Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс:10
Тема урока: Наследственные болезни человека
Место урока в теме:18 урок
Тип урока: комбинированный
Применяемые формы работы на уроке: самостоятельная работа, работа в группе
Методы и приёмы обучения: решение ситуационных задач и тестовых заданий, работа с учебником и дополнительной информацией, деловая игра, опережающее задание
Оборудование: компьютер, смартфоны.
Обучающая цель: формирование знаний о наследственных заболеваниях человека.
Предполагаемый результат: предполагается, что к концу занятия учащиеся будут знать какие заболевания человека являются наследственными, на какие группы они делятся, иметь представление о профилактике, диагностике и лечении некоторых наследственных заболеваний, уметь составлять таблицы на основе текстовой информации, решать задачи, обосновывать меры профилактики наследственных заболеваний.
Задачи личностного развития: формирование навыков обобщения фактов, выбора главного, развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, понимания необходимости бережного отношения к своему здоровью, знакомство с профессией врача-генетика.
Этап | Задача этапа | Деятельность педагога с тьюторской позицией | Деятельность тьюторантов | Формы, методы, приемы | Прогнозируемый результат |
1.Организационный этап | Подготовка учащихся к выполнению работы, создание благоприятной атмосферы | Организует подготовку учащихся к уроку | Участвуют в диалоге, анализируют эпиграф | Диалог, работа с эпиграфом | Тьюторанты позитивно настроены и готовы к уроку |
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе | Сформулировать тему и цели урока, формирование личностной значимости материала | Организует деятельность учащихся по постановке темы и цели урока, пониманию значимости изучаемого материала | Самостоятельно определяют тему и цель урока | Диалог с опорой на знания учащихся, анализ ситуации, презентация буклета | Тьюторанты формулируют тему и цель урока, объясняют значение материала. |
3. Этап проверки выполнения домашнего задания | Проверить степень усвоения материала предыдущего урока | Организует работу учащихся с тестовыми заданиями | Выполняют тестовые задания, осуществляют самоконтроль | Индивидуальный опрос, работа с тестами | Тьюторанты показывают степень усвоения материала, по результатам теста выбирают роли в группе |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий | Изучить материал о наследственных заболеваниях человека | Организует деятельность по восприятию информации | Самостоятельно работают с учебником | Работа с учебником, «толстые и тонкие вопросы» | Тьюторанты имеют представления о наследственных заболеваниях человека, формулируют различные вопросы |
5.Этап первичной проверки понимания изученного | Выяснить уровень знаний и понимания по материалу урока | Организует работу учащихся по проверке знаний | Задают друг другу сформулированные «толстые и тонкие вопросы» | Диалог, работа в паре | Тьюторанты выявляют пробелы в знаниях, проявляют умения слушать и слышать, корректно общаться |
6. Этап коррекции знаний | Устранить имеющиеся пробелы в знаниях | Организует работу по заполнению таблицы. | Пользуясь учебником, материалом презентации, самостоятельно заполняют таблицу | самостоятельная работа, модификация информации, работа с учебником и презентацией | Тьюторанты умеют анализировать ошибки и находить пути их устранения |
7. Этап применении знаний и способов действий | Проверить результативность коррекционной работы | Организует работу по решению ситуационных задач | Решают задачи | Работа в группе, деловая игра «Медицинский центр» | Тьюторанты пробуют себя в роли врача-генетика, определяют методы исследования, наследственную болезнь, объясняют меры профилактики или лечения |
8. Этап информации о домашнем задании | Организовать самостоятельную работу с материалом учащихся дома | Объясняет выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы | Слушают тьтора, задают вопросы, записывают домашнее задание в дневник | Диалог, работа с учебником | Тьюторанты понимают как выполнить домашнее задание |
9. Этап подведения итогов занятия | Оценить работу учащихся на уроке, поощрить и мотивировать дальнейшую деятельность | Комментирует отметки, выставляет их в журнал и дневник | Участвуют в оценивании работы «коллеги» | Объяснение | Тьюторанты позитивно настроены по отношению к предмету и учителю. |
10. Этап рефлексии | Оценить работу на уроке, степень достижения целей | Организует работу класса по подведению итогов | Высказывают суждения о своей деятельности на достижении целей, отношение к материалу урока | Монолог, «одна минутка», анализ эпиграфа | Тьюторанты удерживают в памяти цель урока, анализируют и оценивают свою деятельность, видят недостатки и пути их устранения |
1.Организационный этап
Педагог с тьюторской позицией: здравствуйте! Все мы знаем, что означает такое приветствие. Приветствуя таким образом, мы желаем здоровья. Давайте подумаем от чего оно зависит?
