СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Моя малая родина: природа, культура, этнос»»

РД Кизилюртовский район МКОУ «Новочиркейская СОШ№ 2»

Всероссийский конкурс

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация: «Этно-экологическое исследование»

Тема: «Моя малая родина – село Новый-Чиркей»



Выполнила: ученица 10 класса

Муртазалиева Самира Умарасхабовна

Научный руководитель: учитель истории

Чалабиева Патимат Муртазалиевна









Содержание.

I. Введение………………………………………………………………………..3

II. Основная часть……………………………………………………………….4

История возникновения Нового Чиркея …………………………………….4

Сельскохозяйственный календарь …………………………………………...7

Связанные с природой обряды………………………………………………...9

Обычай взаимопомощи у жителей Нового Чиркея………………………..11

III.Заключение………………………………………………………………….14

IV.Список использованной литературы…………………………………….15

Приложение:…………………………………………………………………….16

























1.Введение

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные

Свои родные милые места!

(М.Пляцковский)

Мое село- это моя малая родина, со своим особым обликом, со своей культурой, обычаями и традициями, со своей, пусть самой скромной и непритязательной, красотой природы. Каждый из нас очень любит свой очаг, любит селение, в котором родились. Я очень люблю своё село –

Новый Чиркей.

Однажды у Расула Гамзатова спросили: «Что для вас Родина?» Он ответил примерно так: «На планете Земля для меня Родина – Россия, в России моя Родина – Дагестан, в Дагестане – это мое село, в селе – моя семья, а в семье моя Родина – это я сам…».

Я согласна с мнением народного поэта Дагестана и считаю, что патриотизм к большей Родине зарождается с любви к своей семье.

Цель исследования:  заключается в том, чтобы изучить историю образования, заселения и природу моего родного села.

Задачи исследования: изучить природу и выяснить особенности развития истории малой родины.

Хронологические рамки исследования:  с периода образования нашего села  до настоящего времени.

Методы исследования: беседы   со старожилами села, экскурсии, сбор информации из книг, газет, журналов.

Актуальность  данной темы: состоит в том, чтобы обратить внимание молодого поколения на  историю и природу села.

Объектом исследования:   село, в котором мы живем.

Предмет исследования: история возникновение моего села.



История возникновения Нового Чиркея

Чиркей – это село с богатейшей историей. С самого начала своего появления на исторической карте Дагестана он выступал носителем лучших традиций, материальной и духовной культуры, обычаев и нравов горцев.

Чиркей размещался в скалистой котловине на левом берегу реки Сулак. По бокам аула, как вечные его защитники, возвышались два хребта: Южный кряж и Красный кряж. На западе, за спиной Чиркея громоздились покрытые кустарником и разрезанные глубокими оврагами скалы, оканчивающиеся девственными лесами Милиштау и сплоченным ковром зеленых трав Салаватских гор.

Салаватией называются горы Чиркея. В давние времена в этих горах, начиная с села Нуцабазул росу до Беркута, располагалось 10 селений: аул Нуцалов (Нуцабазул росу), аул Иманали (Иманг1али росу), Девичий аул (Ясазул росу), Чупан аул (Чупан росу), Инхоб аул (Инхоб росу), Цебеашу аул (Цебег1ашу росу), Ханзагох аул (Ханзагох1), Амирхан аул (Памирханил росу), Бугак аул (Бугъаукил росу), Беркут аул (Беркут росу).1

__________________________________________________________________

1. Ахмедзияутдинов Т. «Чиркей» Махачкала , 1999г. С. 5.


Первыми основателями аула Чиркей были Гидатлинцы, два брата – Хидри и Муса из аула Гента. Хозяйкой Чирки-тала была женщина по имени Зазайбика. По ее разрешению Хидри и Муса основались в данной местности примерно в 911 году (но новому стилю в 1500г.). Аул Чиркей образован из шести тухумов, пришедших в разное время.1

Впоследствии, когда аул достаточно расширился, значительно увеличилось, его население были приобретены такие земли как:

Амирхан аул, Гурухбаш, Хадум, «Чалабазул хонлъи», Умалхаджил Кахсури, Акайтала, Кака (Къакъа).

