Урок №83.
Тема: Морфема – наименьшая значимая часть слова. Окончание.
§72, 1 час
Цели:
О: дать представление о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова, морфемный состав языка.
Добиться осознания того, что корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, то есть значимые части слова и что на письме они воспроизводятся единообразно вне зависимости от их произношения.
В: воспитывать внимание и интерес к предмету.
Воспитывать четкое и аккуратное ведение записей.
Р: развивать аналитические способности при выделении значимых частей слова.
Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Ход урока.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Повторение материала (разделы лингвистики).
Разделы науки о языке | Что изучает |
Орфоэпия | |
Лексика | |
Текстоведение | |
Синтаксис | |
фоне | |
Актуализация знаний.
Запись предложения, выделение грамматической основы предложения.
Вышла из лесной чащи лосиха с маленьким лосенком. Бегает по кочкам, по тропинкам на длинных ножках ее резвый сынок.
Сравнение слов.
Что общего у слов лосиха и лосенок? (Корень).
Что различает эти слова? (Значения, выраженные суффиксами.)
Какие же значения выражают суффиксы –их и –енок? (Самка животного и детеныш животного.)
Приведите примеры слов с такими же суффиксами.
Сообщение темы урока. Постановка целей урока.
Работа с определением морфемы (стр.4)
Морфема – это наименьшая значимая часть слова.
Почему морфему не назвали просто наименьшей частью слова? (есть еще меньше – звук речи).
Почему морфему назвали значимой частью слова? (морфемы имеют значение)
Наблюдение над языковым материалом.
Кто такая кабарга? (не знаем; безрогое животное с более длинными, чем передние, задними ногами, живущее в горной тайге).
А кто такой кабаржонок?
Кабаржиха? Как вы догадались?
Сделайте вывод о значимости морфем.
Закрепление материала.
Повторение теоретического материала.
Какие части слов вы знаете?
Какая морфема главная? Почему? (В ней заключено лексическое значение).
Могут ли с помощью приставки и суффикса быть образованы новые слова?
Образуйте все возможные слова от слова ход с помощью приставок и суффиксов.
Могут ли быть образованы новые слова при помощи окончания? Докажите это.
Окончание как формообразующая морфема.
- Могут ли быть образованы новые слова при помощи окончания?
- Что нам даем знание окончания?
- Определите грамматические признаки слова по окончанию.
-ый (прил, м.р., ед.ч., им.п.)
-ами (сущ., мн.ч, тв.п.)
-ишь (гл., наст.вр., ед.ч, 2л., II спр.)
Работа с ИД (определение роли окончания).
В новый тетрадь я написать аккуратно классный работа.
В каком слове вы не изменили окончание? Почему? (наречие не изменяется; значит, у него нет окончания)
Как правильно выделить окончание? (изменить форму слова.)
Выделите окончания в словах: синие, удивление, работать, горяч, читаешь, днями, слышит.
IV. Итоги урока.
V. ДЗ.
Стр.4,6 теория, упр. 379