Мини – проект
«Сказки Пушкина»
Составитель:
Свидерская Е.Г.
2016 г.
Актуальность:
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть. Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений.
Творчество А.С. Пушкина помогают ребёнку развить высокий уровень культуры речи. В него входят три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи – это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина
способствует составлять целое высказывание.
Цель: приобщение детей к богатству русской художественной литературы через знакомство с творчеством А.С.Пушкина
Задачи:
Дети:
познакомить с творчеством А.С.Пушкина;
способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
обогащать и расширять словарный запас детей.
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
развивать артистические способности;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
формировать навыки сотрудничества;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Целевая группа: дети старшей «А» группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: декабрь 2016 г. – февраль 2017 г.
Гипотеза:
Проект даёт возможность детям познакомиться с творчеством классика русской литературы А.С.Пушкина, с биографией писателя, с незнакомыми интересными произведениями. Это будет способствовать развитию личности детей и воспитанию детского интереса книге.
Обеспечение:
сборники сказок А.С.Пушкина;
иллюстрации к сказкам,
репродукции картин, рисунков,
фотографии по биографии А.С Пушкина;
аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса;
методическая литература.
Продукт проектной деятельности:
изготовление макетов «Лукоморье», «Ель растет перед дворцом», картины
«По сказкам Пушкина»; игрушек «Золотая рыбка», «Золотой петушок»
рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам А.С Пушкина.
Презентация проекта:
оформление выставки «По дорогам сказок А.С.Пушкина»;
открытое занятие «Люблю я Пушкина творенья»;
развлечение «Что за прелесть эти сказки!»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Содержание деятельности | Сроки и место реализации | Ответственные | Результат |
1 этап – подготовительный |
1 | Определение темы и цели проекта. Формулировка проблемы: Обсуждение проекта с родителями. Вводная беседа с детьми «Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт» Заинтересовать темой Сформулировать проблему: Дети не знакомы пока с творчеством Пушкина. Мотивировать детей. Назвать некоторые стихи автора, спросить какие бы они хотели послушать. Определить цели и задачи проекта | 1-9 декабря | воспитатели | Принимают участие в обсуждении. Высказывают мнения. Рассказывают, какие стихи знают дети. Осознают и личностно воспринимают проблему Получают дополнительную информацию Принимают задачи проекта |
2. | Выработка плана действий Определить способ представления результатов Ознакомление родителей с планом работы по проекту | 10-16 декабря | воспитатели | Выдвигают предположения. Родители принимают план. |
3 | Акция «Подари книгу детскому саду» произведения А.С.Пушкина. | 16-23 декабря | воспитатели родители | Пополнение библиотеки книгами А.С.Пушкина. |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | 1-9 декабря | воспитатели | Просвещение родителей |
5 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД. | 1-15 декабря | воспитатели родители | Обогащение предметно-пространственной развивающей среды пособиями и материала по проекту. |
2 этап – основной |
1. | Попросить детей принести книги А.С.Пушкина. | 15 декабря | воспитатели | Отбирают книги и приносят в детский сад. |
2 | Организовать выставку книг писателя, внести его портрет в книжный уголок | 16 декабря | воспитатели родители | Дети рассматривают картинки, обсуждают иллюстрации |
3 | Беседа с детьми: «Правила для уголка книг». | 16-18 декабря | воспитатели | Дети повторяют правила правильного обращения с книгами. |
4. | Наглядная информация для родителей «Правила обращения с книгой» «Как стать хорошим читателем» «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы А.С.Пушкина» | декабрь - февраль | воспитатели | Повышение компетенции родителей по вопросу эффективности использования произведений художественной литературу в воспитании детей. |
5. | Беседа с детьми «Великий русский поэт» Беседа «Сказки Пушкина» | 21 декабря 20 февраля | воспитатели дети воспитатели дети | Рассказывают, что они знают о Пушкине, с какими сказками знакомы. Рассказывают, с какими сказками познакомились, какие герои нравятся и почему. |
6. | Чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане…». «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Чтение стихов: «Зимний вечер» «Зимняя дорога» «Зимнее утро» «Опрятней модного паркета…» «Вот север, тучи нагоняя…» | декабрь - февраль | воспитатели дети | Обсуждение прочитанного Инсценирование Обсуждают поведение героев. Предполагают, как бы они поступили на месте героев. Высказывают свое отношение к картинам зимней природы, описанных Пушкиным. |
7. | Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане…». «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. | декабрь - февраль | воспитатели дети |
8. | Семейное чтение дома с детьми стихов и сказок А.С.Пушкина | декабрь - февраль | родители | Привлечение родителей к помощи, сотрудничеству, участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ |
9. | Наглядная информация для родителей «Как научить детей откликаться на прочитанное» Наглядная информация для родителей «Как помочь ребёнку стать читателем» «Как ребёнок обращается с книгой» | декабрь - февраль | воспитатели | Просвещение родителей. |
10. | Инсценировка отрывков из сказок А.С.Пушкина по выбору детей | 28 декабря | воспитатели дети | Дети исполняют диалоги двух-трёх героев сказок. |
11. | Беседы: «Добро и зло в сказках А.С.Пушкина» Беседа о жадности по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Беседа о зависти и злости по сказкам А,С, Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне». | декабрь - февраль | воспитатели дети | Обсуждают Высказывают мнение Делают выводы. |
12. | Игры: Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку.” Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина: «Угадай сказку по иллюстрации» «Какой сказочный герой лишний?» «Найди предметы из сказок Пушкина» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети | |
13. | «Ветер по морю гуляет» «Ель растет перед дворцом» «Свет мой зеркальце скажи» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети | Конкурс чтецов (отрывки из произведений А. С. Пушкина) |
14 | Продуктивная деятельность: (пластилинография) Коллекция раскрасок к сказкам А. С. Пушкина. Конструирование «Град на острове стоит» | сентябрь - ноябрь | воспитатели дети родители | Коллекция фотографий, открыток «Памятники А. С. Пушкина» . |
15 | Посещение библиотеки семейного чтения. | октябрь | воспитатели дети родители | Закрепление представлений о библиотеке, о работе библиотекаря. Литературная гостиная по произведениям А.С.Пушкина |
3 этап – заключительный |
1. | Презентация проекта: Выставка рисунков по произведениям А.С.Пушкина | ноябрь | дети родители воспитатели | Рисование по любим произведениям Носова. Фотогазета по мини-проекту. |
2. | Викторина «Наш любимый Пушкин» | ноябрь | дети родители воспитатели | Приобщение детей к художественной литературе на примере произведений А.С.Пушкина, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений. |
Ресурсное обеспечение:
нормативно – правовой блок:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. (издательство «Детство-Пресс», 2014 г.
информационный (фото-видео материалы, библиотечный фонд);
научно – методический (консультативная работа с родителями);
материально – технический (ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр, телевизор);
Ожидаемый результат:
В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством классика русской литературы А.С.Пушкина:
библиотека произведений А.С.Пушкина;
оформлен альбома рисунков «Сказки А.С.Пушкина глазами детей».
Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Участие детей в инсценировках, в чтении сказок А.С.Пушкина.
Вызван интерес детей и родителей к чтению произведений А.С.Пушкина.
У детей появилось желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
У родителей повысился уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературу в воспитании детей.
Критерии результативности
критерий | предполагаемый результат |
Знают произведения А.С.Пушкина Ориентируются по иллюстрациям стихотворений А.С.Пушкина Берут на себя роль в соответствии с персонажами сказок А.С.Пушкина | 100% 85% 75% |
Приложения
Сценарий литературной викторины по произведениям А.С.Пушкина.
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. (издательство «Детство-Пресс», 2014 г.)
Книги:
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Москва. Клевер-Медиа-Групп, 2015 г.
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Москва. Клевер-Медиа-Групп, 2015 г.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Москва. Клевер-Медиа-Групп, 2015 г.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Москва. Клевер-Медиа-Групп, 2015 г.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Москва. Клевер-Медиа-Групп, 2015 г.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Москва. Клевер-Медиа-Групп, 2015 г.
А.С.Пушкин. «Сказки» (сборник). Москва. «Омега», 2009 г.
А.С.Пушкин. «Сказки и стихи для детей». Изд. «Август, Улыбка». 2014 г.
А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Изд. «Детская литература, 1965 г.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане…».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»