Прошло много лет, как могучие воды бурного Сулака сомкнулись над древним Чиркеем. С тех пор до наших дней произошли события в жизни Чиркея, были и веселые, и грустные дни. Чиркейцам не раз приходилось строить новый аул.

Летом 1974 года последние жители старого Чиркея-аула легенд и сказаний навсегда попрощались с родиной своих предков и переселились в долину Красивая поляна (Берцинаб авлахъ), теперь уже Новый Чиркей. Чиркей был всегда самостоятельным, никому не подчиняющимся аулом. Кумыки называют словом «чирки» белую незаметную муху, которая сильно кусает. 2

Новый Чиркей (Ново-Чиркей) в Кизилюртовском районе было образовано в 1957 году, переселенцами и из села Чиркей (Галайты)

__________________________________________________________________

1.Ахмедзияутдинов Т. «Чиркей» Махачкала , 1999г. С.6.

2. Архивные документы музея школы Новый Чиркей. С. 8.


Ножай-Юртовского (в 1944 – 1957гг. Андалалского района) ЧИАССР, а также переселенцами села Какаюрт.

После разрушительного землетрясения 1957 года многие семьи какаюртовцев строят свой быт именно здесь.

Расположен Ново-Чиркей в 19-ти км. К востоку от города Кизилюрт, на федеральной трассе «Кавказ». Через село проходит участок железнодорожной магистрали Ростов-Баку и федеральная автомобильная трасса «Кавказ». Граничит на северо-западе с селом Кульзеб, на юго-востоке – с селом Темиргое.

Численность села составляет на 2016год – 6588. 98,5% жители села составляют - аварцы. Конфессиональный состав мусульмане – сунниты.

История родного края ….. вот наше богатство!!! И конечно ее надо беречь, как зеницу ока, во имя завтрашнего дня. Если не сохранять свою историю и не доносить ее до потомков, будущее любого народа представляется туманным.1




________________________________________________________________

1. Архивные документы музея школы Новый Чиркей. С.10.

Сельскохозяйственный календарь

Культура земледелия, которое является основным отраслем жизнеобеспечения жителей Нового Чиркея, требовал более тщательного и точного соблюдения сроков проведения сельскохозяйственных работ. Также жители села нуждались в наиболее точном определении годовых сезонов, чтобы заниматься земледелием. Все это диктовало необходимость иметь более или менее точный сельскохозяйственный календарь.

С этой целью каждый народ пытался создать свой календарь, учитывающий свои местные природно-географические и климатические особенности. Такие попытки привели к созданию оригинальных календарных систем нашими народами.

Мусульманский календарь (Хиджра), был неприемлем для сельскохозяйственных работ, так как мусульманский лунный календарь, был короче солнечного летоисчисления, которым мы теперь пользуемся, на 11 дней. Поэтому начало года по Хиджре ежегодно перемещается назад на 11 дней. С солнечным календарем, которым мы пользуемся теперь, народы Дагестана начали пользоваться только с конца 19 века, после окончательного присоединения к России. Традиционная календарная система строго учитывала местные условия каждого региона и даже селения.

Необходимо было наиболее точно определять начала весны, для посева зерновых культур, для сбора урожая и т.д.

Жители села до появления григорианского солнечного календаря, которым пользуются теперь, наблюдали за природными явлениями, делали себе разные пометки для определения восхода и заката солнца (учитывая природно-климатические условия).

________________________________________________________________

Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана, 2009г. С.49.



В каждом селении были опытные земледельцы, которые безошибочно могли определить время начала пахоты. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы.

Для определения температуры почвы к пахоте и посеву брали кусок земли и разминали в руках или же подбрасывали землю лопатой вверх, если земля при ударе о землю рассыпалась, пора было начинать пахоту.

Чтобы урожай был обильным, при посеве надевали шубу наизнанку.

Этот календарь и приметы для начала сельскохозяйственной работы используется, и по сей день жителями моего села.

В Чиркее всегда уважали труд, из поколения в поколение передавалось мастерство земледельца, садовода. Основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали, чиркейцы является: пшеница, рожь, ячмень и кукуруза.

