СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наследственные заболевания человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока. В материале урока прослеживается профориентационная направленность. Описывается деятельность педагога осуществляющего тьюторское сопровождение

Просмотр содержимого документа
«Наследственные заболевания человека»

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс:10

Тема урока: Наследственные болезни человека

Место урока в теме:18 урок

Тип урока: комбинированный

Применяемые формы работы на уроке: самостоятельная работа, работа в группе

Методы и приёмы обучения: решение ситуационных задач и тестовых заданий, работа с учебником и дополнительной информацией, деловая игра, опережающее задание

Оборудование: компьютер, смартфоны.

Обучающая цель: формирование знаний о наследственных заболеваниях человека.

Предполагаемый результат: предполагается, что к концу занятия учащиеся будут знать какие заболевания человека являются наследственными, на какие группы они делятся, иметь представление о профилактике, диагностике и лечении некоторых наследственных заболеваний, уметь составлять таблицы на основе текстовой информации, решать задачи, обосновывать меры профилактики наследственных заболеваний.

Задачи личностного развития: формирование навыков обобщения фактов, выбора главного, развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, понимания необходимости бережного отношения к своему здоровью, знакомство с профессией врача-генетика.

Этап

Задача этапа

Деятельность педагога с тьюторской позицией

Деятельность тьюторантов

Формы, методы, приемы

Прогнозируемый

результат

1.Организационный этап



Подготовка учащихся к выполнению работы, создание благоприятной атмосферы

Организует подготовку учащихся к уроку

Участвуют в диалоге, анализируют эпиграф

Диалог, работа с эпиграфом

Тьюторанты позитивно настроены и готовы к уроку

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Сформулировать тему и цели урока, формирование личностной значимости материала

Организует деятельность учащихся по постановке темы и цели урока, пониманию значимости изучаемого материала

Самостоятельно определяют тему и цель урока

Диалог с опорой на знания учащихся, анализ ситуации, презентация буклета

Тьюторанты формулируют тему и цель урока, объясняют значение материала.

3. Этап проверки выполнения домашнего задания

Проверить степень усвоения материала предыдущего урока

Организует работу учащихся с тестовыми заданиями

Выполняют тестовые задания, осуществляют самоконтроль

Индивидуальный опрос, работа с тестами

Тьюторанты показывают степень усвоения материала, по результатам теста выбирают роли в группе

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий


Изучить материал о наследственных заболеваниях человека

Организует деятельность по восприятию информации

Самостоятельно работают с учебником

Работа с учебником, «толстые и тонкие вопросы»

Тьюторанты имеют представления о наследственных заболеваниях человека, формулируют различные вопросы

5.Этап первичной проверки понимания изученного


Выяснить уровень знаний и понимания по материалу урока

Организует работу учащихся по проверке знаний

Задают друг другу сформулированные «толстые и тонкие вопросы»

Диалог, работа в паре

Тьюторанты выявляют пробелы в знаниях, проявляют умения слушать и слышать, корректно общаться


6. Этап коррекции знаний


Устранить имеющиеся пробелы в знаниях

Организует работу по заполнению таблицы.

Пользуясь учебником, материалом презентации, самостоятельно заполняют таблицу

самостоятельная работа, модификация информации, работа с учебником и презентацией

Тьюторанты умеют анализировать ошибки и находить пути их устранения

7. Этап применении знаний и способов действий


Проверить результативность коррекционной работы

Организует работу по решению ситуационных задач

Решают задачи

Работа в группе, деловая игра «Медицинский центр»

Тьюторанты пробуют себя в роли врача-генетика, определяют методы исследования, наследственную болезнь, объясняют меры профилактики или лечения

8. Этап информации о домашнем задании


Организовать самостоятельную работу с материалом учащихся дома

Объясняет выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы

Слушают тьтора, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневник

Диалог, работа с учебником

Тьюторанты понимают как выполнить домашнее задание

9. Этап подведения итогов занятия


Оценить работу учащихся на уроке, поощрить и мотивировать дальнейшую деятельность

Комментирует отметки, выставляет их в журнал и дневник

Участвуют в оценивании работы «коллеги»

Объяснение

Тьюторанты позитивно настроены по отношению к предмету и учителю.

