Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"
Конкурсное задание «Методический семинар»
Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
Захаровой Ольги Валентиновны, первая квалификационная категория,
МБОУ Сеченовская средняя школа Сеченовского муниципального района
Тема педагогического опыта:
« Таблица умножения однозначных чисел»
УМК «Начальная школа XXI века», по которому мы обучаемся вместе с детьми, - это учебный методический комплект под редакцией профессора Н.A. Виноградовой. Важнейшей отличительной чертой всего учебно-методического комплекта является его единое внутреннее построение.
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста, учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Основная цель курса математики - математическое развитие, формирование познавательного интереса к изучению математики и основ логики. В учебники включены сведения из истории математики, что повышает математическую культуру и эрудицию школьников.
Моё педагогическое кредо:
Я не просто учитель. Я - первая учительница.
Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть,- своих детей.
В изучении школьного курса математики существуют базовые основополагающие темы. Одной из них является изучение таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Роль качественного усвоения младшими школьниками табличного умножения и деления велика для формирования прочных вычислительных навыков для дальнейшего обучения в средней школе и практической необходимости в жизни людей. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее эффективное обучение. Эти знания и навыки - основа для выполнения умножения многозначных чисел. Актуально тему: «Таблица умножения однозначных чисел» именно изучать 7-8 летним детям. Обычно в этом возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей ещё сохраняется очень хорошая механическая память, которая по мере взросления несколько ухудшается. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.
В наш современный век компьютеризации широкое распространение компьютеров и калькуляторов ставит необходимость «жёсткой» отработки вычислительных навыков под сомнение. Повышение качества обучения математике в начальных классах в значимой мере зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьниках. Большой эффект достигается, во-первых, если человек понимает, зачем ему нужны эти знания, и, во-вторых, если используется осознанное запоминание. В ходе изучения темы табличное умножение и деление у детей происходит развитие всех видов памяти, внимания, логического мышления.
Цель моего исследования: твёрдо усвоить таблицу умножения и деления на уровне автоматизированного навыка.
Задачи:
Дать понятие переместительного свойства умножения и учить применять его при составлении таблицы умножения, при вычислениях и при выполнении различных упражнений.
Познакомить с названиями компонентов и результатами действий умножения и деления.
Научить устанавливать зависимость между компонентами и результатами действий умножения и деления.
Совершенствовать умение выполнять умножение однозначных чисел, используя приём замены произведения суммой.
Развивать у учащихся интерес к предмету, совершенствовать приёмы устного счёта на основе таблицы умножения.
Полноценное интеллектуальное развитие каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям.
Формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, памяти, внимания, математической речи.
Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы мне приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Стараюсь создать обстановку сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач. Я выбираю такие методы и приёмы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.
При изучении темы «Таблица умножения однозначных чисел» в основном я использую в своей работе следующие группы методов:
1)Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником; 2)Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий; 3)Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
В процессе изучения таблицы умножения формируются УУД:
регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Я работаю по учебно - методическому комплекту «Начальная школа XXI века», где ученики знакомятся с конкретным смыслом умножения и деления уже в 1 классе. Известно, что у первоклассников преобладает наглядно-действенное мышление. Они легче и быстрее усваивают материал, если сами «проживают» учебную ситуацию. Зная эту особенность учащихся, я предлагаю им работу с фишками. Например, надо 2х5. Ученики берут по 2 фишки 5 раз, кладут рядом и пересчитывают.
Для выполнения деления использую тоже фишки и треугольники - человечки, которым они раздают фишки.
Во втором классе таблица умножения изучается вся, то есть все случаи. Естественно каждый ребенок к концу года должен знать таблицу умножения наизусть, а для этого нужна тренировка. На уроках при изучении таблицы умножения однозначных чисел я использую следующие приёмы:
1) каждодневный устный опрос по изученной таблице умножения и деления;
2) арифметические диктанты;
3) еженедельная пятиминутная контрольная работа по индивидуальным карточкам.
