Муниципальный конкурс
«Учитель года – 2018»
Конкурсное задание
«Методический семинар»
Описание инновационного
педагогического опыта учителя начальных классов
Костюшовой Светланы Юрьевны,
первая квалификационная категория,
МБОУ Мамлейская основная школа
Сеченовского муниципального района
Тема педагогического опыта:
« Системно – деятельностный подход средствами УМК «Начальная школа XXI века»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
В 1992 году закончила
Лукояновское педагогическое училище
В 2007 году закончила АГПИ им. А.П. Гайдара
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
стаж работы, 25 лет
МБОУ Мамлейская основная школа
с. Мамлейка, Сеченовского района
Нижегородской области
Награды:
Почётные грамоты Мамлейской ОШ 2008, 2016
Почётная грамота Управления образования Администрации Сеченовского муниципального района, 2012
Почетная грамота Министерства образования Нижегородской области, 2015
Моё педагогическое кредо :
"Уча других, я учусь сама" Главная моя задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.
реализует принцип
обучения:
природосообразности
реализует право ребенка на свою индивидуальность
школьник осваивает другую роль - не просто «зритель»,
«слушатель», а «исследователь»
использование
моделирующей деятельности
УМК
«Начальная школа
XXI века»
создана система игр
с правилами,
которые развивают
необходимые
для учения качества
внимание к творческой деятельности учащихся; преобладанием заданий проблемного характера
Методика обучения построена таким образом, что
предоставляет каждому ребенку право на ошибку,
на самооценку своего труда, самостоятельный анализ.
Актуальность педагогического опыта
Недостаточно хорошо
развиты:
- навыки работы с текстом.
- умение точно и полно
отвечать на вопросы,
делать самостоятельное
высказывание,
- организовывать
самостоятельную
деятельность,
- творчески подходить
к решению поставленной
задачи.
1. Необходимость
развития у школьников
способности
самостоятельно
получать и обрабатывать
информацию по учебным
вопросам.
2. Развитие
коммуникативных
навыков у учащихся.
противоречие
цель
Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным,
учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути,
в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою
деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки.
Условия формирования личного вклада
Научно-исследовательская база :
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения.
Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения.
Методические условия:
Образовательная система «Начальная школа XXI века», тема самообразования «Формирование орфографической зоркости учащихся в рамках системно-деятельностного подхода».
Организационно-методические условия: выступления на районном методическом объединении учителей начальных классов, ОРКСЭ и педсоветах школы, открытые уроки.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, считавших, что деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней, предметной, во внутреннюю, психическую, деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Л.С. Выготский
П.Я. Гальперин
Д.Б. Эльконин
В.В. Давыдов
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: создать систему работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для формирования творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);
- развитие умений рассуждать и мыслить;
- развитие творческих способностей учащихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;
- создать условия для развития детей, повышения качества обученности, воспитанности, формирования ключевых деятельностных компетенций
Ведущая педагогическая идея
Включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач
Системно-деятельностный подход
- это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
- это основа для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
- это развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
искать думать сотрудничать
приниматься за дело адаптироваться
Деятельность учителя в реализации
системно – деятельностного подхода
научный консультант
и руководитель
учебного проекта,
который помогает
сформировать у учащихся :
умение демонстрировать и применять реально сформированные навыки в различных сферах и личной жизни
умение добывать и изучать информацию
по конкретной задаче самостоятельно
Основные ориентиры системно-деятельностного подхода
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую ученик выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ — слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие — Я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
4
Системно – деятельностный подход
Формы работы
Групповая
Проекты
Внеурочная деятельность
Выступления
Доклады
Презентации
Таблицы
Современные возможности педагогических технологий для реализация системно- деятельностного подхода
в условии введения ФГОС нового поколения
Технология "АМО"-
Активные методы обучения
Дальтон-технология
Проектная технология в школе
Информационно коммуникацион
ная технология
( ИКТ)
Технология проблемного
диалога
Арт-технология
Технология моделирования
Пошаговые действия технологии деятельностного подхода (урок введения нового знания)
1. Самоопределение к деятельности.
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включение в деятельность (хочу);
- выделяется содержательная область (могу).
2. Актуализация знаний и фиксация.
- подготовку мышления детей к проектировочной деятельности
3. Постановка учебной задачи.
- этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
- на данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- на данном этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- на данном этапе новое знание включается в систему знаний
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
- на данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
Виды универсальной учебной деятельности
Метапредметные УУД :
- Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Личностные
Познавательная учебная деятельность включает в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Приёмы:
- Перепутанные логические цепочки
- Чтение с пометками» или « инсерт »
- «Пусть говорят»
- «Инфо – угадай-ка»
Регулятивная учебная деятельность – это научить детей выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Приёмы:
- Рассказ-предположение по ключевым словам
- Верные и неверные утверждения
- «Мозговая атака или «штурм»
- «Бизнес-план»
- «Верите ли вы, что…»
- Работа над кластером
Приемы:
Коммуникативная учебная деятельность -
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Личностная учебная деятельность отражает систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Приёмы:
- Творческие работы, мини-исследования.
- Рубрика «Пофантазируй, придумай свою историю»
- Сочини небольшой рассказ: «Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени…»
- Упражнение «От обратного»
- Арт – технология
- Прием « Синквейн »
- Прием ХИМС
Результаты применения системно-деятельностного подхода
Личностные - проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
Метапредметные - освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться со сверстниками и педагогами в процессе обучения.
Предметные - получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике, а также сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Результативность реализации
системно – деятельностного подхода
Результаты промежуточной аттестации
(годовые контрольные работы)
Качество знаний
по учебным
предметам
Сформированность
Регулятивных УУД
Результативность реализации
системно – деятельностного подхода
Мотивация к учению
Сформированность
по методике
Познавательных УУД
Н.Г. Лускановой
Сформированность
Коммуникативных УУД
Транслируемость практических
достижений профессиональной деятельности
Открытый урок для педагогов РМО
Классные и общешкольные родительские собрания
Размещение материала по теме в интернет-ресурсах
Опыт профессиональной деятельности может быть использован в практике учителей начальных классов Сеченовского муниципального района
Скажи мне,
и я забуду, покажи мне,
и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь…
Китайская
мудрость
Спасибо за внимание