Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«КУВКИ ЛИ»
Доклад
«Музыка в Киевской Руси»
Концертмейстер
Никитас Виктор Анатольевич
Керчь
2013г.
Введение.
Христианские церковные песнопения.
Светское музицирование в Киевской Руси.
Скоморохи.
Музыкальные инструменты скоморохов.
Ратная музыка и инструменты.
Песнетворчество в Киевской Руси.
Основные моменты развития музыки в Киевской Руси.
1)В IX веке складывается первое раннефеодальное древнерусское государство, называемое обычно Киевской Русью по имени его центра- города Киева. Особенно высокого политического и культурного расцвета достигло оно в XI столетии, при князьях Владимире и Ярославе. Именно в это время были заложены основы развития самостоятельной русской литературы, зодчества и графики, профессиональных форм музыкального искусства. Художественные традиции Киевской Руси, видоизменяясь и обогащаясь, продолжались на протяжении нескольких столетий. Объединение различных восточнославянских племён в одном, хотя и пёстром по своему составу и образу жизни феодальном государстве сыграло важную роль в образовании древнерусской народности, явившейся начальной исторической ступенью развития трёх родственных славянских народов: русского, украинского и белорусского.”История Киевского государства,- пишет академик Б.Д.Греков,- зто не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. В этом положении весь огромный смысл данного периода в жизни нашей страны”.
Одним из важнейших факторов объединения древнерусской народности был общий язык. Первый русский летописец подчёркивал, что хотя населявшие Русь племена имели разные названия,”а язык словеньск бысть им един”.
Одновременно с формированием единого языка складывалась и культурная общность древнерусской народности. Выражением этой общности являлось искусство Киевской Руси.Вместе с тем в культуре Киевской Руси нашли явственное отражение и внутренние противоречия феодального общества. В то время как основная масса населения, состоявшая по преимуществу из тружеников- земледельцев, оставалась при своих прежних обычаях и обрядах, сложившихся ещё в эпоху первобытнообщинного строя, господствующий класс феодалов- бояр и князей- усваивал новые формы жизни и иную культуру, во многом отличную от народной, хотя и не порывающую полностью связи со старыми традициями.
2)В конце X века (988г.) произошло*крещение Руси*, т.е. введение христианства в качестве официальной государственной религии. Это важное событие способствовало укреплению культурных и духовных связей Киевской Руси с Византией, являвшейся в то время одним из крупнейших центров мировой культуры. Византийское влияние ясно прослеживается в русском искусстве XI-XII веков .Стилистические принципы и формы византийского церковного пения получили самостоятельное претворение на русской почве. В церковном богослужении немногочисленных христианских храмах принимали участие греческие или южнославянские (болгарские) певцы, которые выписывались ко дворам русских князей. Лишь с середины XI столетия христианство проникает в более широкие круги населения. Это вызвало необходимость иметь свои певческие кадры и книги, по которым русские певцы могли бы учиться петь под руководством опытного мастера. К концу XI –началу XII века относятся первые рукописные певческие книги, созданные на Руси для нужд отечественного богослужения. По содержанию они близки к византийским церковнопевческим рукописям, но обладают и некоторыми своими отличительными признаками. Наряду с заимствованием обязательного, установленного круга богослужебных песнопений православной церкви в этих книгах встречаются оригинальные песни и гимны, сложенные в честь своих отечественных святых или каких– либо знаменательных событий русской жизни. Одним из наиболее ранних произведений такого рода является кондак, посвящённый памяти князей Бориса Глеба, которые были причислены к лику святых после предательского убийства их братом Святополком в 1015 году.(Кондак- род праздничного торжественного песнопения). Церковное пение древней Руси, как во всей восточнохристианской церкви, было одноголосным. Мелодия записывалась над строкой текста с помощью особой системы условных знаков, представлявшей собой разновидность невменного письма. Подобно невмам применявшемся в странах Западной Европы,эти знаки указывали только направление мелодии,а не точную высоту составляющих её звуков. От славянского слова “знамя”(“знак”) эта система получила определение знаменного письма. По названию одного из главных её знаков-“крюк”- она именуется также крюковым письмом. Эти определения переносятся и на самый стиль древнерусского церковного пения, называемого знаменным, или крюковым пением.
3)Широкое развитие получили в Киевской Руси и различные виды светского музицирования.Несмотря на то что церковь сурово обличала и преследовала всё, что было связано со старыми языческими обычаями и нравами, любовь к традиционным народным играм и развлечениям во всех слоях общества вплоть до княжеского двора.Роскошные и обильные пиршества, которым предавались киевские князья вместе со своей дружиной, обязательно сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. В “Житии Феодосия Печерского” рассказывается, как однажды этот строгий монах- проповедник, придя к князю Святославу Ярославовичу, увидел множество пирующих людей:”Одни гласили гусельные гласы, другие мусикийские ,а иные органные- и так все играли и веселились, как принято перед князем”.Употребляемые автором “Жития” выражения “мусикийские” и “органные” имели собирательное значение для определения игры на разных инструментах. Не исключено, что в Киевской Руси существовали органы, привезённые из Византии, где орган применялся в качестве инструмента, сопровождающего придворные церемонии.
