СОВЕТСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Департамента по образованию администрации Волгограда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №93 Советского района Волгограда»
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 20____г. Протокол № _____________ | Утверждаю: Директор МОУ СШ № 93 Советского района _____________ Е.А. Шибулкина Приказ №_______________ «___» ____________ 20____г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Мир вокруг нас»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор-составитель:
Ахмирова Ксения Валерьевна
учитель начальных классов
г. Волгоград, 2021
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по внеурочной деятельности В.А. Горской, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010 и сборника программ внеурочной деятельности: 1-4. Виноградовой Н. Ф. – М.: Вентана – Граф, 2014 г. «И мир вокруг меня»: учебное пособие/ Н.М. Ладнушкина. – М.: Мнемозина, 2011
Нормативно-правовой основой для разработки программы явились следующие документы:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерные программы внеурочной деятельности начального общего образования на основе федерального государственного стандарта;
Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки, экспертизе и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром
Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Школа России», которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины. самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.
Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.
Актуальность данной программы определяется сложившейся ситуацией в нашей стране в настоящее время и обусловленная преобразованиями в общественной жизни, переоценкой ценностей в сознании людей. Многое в новой ситуации, в новых ценностях способствует возрождению национальной культуры и приводит к серьезным изменениям в сфере школьного образования. Одной из основных проблем общеобразовательной школы на сегодняшний день является недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания учащихся, тогда как любовь к Родине, Отечеству всегда была и является залогом сильной и могущественной державы и единой, сплоченной нации. Страна все острее ощущает потребность в формировании личности, способной жить в гражданском обществе. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.
Новизна. Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции – влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
«Мир вокруг нас» предполагает проведение занятий один раз в неделю за счет часов внеурочной деятельности по социальному направлению базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования. Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить.
На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: беседы, викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; прогулки, экскурсии.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения к ней.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения.
Главные задачи:
Формирование знаний:
– познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;
– создать представление о главных вехах в истории поселка;
– познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
– расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
– раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков. Формирование нравственно-эстетических норм:
– воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому; – воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;
– развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
– соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе). Формирование учебных умений:
– развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;
– умение работать с краеведческими источниками; – овладение навыками социальных опросов.
Формирование воспитанности:
– содействие гармоничному развитию личности школьника;
– совершенствование духовных и физических потребностей;
– воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;
– воспитание культуры труда и этики общения;
– формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
– воспитание патриотизма, любви к родному краю;
– создание условий для социальной адаптации.
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Мир вокруг нас»:
– умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
– умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Особенностью программы является следующее:
– реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания
– развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;
– непрерывность дополнительного образования;
– развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;
– развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Новизна программы заключается:
– в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно- художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края;
– развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я – исследователь».
Описание места учебного курса в учебном плане
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Занятия по программе «Мир вокруг нас» проводятся один раз 5 раз в неделю по 45 минут, всего 160 часов. Срок реализации программы -8 месяцев.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Календарно - тематическое планирование
N п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Я и моя семья | 3 | 2 | 1 | |
2 | Вводное занятие «Кто я?» | 3 | 2 | 1 | |
3 | Моя семья | 3 | 1 | 2 | |
4 | Что такое родословное древо? | 3 | 1 | 2 | |
5 | Семейные традиции. Семейный отдых | 3 | 1 | 2 | |
6 | Я и мои друзья | 3 | 1 | 2 | |
7 | Мои друзья, мой двор, мой дом, мои соседи | 3 | 2 | 1 | |
8 | Моя школа, мой класс | 3 | 1 | 2 | |
9 | Мой родной край | 3 | 1 | 2 | |
10 | Мой родной город. | 3 | 2 | 1 | |
11 | Мой любимый город | 3 | 2 | 1 | |
12 | Достопримечательности города | 3 | 2 | 1 | |
13 | Природа моего края | 3 | 1 | 2 | |
14 | Жители России, их занятия и традиции | 3 | 1 | 2 | |
15 | История моего края | 3 | 1 | 2 | |
16 | Игры и занятия народов России | 3 | 1 | 2 | |
17 | Костюмы народов России | 3 | 1 | 2 | |
18 | Красная книга | 3 | 1 | 2 | |
19 | Праздники народов России | 3 | 1 | 2 | |
20 | Сказки раных народов | 4 | 2 | 2 | |
