СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения Недели русского языка и литературы предназначен для учащихся 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Неделя русского языка и литературы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская школа»




Неделя русского языка и литературы













2018г

Внимание!

Внимание!

Всем!

Всем!

Если вы хотите знать:

Как появилось русская азбука;

Можно ли сломать язык;

Что такое баклуши и можно ли их бить;

Сколько слов в русском языке;

Почему чучело - гороховое, барышня - кисейная, а друг – закадычный;

Происходит ли слово врач от слова врать

И еще множество ответов на вопросы:

Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как?

И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее,

Тогда принимайте участие в Неделе русского языка и литературы!

Она будет проходить в школе с 19 по 23 февраля.







Цели:

– формирования и развитие интереса к предметам – русский язык и литература;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Задачи:

- провести конкурсы викторин, литературных газет, наглядных пособий и

раздаточного материала

- организовать нестандартные мероприятия по предмету

- провести школьную олимпиаду










ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Дата

Мероприятие

Класс

Ответственные

Понедельник

19.02.18

1.Знакомство с календарем недели

2.Открытие недели

3.Выставка книг «Занимательный русский язык»


5-9 классы






Учителя русского языка и литературы.

Учащиеся 9 класса

Школьный библиотекарь


Вторник

20.02 .18

1.Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

2. Конкурс кроссвордов 5-7 классы.

3.Олимпиада по русскому языку «МетаШкола»

5-6 классы


5-7 классы



5-6 классы

Учителя русского языка и литературы.


Среда

21.02.18

1.Литературная выставка «В мире книг»

2.Конкурс чтецов «Живая классика» (школьный этап конкурса)

3.Акция «Подари книгу библиотеке»


5-9 классы





7-8 классы

Школьный библиотекарь

Учителя русского языка и литературы.


Четверг

22.02.18

1.Терминологический диктант

2.Игра «Морской бой»

3.Конкурс-выставка иллюстраций к литературным произведениям


5-9 классы

6-7 класс


5-9 классы


Учителя русского языка и литературы.


Понедельник

26.02.18

1. Игра – путешествие «Знатоки русского языка»

2. Выпуск стенгазеты

« Фразеологизмы в картинках»

3.Агитбригада «Словари –наши помощники!»

6-7 классы



8 – 9 классы

9 классы


Учителя русского языка и литературы.


Вторник

27.02.18

2. Литературная игра «Своя игра»

2.Олимпиада по русскому языку «МетаШкола»

3.Закрытие недели


9 класс


6-7 классы

7-9 классы


5-9 классы

Учителя русского языка и литературы.




Игра по русскому языку в 5-6 классах "Счастливый случай".         

Цель урока: Развивать познавательный интерес к изучению русского и литературы.

Задачи:

Обобщить знания, полученные во время изучения предметов гуманитарного цикла.

Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания.

Оборудование:

1 гейм – "Дальше, дальше…” (Время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл, общее время не более 2 минут.)

2 гейм – "Заморочки из бочки” (каждый игрок выбирает свой бочонок, и команда коллективно отвечает на эти вопросы за правильный ответ – 2 балла).

3гейм – "Тёмная лошадка” (задаются вопросы, чья команда вперёд поднимет руку, за правильный ответ получает – по 1 баллу).

4 гейм – "Гонка за лидером” (5 вопросов, время на обдумывание не даётся, за правильный ответ – 1 балл).

Первый гейм: "Дальше, дальше…” (Филологический гейм)

Вопросы для первой команды .

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

-Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

-Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)

-Сколько мягких согласных в русском языке? (3)

-Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)

-Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)

-Обязательный порядок расположения букв. (Алфавит)

-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

-В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

-Сколько гласных букв в нашем языке? (10)

-Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)

-Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)

-Вопросы Дательного падежа. (кому? чему?)

Вопросы для второй команды

-Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)

-Часть речи, которая отвечает на вопросы где? когда? куда? (наречие)

-Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)

-Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)

-Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)

-Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)

-Эта часть речи служит для связи слов в предложении. (Предлог)

-Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)

-Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

-Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

-Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

-Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)

-Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)

-Сколько согласных в слове денёк? (3)

Второй гейм: "Заморочки” из бочки” (Литературный гейм)

(каждый игрок команды по очереди вытаскивает из мешочка бочонок с номером)

1."Бременские уличные музыканты” – это английская или немецкая сказка? (немецкая)

2."Джек и бобовый стебель” – это английская или немецкая сказка? (английская)

3.Кто автор сказки "Белоснежка и семь гномов”? (Братья Грим)

4.Кто автор сказки "Маугли. Последняя охота Акелы”? (Редьярд Киплинг)

5.Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? (33 года).

6.Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).

7.Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).

8.Вспомните, какое заклинание знал Маугли? ("Мы с тобой одной крови — ты и я”).

9.Кто был отцом Василисы – Премудрой? (Кощей Бессмертный)

10."Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч...” Из какой сказки эти строки? Можно назвать 11.автора. (А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.)

12.Кто автор этих строк: "Буря мглою небо кроет…”? (А.С. Пушкин)

13.Какое произведение М.Ю. Лермонтова посвящено Отечественной войне 1812г? ("Бородино”).

14."Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,…”. Кто автор стихотворения? (Ф. И. Тютчев)

Третий гейм: "Тёмная лошадка”

1ком.     1. О чём идёт речь?

"Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша)

 2ком.               2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от "родственников”. (Яблоко)

 1ком.                 3. Угадай известную пословицу.

Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

 2ком.                 4. Угадай известную пословицу.

