Проблема мотивации возникает по каждому школьному предмету. Немотивированный ученик просто не хочет учиться.
Опыт показывает, что от класса к классу происходит снижение мотивации к обучению. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.
Начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.
В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Впоследствии, будучи взрослыми, они сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но главным образом постановкой обучения иностранному языку.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающего результативность, нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями
Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Следует отметить, что тщательная подготовка к уроку иностранного языка — это основа повышения его действенности.
Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка — это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Основную трудность при овладении иностранным языком, представляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Неоценимую помощь в этом оказывают технические средства обучения.
Обратите внимание, на слайде представлена условная классификация ТСО. Кроме светотехнических, звукотехнических средств, я широко использую средства программного обучения. Благодаря современному техническому оснащению наших кабинетов – наличие компьютера, интерактивной доски – мы можем использовать на уроке как учебные видео сюжеты, так и оригинальные аудио- и теле каналы
ТСО приобретает особое значение в преподавании иностранных языков в связи с переносом акцента на овладение языком как средством коммуникации. Например, есть программы, для изучения иностранного языка онлайн. Они различаются по уровням сложности. на слайдах видны скриншоты таких программ по английскому и французскому языкам.
Широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
Повысить мотивацию позволяют различного рода игры. Конечно, игры необходимо подбирать по возрасту учащихся и их уровню подготовленности.
Немаловажную роль имеют фонетические игры, особенно в сегодняшних условиях для подготовки к ГИА и ЕГЭ . Во французском это разного рода скороговорки, считалки, в английском – так называемый tongue twisters
Или самый простой вариант, но который всегда нравится детям – беседа о погоде
Пересказ текста с опорой на картинки и ключевые слова
Для закрепления форм неправильных глаголов используется не просто опрос учащихся, а работа с карточками, которая предполагает использование игры во время тренировки – закрепления. Мотивировав детей игрой с карточками на уроке, мы создаем предпосылки для самостоятельной работы дома с теми же карточками.
Для закрепления грамматики так же хорошо используются игровые карточки, игра «да-нет» для закрепления утвердительного и отрицательного ответов, игра «да-нет не говори», когда дети отвечают на вопросы, используя любые слова, кроме да и нет.
На уроках как английского так и французского языков используются карточки со словами, из которых составляются предложения в том грамматическом времени, которое они изучают.
Эти карточки разноуровневые.
Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Пример на одну из изученных тем – известные люди
А так же проектное обучение, которое активизирует деятельность учеников, так как оно:
- личностно-ориентировано;
- самомотивируемо,
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.
Участие в различного рода олимпиадах, в том числе дистанционных, повышает мотивацию учащихся к изучению любого предмета. Особенно, если виден результат.
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен?
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. О роли песен в изучении можно говорить очень долго….
Урок-игра. Доброжелательность, эмоциональность, близость к жизненным ситуациям, соответствие возрастному уровню – вот одни из важных составляющих данного типа урока
И в заключение хотелось бы сказать, что мотивация – это то, что интересно учителю.