упражнению). Перечитайте новые слова по лексическим темам. Особое внимание уделите тем темам, которые вызвали у Вас затруднения.

  4. В случае, если Ваш результат за семестр неоднозначен, на зачётном занятии преподаватель может дать Вам задание по любой из изученных в данном семестре тем, будьте к этому готовы.

2