О музицировании при дворе киевских князей можно судить и на основании фресок Софийского собора в Киеве. На одной из них изображён музыкант со струнным смычковым инструментов типа средневекового фиделя (предшественника виолы) в руках, на другой- группа исполнителей на духовых и щипковых инструментах вместе с плясунами и акробатами.
Застольная музыка звучала и в домах богатых киевских бояр. В произведении религиозно-нравоучительной литературы XII века “Слово о богаче и Лазаре” описан обед богатого человека “с гуслями, всяческим весельем, льстецами, игрецами, празднословцами, смехотворцами”. В том же сочинении мы находим характерную картинку отхода богача ко сну: многочисленные слуги гладят ему плечи и ноги, рассказывают сказки и “гудут”(играют на инструментах).
Исполнителями музыки на весёлых пирах часто были сами участники пиров из числа феодальной знати. В былинах киевского цикла княжеские дружинники и бояре постоянно изображаются как певцы и мастера гусельной игры. В хоромах князя Владимира играет на гуслях один из любимых героев русского эпоса Добрыня Никитич, поражая всех своим искусством.”Горазд играть в гусельки яровчаты” был боярин Ставр Годинович.
4)В Киевской Руси были и профессиональные музыканты, иногда входившие в состав княжеской и боярской челяди, а иногда являвшиеся “вольными” людьми, которые ходили по дворам и выступали за определённую плату. В литературных памятниках XI века встречается упоминание о скоморохах- древнерусских синкретических актёрах, соединявших в себе черты потешника-балагура, драматического “лицедея”, музыканта, певца, сказителя, танцора, фокусника, акробата. Но большое разнообразие художественных навыков, которыми владели скоморохи, указывает множество наименований в древнерусской литературе:”глумотворец”,”игрец”,”гудец”,”свирец”,”плясец”.О происхождении слова ”скоморох” существует ряд гипотез.Некоторыми исследователями оно производилось от греческих арабских корней,в связи с чем само явление скоморошества рассматривалось как возникшее не на русской почве.Древнерусских скоморохов считали выходцами из Византии или потомками римских мимов,пришедших на Русь через страны Западной Европы.
Против этих предположений говорит тесная связь деятельности скоморохов с исконными русскими обычаями,верованиями и обрядами.Они были неизменными участниками народных игр и гуляний,приуроченных к старинным языческим праздникам.Многочисленные народные песни и официальные документы свидетельствуют об участии скоморохов в свадебном,похоронном и других семейных торжествах и церемониях.Скоморохи являлись также исполнителями героического эпоса и хранителями эпической традиции в народе.С самого начала в их искусстве была сильна шутовская,комедийная сторона,иногда приобретавшая сатирическую окраску.Одним из элементов скоморошьего ”глума” было ряжение и ”масколудство” (надевание масок).Первоначальные истоки этого обычая следует искать в языческих обрядовых играх,содержащих зачатки драматического действия.
5)Разнообразным был музыкальный инструментарий скоморохов.В первой русской летописи - ”Повесть временных лет” – 1068 годом,в связи с упоминанием об участии скоморохов в языческих ”русалиях”,называются трубы и гусли.В рассказе об искушении преподобного Исаакия бесы,являющиеся ему под видом скоморохов,играют в сопели,гусли и бубны.Гусли являются принадлежностью скомороха и в былинах,и на дошедших до нас изображениях в памятниках древнерусской фресковой живописи и книжной миниатюры.
Обычно гуслями назывался струнный щипковый инструмент шлемовидной или крыловидной формы,на котором играли пальцами обеих рук,держа его перед собой.Так изображен гусляр – скоморох на одной из миниатюр XIV века.Но это название применялось и в более широком родовом значении, по отношению к струнным инструментам вообще.В одном из документов XII века встречается выражение ”гудеть лучцем”,то есть смычком,изогнутым в виде дуги или лука.
Столь же популярным,как и гусли,был смычковый инструмент гудок,состоящий из грушевидного корпуса с прикреплённым к нему грифом,на который натягивались три струны.Играли на гудке сидя,упирая инструмент в колено.
Скоморошьи трубы (в отличии от ратных труб,применявшихся в воинском строю),изготовлялись из дерева и напоминали инструмент,которым до недавнего времени пользовались пастухи.Возможно,что это название относилось и к рожку,получившему широкое распостранение в русском народном быту.
Что касается таких наименований,как сопель,свирель,цевница,то о них мы можем судить на основании позднейших данных народной музыкальной практики.
Сопель – это род русской свистковой флейты.Свирель – парная свистковая флейта,до сих пор сохранившаяся в некоторых областях России,Украины и Белоруссии.
Цевницей в древних литературных памятниках именуется род многоствольной флейты (флейты Пана),известной в народном быту под названием кувиклы,кугиклы,кувички.