Трудолюбивые неустанные руки моих земляков круглый год обрабатывают землю: на полях, в огородах, в парниках.

В настоящее время в каждом огороде чиркейца можно увидеть парники и теплицы, где выращивают сочные помидоры, зеленые огурцы, зелень, а теперь и клубнику.

Таковы были самобытные сельскохозяйственные календари народов Дагестана, которые сложились традиционно и учитывали специфику занятий и природно-климатических условий каждого региона и даже отдельного села.

_________________________________________________________

Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана.С.50.

Обряды, связанные с природой

С древнейших времен человек следил за происходящими в природе изменениями и он, будучи бессильным перед ней, начал верить в магические, тотемные, сверхъестественные силы. Он думал, делая жертвоприношения, совершая различные обряды, можно вызвать или прекратить какие-либо природные явления. Некоторые обряды сохранились, и по сей день в Новом-Чиркее. Не случайно люди с давних времен придают затмениям Солнца и Луны судьбоносное значение. Эти эффективные природные явления, неизменно ассоциируются с приближением несчастий. При затмении Солнца, Луны обращались к Всевышнему, прося прощения за грехи, читали зикр, раздавали милостыню. Данный ритуал проводиться в Новом Чиркея и поныне.

Землетрясение 14 мая 1970 г. является крупнейшим на Дагестане и нанесло тяжелые раны 16 сельским районам и 4 городам. Оно захватило четверть территории республики, на которой проживала половина населения Дагестана. Особенно сильно пострадали: Буйнакский, Казбековский, Гумбетовский, Кизилюртовский районы, города: Буйнакск, Хасавюрт, Кизилюрт, Махачкала. 1


_________________________________________________________________

1. Ахмедов Д.Н. Вестник института ИАЭ. 2010. № 3. С. 155.


Перед общей бедой народ всегда мог объединиться. После землетрясения жители Новочиркея и Кульзеба, купили на пожертвованные деньги крупного быка, зарезали его, разделили на большие куски мяса, после чего бросили в трещину, образовавшаяся во время землетрясения, дабы успокоить землю, после прочли дуа (со слов очевидца тех событий Омарова С.А.).

В ранних верованиях дагестанцев почиталась вода, водная стихия. Известно, что вода, влага — основной источник плодородия, изобилия.

Поэтому строго запрещалось осквернять воду — большая божеская кара ожидала людей за это. Особенно почиталась питьевая вода.

С водой, водной стихией неразрывно связаны обряды вызова дождя, к которым дагестанцы прибегали в наиболее критические моменты в их хозяйственной деятельности — при засухе, являвшейся настоящим бичом для земледельца.

Во время засухи собираются пожилые женщины села для вызывания дождя,

И поднимались, на возвышенное место, обычно это были: Балтачи, Ганчитала, Чибчирак, Шахман скала. Произносили мольбу, читали зикр, дуа, прося Всевышнего Аллаха дождя. После раздавали садака нуждающимся.

__________________________________________________________________

Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. С.52.

Обычай взаимопомощи у жителей Нового Чиркея

Одним из распространенных и самобытных, традиционно сложившихся обычаев у жителей Нового Чиркея является взаимопомощь, которая возникла на основе коллективной трудовой деятельности, и сохранился до сих пор, и называется «гвай». Чувство коллективной трудовой солидарности по отношению к соседу, родственнику, односельчанину и вообще всякому нуждающемуся было неотъемлемой чертой характера сельского жителя, его духовной потребностью, которая у него вырабатывалась на протяжении веков.

В «гвае» принимали участие представители разных возрастов, самые старшие при этом, как многоопытные, брали на себя роль наставников и организаторов трудового процесса.

«Гвай» особенно во время лущения кукурузы. После сбора урожая возникает потребность быстро и качественно обработать кукурузные початки, поскольку они не подлежат долгому хранению, а сам процесс монотонный и утомляющий. И поэтому устраивали «гвай», помогая, таким образом, друг другу. «Гвай», проходил шумно, весело, с шутками, песнями и смехом. В процессе работы обменивались последними новостями, позволяли безобидные пародии на кого-либо, пели шуточные песни, что вызывало всеобщий смех и создавало атмосферу трудового праздника и веселья.

