СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" Конкурсное задание «Методический семинар».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"

Конкурсное задание «Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Захаровой Ольги Валентиновны, первая квалификационная категория,

МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района/

Тема педагогического опыта:

 «  Таблица умножения однозначных чисел»   

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" Конкурсное задание «Методический семинар».»

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"

Конкурсное задание «Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Захаровой Ольги Валентиновны, первая квалификационная категория,

МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района

Тема педагогического опыта:

« Таблица умножения однозначных чисел»

УМК «Начальная школа XXI века», по которому мы обучаемся вместе с детьми, - это учебный методический  комплект  под редакцией профессора  Н.A. Виноградовой. Важнейшей отличительной чертой всего учебно-методического комплекта является его единое внутреннее построение.

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста, учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Основная цель курса математики - математическое развитие, формирование  познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебники включены сведения  из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников.

Моё педагогическое кредо:

Я не просто учитель. Я - первая учительница.

Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть,- своих детей.

В изучении школьного курса математики существуют базовые основополагающие темы. Одной из них является изучение таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Роль качественного усвоения младшими школьниками табличного умножения и деления велика для формирования прочных вычислительных навыков для дальнейшего обучения в средней школе и практической необходимости в жизни людей. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее эффективное обучение. Эти знания и навыки - основа для выполнения умножения многозначных чисел. Актуально тему: «Таблица умножения однозначных чисел» именно изучать 7-8 летним детям. Обычно в этом возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей ещё сохраняется очень хорошая механическая память, которая по мере взросления несколько ухудшается. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.

В наш современный век компьютеризации широкое распространение компьютеров и калькуляторов ставит необходимость «жёсткой» отработки вычислительных навыков под сомнение. Повышение качества обучения математике в начальных классах в значимой мере зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьниках. Большой эффект достигается, во-первых, если человек понимает, зачем ему нужны эти знания, и, во-вторых, если используется осознанное запоминание. В ходе изучения темы табличное умножение и деление у детей происходит развитие всех видов памяти, внимания, логического мышления.

Цель моего исследования: твёрдо усвоить таблицу умножения и деления на уровне автоматизированного навыка.

Задачи:

  • Дать понятие переместительного свойства умножения и учить применять его при составлении таблицы умножения, при вычислениях и при выполнении различных упражнений.

  • Познакомить с названиями компонентов и результатами действий умножения и деления.

  • Научить устанавливать зависимость между компонентами и результатами действий умножения и деления.

  • Совершенствовать умение выполнять умножение однозначных чисел, используя приём замены произведения суммой.

  • Развивать у учащихся интерес к предмету, совершенствовать приёмы устного счёта на основе таблицы умножения.

  • Полноценное интеллектуальное развитие каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям.

  • Формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, памяти, внимания, математической речи.

Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы мне приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Стараюсь создать обстановку сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач. Я выбираю такие методы и приёмы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.

При изучении темы «Таблица умножения однозначных чисел» в основном я использую в своей работе следующие группы методов:

1)Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником; 2)Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий; 3)Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

В процессе изучения таблицы умножения формируются УУД:

регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Я работаю по учебно - методическому комплекту «Начальная школа XXI века», где ученики знакомятся с конкретным смыслом умножения и деления уже в 1 классе. Известно, что у первоклассников преобладает наглядно-действенное мышление. Они легче и быстрее усваивают материал, если сами «проживают» учебную ситуацию. Зная эту особенность учащихся, я предлагаю им работу с фишками. Например, надо 2х5. Ученики берут по 2 фишки 5 раз, кладут рядом и пересчитывают.

Для выполнения деления использую тоже фишки и треугольники - человечки, которым они раздают фишки.

Во втором классе таблица умножения изучается вся, то есть все случаи. Естественно каждый ребенок к концу года должен знать таблицу умножения наизусть, а для этого нужна тренировка. На уроках при изучении таблицы умножения однозначных чисел я использую следующие приёмы:

1) каждодневный устный опрос по изученной таблице умножения и деления;

2) арифметические диктанты;

3) еженедельная пятиминутная контрольная работа по индивидуальным карточкам.