Запиши ответы:
3 х 2= 4 : 2= 28 : 4=
32 : 4= 6 х 3= 5 х 4=
10 : 2= 9 х 3= 3 : 3=
7 х 4= 24 : 3= 7 х 2=
Время выполнения работы…..минут.
Роль качественного усвоения учениками табличного умножения и деления велика для формирования прочных вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Но однообразные упражнения вида: устное повторение таблицы, решение примеров у доски – надоедает учащимся, вызывает скуку и отрицательное отношение к работе. Избегая однообразия в работе по изучению табличных случаев умножения и деления, я провожу упражнения в игровой и занимательной форме. Дидактические игры и занимательные упражнения помогают организовать внимание детей, избежать утомления, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения. Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, как она помогает решать учебную задачу. Например игры, которые использую на уроках математики при изучении таблицы умножения:
Игра №1. «Не подведи!».
Игра №2. «Продолжай!».
Игра №3. «Шагай и считай».
Игра №4. «Шепотом».
Игра №5. «Хлопки».
Игра №6. «Я знаю».
Игра №7. «Молчанка».
Игра №8. «Засели домик».
Игра №9. «Чей ряд лучше?».
Игра №10. «Кто быстрее?»
Игра №11. «Садовники».
Игра №12. «Меткие стрелки».
Игра№13. «Парашютисты».
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить положительную мотивацию обучения;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
формирует навык исследовательской деятельности;
способствует повышению качества образования;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
На уроках математики использую ЭОР на всех этапах процесса обучения. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным. Детям очень нравится такая форма работы. В настоящее время с классом работаем в Мобильной Электронной Школе. Система привлекательна и интересна для ребёнка, она позволяет организовать совместную деятельность учащихся со взрослыми.
В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые,
ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Будучи учителем века высоких информационных технологий и модернизации системы образования, внедряю в практику преподавания новые образовательные и информационные технологии, которые позволяют успешно решать многие педагогические задачи. Применение мультимедийных интерактивных пособий позволяет за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса. Участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах – это одна из возможностей реализации различных направлений развития личности. Здесь школьники приобретают новые знания, познают мир, раскрывают свои лучшие качества, пробуют силы в разных
направлениях.
Использование этих приёмов и форм работы послужило эффективному запоминанию таблицы умножения и деления. Общие результаты работы показывают хорошую динамику в уровне знаний учащихся. Диаграмма показывает, что все учащиеся класса усвоили таблицу умножения и деления. По данной диаграмме можно судить об эффективности моей методики. Работая по данной методике, мои ученики успешно выучили таблицу умножения и деления. Трудная, кропотливая работа оказалась лёгкой и интересной. Хочу особо выделить следующие положительные стороны такого изучения таблицы умножения: положительная мотивация учащихся; каждый ученик изучает таблицу с учётом своих индивидуальных особенностей; процесс изучения таблицы умножения проходит легко, интересно и быстро.
Диапазоном педагогического опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Транслируемость моих практических достижений профессиональной деятельности – это выступления на ШМО и РМО учителей начальных классов, классных и общешкольных родительских собраниях.
Имея дома подключенный Интернет, стараюсь принимать участие в форумах педагогов страны и узнаю новинки в области педагогики. Думаю, что данный ИПО имеет достаточный уровень практической значимости и может быть применён учителями начальных классов. Опыт обобщён и представлен на уровне районного методического объединения.
Список литературы.
1.Гончарова Т.А . Элементы занимательности при изучении таблицы умножения. // Начальная школа, 1988 г. , №12.
2.Журова Л.Е. Беседы с учителем- 2 класс.- М.: «Вентана- Граф», 2005 г.
3.Кравченко Н.В. Особенности изучения табличного умножения и деления в разных программах обучения математике.// Начальная школа, 2009 г. , №3.
4. Савина Л.П. Усвоение таблицы умножения.// Начальная школа, 2006 г. , №1.
5. Туркина В.М. Работа по составлению таблицы умножения.// Начальная школа, 1998 г. , №5.
6. Шадрина И.В. Различные подходы к раскрытию смысла умножения.// Начальная школа, 1998 г. , №9.