В древней руси существовала также волынка,обычно называемая козицей.
Наименование бубны или тимпаны служили общим родовым определением ударных инструментов.
6)Музыка в Киевской Руси сопровождала не только весёлые пирушки и гулянья,но и торжественные государственные церемонии.При возвращении из военного похода князей встречали приветственными фанфарами и “пением славы”.Одной из общественных функций музыки было её участие в ратном деле,о чём говорят многочисленные литературные свидетельства и памятники древнерусского изобразительного искусства.
Основными военными инструментами были трубы,барабаны и литавры.Иногда к ним присоединялся также деревянный духовой инструмент сурна.Труба как символ ратной доблести и славы в произведениях древнерусской литературы противопоставлялась гуслям и другим распостранённым в народе инструментам,которые связывались с “греховными” языческими играми и обрядами.В одном христианском поучении XI века мы читаем: “Как труба собирает воинов,молитва же творимая собирает ангелов божиих,так сопели и гусли собирают около себя бесстыдных бесов”.Вместе с тем гусли были неотъемлемой принадлежностью эпических певцов,исполняющих под аккомпанемент гуслей свои героические песнопения о ратных подвигах защитников Родины.
7)В Киевской Руси получили высокое развитие традиции героического песнетворчества,проникнутого горячим патриотическим чувством,пафосом борьбы за независимость и единство русской земли,истоки которого восходят ещё к периоду родового строя.Яркое и высокохудожественное выражение нашли эти традиции в гениальной патриотической поэме конца XII века “Слово о полку Игореве”.
Поэма была написана под свежим впечатлением неудавшегося похода нескольких “младших” князей против половцев в 1185 году.Поход этот окончился разгромом русского войска и пленением возглавлявшего его новгород-северского князя Игоря Святославовича.Начиная своё повествование,полное страстного драматизма и беззаветной любвик Родине,автор “Слова о полку Игореве” вспоминает старого певца Бояна : “Ведь Боян вещий,если хотел кому сложить песнь,то растекался мыслью по дереву,серым волком по земле,сизым орлом под облаками.Поминал он,говорят,прежних времён усобицы:тогда пускал десять соколов на стадо лебедей,и (который из них) догонял какую,та первая пела песнь старинному Ярославу,храброму Мстиславу,который зарезал Редедю перед полками Касожскими,прекрасному Роману Святославовичу.Боян же,братья,не десять соколов пускал на стадо лебедей,но свои вещие персты возлагал на живые струны;они же сами князьям славу рокотали”.
Боян – имя прославленного певца,жившего,повидимому,во второй половине XI века. “Это песнетворчество,князьям во славу,-пишет академик А.С.Орлов,- было в расцвете при Владимире Мономахе,при его сопернике Олеге Святславиче и ещё ранее,но книги не донесли до нас его образцов.Может быть,Бояновы и подобные песни и не предназначались для книги,или такие книги исчезали,гонимые средневековой церковью”.Боян был выдающимся представителем этого искусства и память о нём сохранялась в течении целого столетия.Некоторые из его песен передававшиеся изустным путём из поколения в поколение,были известны автору “Слова о полку Игореве” и могли послужить образцом для песенных эпизодов самого “Слова”.Автор ещё раз вспоминает Бояна в конце поэмы и заключает её типично песенным славлением: “Солнце светит на небе,-Игорь князь в Русской земле.Девицы на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева… Певши песню старым князьям,потом и молодым (надо) петь:слава Игорю Святославовичу,буйтуру Всеволоду,Владимиру Игоревичу! (Будьте) здравы, князья и дружина,борясь за христиан против поганых полков!Слава князьям и дружине!Аминь.”
8)Подведём основные итоги развития музыкальной культуры в Киевской Руси.
В этот исторический период были заложены основы развития самостоятельной и профессиональной русской музыкальной культуры,которые определили пути развития её на протяжении нескольких столетий.Сложилась культурная общность древнерусской славянской народности.
В период “крещения Руси” (988 г.) значительно проникновение и влияние византийской культуры,нона русской почве образуется органический сплав взятого извне с сомобытными культурными традициями русского народа.
Формируются русские певческие кадры,составлены первые рукописные певческие книги.Развивается система знаменного или крюкового церковного пения.Пишутся отечественные песни и гимны в честь своих святых и знаменательных событий.
Широкое распостранение и развитие в Киевской Руси получили различные виды светского музицирования,такие как песни,пляски,игра на музыкальных инструментах.
В Киевской Руси были профессиональные музыканты,например скоморохи.
Для музыкального инструментария Киевской Руси характерны трубы,гусли,сопели,бубны,гудки,рожки,свирели,волынки и др.
Певческое искусство было представлено героическими и патриотическими песнопениями в честь ратных подвигов защитников родины.Дошедшая до наших дней патриотическая поэма “Слово о полку Игореве” содержит некоторые песенные эпизоды той эпохи.
Использованная литература:
История Русской Музыки Том Второе издание Издательство «Музыка», Москва 1973.