Просмотр содержимого документа
«Мотивация труда»
Мотивация труда.
План
- Понятие и сущность мотивации персонала.
- Способы и методы мотивации персонала
1. Понятие и сущность мотивации персонала.
- Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
- Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека.
- Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
- Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов .
- Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
- Сущность мотивации персонала заключается в том , чтобы обеспечить эффективное использование трудового потенциала работников для достижения целей организации, ориентируясь непосредственно на систему их потребностей.
Мотивация
Потребность
Ожидание
- Потребность — это определенное состояние индивида, испытывающего дефицит значимых факторов жизнедеятельности.
Потребности
Первичные
Вторичные
Потребности физиологические (потребность в пище, питье, тепле)
Психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или группе людей
- Ожидание — это субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы.
- При этом ожидания формируются на основе прошлого опыта индивида и анализа, оценки текущей ситуации.
- Функция мотивации заключается в том , что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
- Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
В структуру мотива труда входят:
- потребность , которую хочет удовлетворить работник;
- благо , способное удовлетворить эту потребность;
- трудовое действие , необходимое для получения блага;
- цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
- Первая стадия - возникновение потребностей.
- Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает.
- Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
- Потребности могут быть самыми различными.
- Условно их можно разбить на три группы:
- физиологические;
- психологические;
-социальные.
- Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.
- Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.
- Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
- Третья стадия - определение целей (направления) действия.
- Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
- На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
- что я должен получить, чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
- Четвертая стадия - осуществление действия.
- На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.
- Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия.
- Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект.
- Шестая стадия - устранение потребности.
- В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
2. Способы и методы мотивации персонала
Способы мотивации:
1. Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и тому подобное;
2. Принудительная мотивация , основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
3. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Основными задачами мотивации выступают:
1) Формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
2) Обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
3) Формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Методы мотивации:
1. Принуждение - основывается на страхе увольнения, наказания.
2. Вознаграждение - осуществляется в виде систем материального и нематериального стимулирования труда.
3. Солидарность - реализуется путем формирования у персонала ценностей и целей, близких или совпадающих с ценностями и целями организации, и осуществляется с помощью убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного рабочего климата.
4. Приспособление - подразумевает оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней.
Спасибо за внимание!