По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений передними конечностями вверх. (После драки кулаками не машут).

 1ком.                5. "Толстый и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом, серебром, в белоснежных шелковых шароварах, в туфлях с высокозагнутыми носками”. Кто же это? (Старик Хоттабыч)

  2ком.               6. "Высока, стройна, бела

 И умом, и всем взяла.

 Но зато горда, ломлива,

 Своенравна и ревнива”. Кто это? (Царица из "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

  1ком.                 7. В баснях какого писателя отражён период Отечественной войны 1812 г. (И.А. Крылов)

2ком.                    8. "Друзья, к чему весь весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,…”. Назовите произведение и автора. (И.А. Крылов "Волк на псарне”)

Добавь недостающее слово – название животного.

1ком.                    9. Голоден, как … (волк) 11. Болтлив, как …. (сорока)

2ком.                    10. Здоров, как… (бык) 12. Нем, как … (рыба)

- Ведущий объясняет, что он загадал одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, он будет давать подсказки к нему. Таких подсказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так по убывающей. Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Подсказки: (для всех)

Кто первый из команды догадается, о ком идет речь, получит дополнительные баллы .

-Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела. -     5

-У нее появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы. -    4

-Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее. -    3

-Дело кончилось свадьбой. -  2

-Самым ценным достоянием главной героини был самовар. -  1

Ответ: (Муха-Цокотуха)

Четвертый гейм: "Гонка за лидером” (Тема гейма: Отечественная война 1812г. и басни Крылова И.А.)

Классы выбирают номер, под которым спрятаны варианты вопросов.

1.Великий русский полководец. (М.И. Кутузов)

2.Место главного сражения Отечественной войны 1812г. (Бородино)

3.Главное оружие пехотинца. (ружьё)

4."Вороне где-то Бог послал кусочек …” (сыру)

5."Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал …” Кто? (волк)

6.Французский император во время Отечественной войны 1812г. (Наполеон Бонапарт)

7.Как называется бой руками или холодным оружием? (рукопашный бой)

8.Какой город защищала русская армия на Бородинском поле? (Москву)

9."Проказница-Мартышка, Осёл Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть …” (квартет)

10.Вставь слово: "На ту беду … близёхонько бежала”. (лиса)

11.Страна, императором которой был Наполеон. (Франция)

12.Форменная одежда военных. (мундир)

13.Артиллерийское оружие, стреляющее залпами. (пушка)

14."Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали” Что это? (Очки)

15."Знать она сильна, что лает на слона”. Кто это? (Моська)

16.Военный музыкальный инструмент. (барабан)

17.Один из крупнейших городов России, который, отступая, оставила русская армия. (Москва)

18.С кем сражалась русская армия на Бородинском поле? (с армией Наполеона, с французской армией)

19."По улицам … водили, как видно, напоказ” (Слона)

20."Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!” Кто это? (ворона)

Заключительный этап

Подведение итогов игры и награждение победител



5 класс



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ



  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис).

  2. Сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание).

  3. Знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая).

  4. Главный член предложения, который отвечает на вопросы И.п. (подлежащее).

  5. Предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное).

  6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину (обстоятельство).

  7. Подлежащее и сказуемое – это … (грамматическая основа предложения).

  8. Предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).

  9. Слова в предложении, отвечающие на один и тот же вопрос и выполняющие одну и ту же синтаксическую роль в предложении (однородные члены).

  10. Разбор, который помогает правильно расставить знаки препинания в предложении (пунктуационный разбор).

  11. Предложения для пунктуационного разбора выделяются в учебнике цифрой… (5).

  12. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).

  13. Предложение, которое имеет две и более грамматические основы называются … (сложными).

Терминологический диктант. 7 класс

 

  1. Употребление слова или выражения на основании сходства, аналогии и т.д. (сравнение)

  2. Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой и скрытой насмешки. (ирония)

  3. Вид драмы, изображающей борьбу, личную или общественную катастрофу (трагедия)

  4. Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. (олицетворение).

  5. Жанр лирики, произведение, написанное в форме письма или обращения к какому – нибудь лицу (лицам) – (послание)

  6. Резко выраженное противопоставление понятий или явлений.(антитеза)

  7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения.(гипербола)

  8. Повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков (аллитерация)

  9. Лироэпический жанр, небольшое стихотворение с сюжетом, который может иметь историческое и героическое содержание  (баллада)

  10. Торжественное стихотворение, воспевающее чьи-либо достоинства (ода)

Терминологический диктант 9 класс




  1. Предложение, содержащее в своем составе две или более грамматические основы, и в соответствии с этим состоящее из двух или более частей. (Сложное предложение)

  2. Сложное союзное предложение, части которого равноправны и связаны сочинительной связью с помощью интонации и сочинительных союзов. (ССП)

  3. Подчинение, при котором только одна придаточная часть непосредственно связана с главной частью; эта часть называется придаточной первой степени. С придаточной первой степени связывается придаточная часть второй степени и т.д. (Последовательное)

  4. Сложное предложение, части которого связаны только интонацией, без союзных средств связи: союзов и союзных слов.( Бессоюзное)

  5. Один из основных тропов художественной речи; в основе лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для них. (Метафора)

  6. Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. (Гипербола)

  7. Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. (Эпитет)

  8. Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово – существительное и все слова с признаками существительного; при такой связи с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. (Управление)

  9. Вид определения, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. (Приложение)

  10. Слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, они выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом. (Вводные слова)