21 | Достопримечательности моего края. | 3 | 1 | 2 | |
22 | Моя родина - Российская Федерация | 3 | 1 | 2 | |
23 | Москва – столица нашей Родины | 3 | 1 | 2 | |
24 | Памятные места в России | 4 | 2 | 1 | |
25 | Природа России | 3 | 1 | 2 | |
26 | Животный мир | 4 | 2 | 2 | |
27 | Богатства России | 3 | 1 | 2 | |
28 | История России в лицах | 3 | 1 | 2 | |
29 | Классики детям | 3 | 1 | 2 | |
30 | О России с любовью. | 3 | 1 | 2 | |
31 | Мы - граждане великой страны | 3 | 1 | 2 | |
32 | Мои достижения | 1 | | 1 | |
33 | Времена года. | 3 | 1 | 2 | |
34 | Осень в природе. Признаки осени | 3 | 1 | 2 | |
35 | Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки. | 3 | 1 | 2 | |
36 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. | 3 | 1 | 2 | |
37 | Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. | 4 | 2 | 2 | |
38 | Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво» | 4 | 2 | 2 | |
39 | Птицы осенью. | 3 | 1 | 2 | |
40 | Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме. | 3 | 1 | 2 | |
41 | Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах. | 3 | 1 | 2 | |
42 | Перелетные птицы. Их охрана. | 3 | 1 | 2 | |
43 | Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц. | 3 | 1 | 2 | |
44 | Оформление альбома о перелётных птицах. | 4 | 2 | 2 | |
45 | Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» | 3 | 1 | 2 | |
46 | Сценарий конкурсной программы. | 3 | 1 | 2 | |
47 | Зима в природе. Признаки зимы. | 3 | 1 | 2 | |
48 | Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки. | 3 | 1 | 2 | |
49 | Что вырастет из семечка? | 3 | 1 | 2 | |
50 | Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). | 4 | 2 | 2 | |
51 | Выращивание растений из семени. | 3 | 1 | 2 | |
52 | Мои достижения | 1 | | 1 | |
| Итого | 160 | | | |
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся узнают о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов – учащиеся получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получит практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся получат опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов – учащиеся получат опыт самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Личностными результатами являются:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения
в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой
Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.
применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
овладеть культурой разговора, искусством спора;
использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Темы занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | Октябрь | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Вводное занятие Времена года. Осень в природе. Признаки осени Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво» Птицы осенью. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах. Перелетные птицы. Их охрана. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц. Оформление альбома о перелётных птицах. Конкурсная программа «Золотая волшебница осень» Сценарий конкурсной программы. | Учебный кабинет | |
2 | Ноябрь | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Я и моя семья «Кто я?» Моя семья Что такое родословное древо? Семейные традиции. Семейный отдых | Учебный кабинет | |
3 | Декабрь | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Зима в природе. Признаки зимы. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки. | Учебный кабинет | |
4 | Январь | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Я и мои друзья Мои друзья, мой двор, мой дом, мои соседи Моя школа, мой класс Мой родной край Мой родной город. Мой любимый город Достопримечательности города | Учебный кабинет | |
5 | Февраль | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Природа моего края Жители России, их занятия и традиции История моего края Игры и занятия народов России Костюмы народов России Красная книга Праздники народов России Сказки раных народов Достопримечательности моего края. | Учебный кабинет | |
6 | Март | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Моя родина - Российская Федерация Москва – столица нашей Родины Памятные места в России Природа России Животный мир Богатства России История России в лицах Классики детям О России с любовью. Мы - граждане великой страны Мои достижения | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
7 | Апрель | По расписанию | По расписанию | теоретические и практически занятия; | | Что вырастет из семечка? Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Выращивание растений из семени. | Учебный кабинет | Практическая работа |
2.2. Условия реализации программы
Формы контроля промежуточных результатов:
– творческие задания;
– викторины;
– конкурсы;
– выставки творческих работ;
– тесты.
Материально-техническая база:
кабинет, разделенный на функциональные зоны:
– зона для занятий, оборудованная мебелью (парты со стульями), соответствующей детским размерам для индивидуальной и совместной работы;
– зона выставок, оборудованная стеллажами для демонстрации детских работ;
– библиотечная зона;
– лабораторная зона, изолированная от остальных и безопасная для здоровья детей;
– зимний сад, расположенный на подоконнике или стеллажах с хорошим искусственным освещением.
Учебно-практическое оборудование, материалы: – географический атлас для детей «Мир и человек»; – глобус; – стаканчики; – воронки; – тарелочки; – микроскоп; – барометр; – термометр; – песочные часы;
– фильтровальная бумага;
– ёмкости с почвой, песком, глиной;
– кашпо или ящички для посадочного материала;
– плакаты по эскизам, предложенным к программе С. Н. Николаевой: «Юный эколог», «Кому нужна вода», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Лес – многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Цепи питания», «Зачем люди ходят в лес»;
– простые карандаши;
– фломастеры;
– альбомы-раскраски;
– аудио- и видеозаписи;
– тексты художественных произведений.
Дидактический материал:
– индивидуальные карточки;
– разноуровневые задания;
– лото; – кроссворды;
– пазлы; – домино;
– дидактические игры: «Вода в природных явлениях», «Найди, что неверно», «Где человек использует воду», «Кто и где живет?»; – комплекты открыток о природе, репродукций известных русских художников.