Из ответов тьюторанты формулируем факторы: а) генетический; б) экологический; в) поведенческий; г) медицинский
Педагог с тьюторской позицией: обратите внимание на эпиграф «Знайте гены собственной семьи! Мы вступили в эру планирования семьи, и оно окажется тем успешнее, чем больше мы будем знать о генетическом здоровье наших родственников». Н.П.Бочков. Все в наших руках и здоровье тоже.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Педагог с тьюторской позицией: Сформулируйте тему урока (тьюторанты предлагают тему, записывают ее в тетрадь, учитель на доске). Предлагаю вам такую ситуацию. Женщина хочет знать какова вероятность рождения у неё ребёнка с гемофилией, если она выйдет замуж за здорового мужчину. Её сестра также здорова, а брат страдает гемофилией. Мать и отец здоровы. Четыре сестры матери здоровы, мужья их тоже здоровы. О двоюродных родственниках со стороны матери женщины известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат здоровы, в двух других семьях по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в четвёртой семье – одна здоровая сестра. Бабушка женщины со стороны матери здорова, дед страдал гемофилией. Со стороны отца – больных гемофилией не обнаружено. Кто может ответить на эти вопросы, куда обратиться женщине? (тьюторанты отвечают, что данные вопросы разрешает медико-генетическая консультация).
Педагог с тьюторской позицией: к уроку ваша одноклассница составила буклет о профессии врача-генетика и сейчас представит его. На один урок наша школа превращается в медицинский центр, а наш класс в отделение медико-генетической консультации. Исходя из темы урока и предложенной ситуации сформулируйте цели (тьюторанты формулируют цели)
3. Этап проверки выполнения домашнего задания
Педагог с тьюторской позицией: чтобы решать все эти проблемы необходим багаж знаний. Предлагаю вам тест для определения компетентности работников нашего медицинского центра. (тьюторанты выполняют тест, осуществляют самопроверку и по результатам выбирают роль для дальнейшей работы в группе: заведующий отделением, врач-генетик, медицинская сестра медико-генетической консультации)
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Педагог с тьюторской позицией: медицинские работники – это квалифицированные специалисты, но всегда необходимо заниматься самообразованием. Предлагаю проработать текст параграфа и составить по одному вопросу. (тьюторанты самостоятельно работают с учебником, составляют «тонкие и толстые вопросы», заведующий и врачи-генетики для медсестер –«тонкие», медсестры для врачей – «толстые»)
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Тьюторанты задают друг другу сформулированные вопросы, при необходимости педагог-тьютор помогает
6. Этап коррекции знаний
Педагог с тьюторской позицией: для совершенствования компетентности работников организована творческая группа, ее задача создание таблицы Классификация наследственных заболеваний человека, можно пользоваться материалом в учебнике, кроме этого учащийся нашего класса подготовил презентацию «Наследственные заболевания человека», ее можно видеть на компьютере и транслировать на свои смартфоны (тьюторанты работают в группе и заполняют таблицу)
Тип заболевания | Характеристика | Пример |
| | |
7. Этап применении знаний и способов действий
Педагог с тьюторской позицией: мы много узнали, давайте попробуем себя в роли работников медико-генетической консультации и поможем женщине, которая обратилась за помощью в начале нашего урока. (тьюторанты решают ситуационную задачу предлагают методы исследований, объясняют поведение при различных исходах)
8. Этап информации о домашнем задании
&49, подготовить сообщение про одну наследственную болезнь
9. Этап подведения итогов занятия
10. Этап рефлексии
Педагог с тьюторской позицией: на какие вопросы вы ответили лично себе при работе на уроке? Давайте обратимся к нашему эпиграфу, согласны ли вы с врачом?
Спасибо за урок. До новых встреч.