Запиши ответы:

3 х 2= 4 : 2= 28 : 4=

32 : 4= 6 х 3= 5 х 4=

10 : 2= 9 х 3= 3 : 3=

7 х 4= 24 : 3= 7 х 2=

Время выполнения работы…..минут.

Роль качественного усвоения учениками табличного умножения и деления велика для формирования прочных вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Но однообразные упражнения вида: устное повторение таблицы, решение примеров у доски – надоедает учащимся, вызывает скуку и отрицательное отношение к работе. Избегая однообразия в работе по изучению табличных случаев умножения и деления, я провожу упражнения в игровой и занимательной форме. Дидактические игры и занимательные упражнения помогают организовать внимание детей, избежать утомления, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения. Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, как она помогает решать учебную задачу. Например игры, которые использую на уроках математики при изучении таблицы умножения:

Игра №1. «Не подведи!».

Игра №2. «Продолжай!».

Игра №3. «Шагай и считай».

Игра №4. «Шепотом».

Игра №5. «Хлопки».

Игра №6. «Я знаю».

Игра №7. «Молчанка».

Игра №8. «Засели домик».

Игра №9. «Чей ряд лучше?».

Игра №10. «Кто быстрее?»

Игра №11. «Садовники».

Игра №12. «Меткие стрелки».

Игра№13. «Парашютисты».

Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить положительную мотивацию обучения;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • формирует навык исследовательской деятельности;

  • способствует повышению качества образования;

  • повысить качество усвоения материала;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

На уроках математики использую ЭОР на всех этапах процесса обучения. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным. Детям очень нравится такая форма работы. В настоящее время с классом работаем в Мобильной Электронной Школе. Система привлекательна и интересна для ребёнка, она позволяет организовать совместную деятельность учащихся со взрослыми.

В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Будучи учителем века высоких информационных технологий и модернизации системы образования, внедряю в практику преподавания новые образовательные и информационные технологии, которые позволяют успешно решать многие педагогические задачи. Применение мультимедийных интерактивных пособий позволяет за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса. Участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах – это одна из возможностей реализации различных направлений развития личности. Здесь школьники приобретают новые знания, познают мир, раскрывают свои лучшие качества, пробуют силы в разных направлениях.

Использование этих приёмов и форм работы послужило эффективному запоминанию таблицы умножения и деления. Общие результаты работы показывают хорошую динамику в уровне знаний учащихся. Диаграмма показывает, что все учащиеся класса усвоили таблицу умножения и деления. По данной диаграмме можно судить об эффективности моей методики. Работая по данной методике, мои ученики успешно выучили таблицу умножения и деления. Трудная, кропотливая работа оказалась лёгкой и интересной. Хочу особо выделить следующие положительные стороны такого изучения таблицы умножения: положительная мотивация учащихся; каждый ученик изучает таблицу с учётом своих индивидуальных особенностей; процесс изучения таблицы умножения проходит легко, интересно и быстро.

Диапазоном педагогического опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Транслируемость моих практических достижений профессиональной деятельности – это выступления на ШМО и РМО учителей начальных классов, классных и общешкольных родительских собраниях.

Имея дома подключенный Интернет, стараюсь принимать участие в форумах педагогов страны и узнаю новинки в области педагогики. Думаю, что данный ИПО имеет достаточный уровень практической значимости и может быть применён учителями начальных классов. Опыт обобщён и представлен на уровне районного методического объединения.


Список литературы.

1.Гончарова Т.А . Элементы занимательности при изучении таблицы умножения. // Начальная школа, 1988 г. , №12.

2.Журова Л.Е. Беседы с учителем- 2 класс.- М.: «Вентана- Граф», 2005 г.

3.Кравченко Н.В. Особенности изучения табличного умножения и деления в разных программах обучения математике.// Начальная школа, 2009 г. , №3.

4. Савина Л.П. Усвоение таблицы умножения.// Начальная школа, 2006 г. , №1.

5. Туркина В.М. Работа по составлению таблицы умножения.// Начальная школа, 1998 г. , №5.

6. Шадрина И.В. Различные подходы к раскрытию смысла умножения.// Начальная школа, 1998 г. , №9.


© 2018 462 1