____________________________________________________________

Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана, 2009г. С. 60.

Таким образом, наряду с оказанием помощи сельчанину «гвай» имела большое воспитательное значение, так как в процессе ее осуществлялась преемственность трудовых и морально-этических традиций.

Совместная трапеза по завершению « гвая» еще более сближала людей, создавала благоприятный морально-психологический климат в их взаимоотношениях, в чем заключалось бесценное значение этого традиционного обычая дагестанских народов.

Наряду с хозяйственно-экономической необходимостью «гвай» использовалась также для совместного проведения досуга и служила поводом для сбора молодежи в вечернее время на посиделки. Такая форма проведения досуга в прошлом была широко распространена. На посиделках молодежь шутила, веселились, на таких вечеринках также устраивались импровизированные соревнования между мужской и женской частью, суть которых – исполнение лирических песен экспромтом. К примеру, в свое время чиркейская молодежь исполняли такую песню во время лущения кукурузы (записан со слов одной из участниц такого мероприятия):

Девичьи посиделки.

(Старинная народная песня.)

Бани щиб эбел маг1арде г1азу -2 раза

Росулъе щвелареб г1одоб ч1олареб

Пуниги щиб эбел щобазе гьури

Маргъалул черхалда гьогьен ч1валареб

Парни приходят к девушкам в гости

- Г1адамал чаг1и!

Яс: Ия, ия, ия!

Вас: Ия гуреб ганщил гьан

Горбодасан бачил гьан

Т1уй, т1уй, зуй, зуй

__________________________________________________________________

Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. С.61.

Жах1барханил къурбан Бика

Ясал чаг1и зурма Бика.

Кьея ясал гъорлъа рищун

Ниж рекъолел бакънал куч1дул

Яс: Иту Г1али тамада

Г1умал Нуцал къацара

Шурт1и Г1умар ан-най

Алай х1инч1 квей г1олихъан

Вай дир рак1 чумил рак1

Чакарханил хайгун рак1

Бияхъаил хъак1о рак1

Хъажар Мусал нису рак1

Пахъуласул ч1артил михъ!

Обычай взаимопомощи функционирует и в настоящее время, хотя сфера его применения намного сузилась, чему содействовали такие факторы, как коллективизация сельского хозяйства и возможность пользоваться современной техникой и оборудованием.

Сейчас обычай взаимопомощи проявляется в проведении субботников, побелки деревьев, стрижка овец, строительство дома, мечети, посадки деревьев и т.д., что свидетельствует о сохранении обычаев предков.1









____________________________________________________________

Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. С.63.



Ш.Заключение


Да! Село моё изменилось. Каким оно было и каким оно стало…

С каждым годом село растет и расширяется. Появляются новые дома, магазины, садики, парк. Оно стало красивее, больше и современнее. Но главное в нем осталось, самобытность и своеобразие устройства быта и уклада жизни села. И самое главное, люди остались такими же добрыми и отзывчивыми, гостеприимными людьми готовыми поделиться всем, что у них есть с ближними. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Мои земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищая свое отечество. Жители села проявили себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере, трудясь во благо своей страны.

Хотелось бы, чтобы когда-нибудь жители Нового Чиркея хорошими делами прославили свою малую родину на весь Дагестан.

В результате проведенной работы цель исследования, на мой взгляд, была достигнута. В итоге встреч со старожилами аула, проработке архивных данных материалов школьного музея была изучена малая часть истории возникновения и развития села.  

Изучив этнокультуру нашего села, я поняла, что чиркейцы никогда не противопоставляли себя природе, не считали себя «Царями» природы, скорее они чувствовали себя ее детьми и даже побаивались ее как строгую мать.

Результаты исследования:

1. Собран материал по истории основания и развития села Новый Чиркей.

2. Собран местный фольклор: народные песни, обряды, связанные с природой.






IV.Список использованной литературы:



1. Архивные документы музея школы Новый Чиркей

2. Ахмедзияутдинов Т. «Чиркей» Махачкала , 1999г.

3. Ахмедов Д.Н. Вестник института ИАЭ. 2010. № 3.

4.Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана.































Приложение




























11