10. Этап рефлексии


Оценить работу на уроке, степень достижения целей

Организует работу класса по подведению итогов



Высказывают суждения о своей деятельности на достижении целей, отношение к материалу урока

Монолог, «одна минутка», анализ эпиграфа

Тьюторанты удерживают в памяти цель урока, анализируют и оценивают свою деятельность, видят недостатки и пути их устранения

1.Организационный этап

Педагог с тьюторской позицией: здравствуйте! Все мы знаем, что означает такое приветствие. Приветствуя таким образом, мы желаем здоровья. Давайте подумаем от чего оно зависит?

Из ответов тьюторанты формулируем факторы: а) генетический; б) экологический; в) поведенческий; г) медицинский

Педагог с тьюторской позицией: обратите внимание на эпиграф «Знайте гены собственной семьи! Мы вступили в эру планирования семьи, и оно окажется тем успешнее, чем больше мы будем знать о генетическом здоровье наших родственников». Н.П.Бочков. Все в наших руках и здоровье тоже.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Педагог с тьюторской позицией: Сформулируйте тему урока (тьюторанты предлагают тему, записывают ее в тетрадь, учитель на доске). Предлагаю вам такую ситуацию. Женщина хочет знать какова вероятность рождения у неё ребёнка с гемофилией, если она выйдет замуж за здорового мужчину. Её сестра также здорова, а брат страдает гемофилией. Мать и отец здоровы. Четыре сестры матери здоровы, мужья их тоже здоровы. О двоюродных родственниках со стороны матери женщины известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат здоровы, в двух других семьях по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в четвёртой семье – одна здоровая сестра. Бабушка женщины со стороны матери здорова, дед страдал гемофилией. Со стороны отца – больных гемофилией не обнаружено. Кто может ответить на эти вопросы, куда обратиться женщине? (тьюторанты отвечают, что данные вопросы разрешает медико-генетическая консультация).

Педагог с тьюторской позицией: к уроку ваша одноклассница составила буклет о профессии врача-генетика и сейчас представит его. На один урок наша школа превращается в медицинский центр, а наш класс в отделение медико-генетической консультации. Исходя из темы урока и предложенной ситуации сформулируйте цели (тьюторанты формулируют цели)

3. Этап проверки выполнения домашнего задания

Педагог с тьюторской позицией: чтобы решать все эти проблемы необходим багаж знаний. Предлагаю вам тест для определения компетентности работников нашего медицинского центра. (тьюторанты выполняют тест, осуществляют самопроверку и по результатам выбирают роль для дальнейшей работы в группе: заведующий отделением, врач-генетик, медицинская сестра медико-генетической консультации)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Педагог с тьюторской позицией: медицинские работники – это квалифицированные специалисты, но всегда необходимо заниматься самообразованием. Предлагаю проработать текст параграфа и составить по одному вопросу. (тьюторанты самостоятельно работают с учебником, составляют «тонкие и толстые вопросы», заведующий и врачи-генетики для медсестер –«тонкие», медсестры для врачей – «толстые»)

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Тьюторанты задают друг другу сформулированные вопросы, при необходимости педагог-тьютор помогает

6. Этап коррекции знаний

Педагог с тьюторской позицией: для совершенствования компетентности работников организована творческая группа, ее задача создание таблицы Классификация наследственных заболеваний человека, можно пользоваться материалом в учебнике, кроме этого учащийся нашего класса подготовил презентацию «Наследственные заболевания человека», ее можно видеть на компьютере и транслировать на свои смартфоны (тьюторанты работают в группе и заполняют таблицу)

Тип заболевания

Характеристика

Пример





7. Этап применении знаний и способов действий

Педагог с тьюторской позицией: мы много узнали, давайте попробуем себя в роли работников медико-генетической консультации и поможем женщине, которая обратилась за помощью в начале нашего урока. (тьюторанты решают ситуационную задачу предлагают методы исследований, объясняют поведение при различных исходах)

8. Этап информации о домашнем задании

&49, подготовить сообщение про одну наследственную болезнь

9. Этап подведения итогов занятия

10. Этап рефлексии

Педагог с тьюторской позицией: на какие вопросы вы ответили лично себе при работе на уроке? Давайте обратимся к нашему эпиграфу, согласны ли вы с врачом?

Спасибо за урок. До новых встреч.