СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые приёмы работы с учебником по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит задания, помогающие работать с учебной книгой при подготовке к зОГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые приёмы работы с учебником по литературе»

Некоторые приёмы работы с учебником по литературе Жукова Н.Г., учитель МБОУ «СШ № 4»

Некоторые приёмы работы с учебником по литературе

Жукова Н.Г., учитель МБОУ «СШ № 4»

 Любая форма работы в классе хороша только в том случае, если она технологична, то есть может быть легко воспроизведена любым учителем... При этом важно, чтобы в работе принимали участие все ученики, не было деления на активных собеседников учителя и большинства, занимающегося посторонними делами. — Панов Борис Александрович, учитель

Любая форма работы в классе хороша только в том случае, если она технологична, то есть может быть легко воспроизведена любым учителем... При этом важно, чтобы в работе принимали участие все ученики, не было деления на активных собеседников учителя и большинства, занимающегося посторонними делами.

— Панов Борис Александрович, учитель

Роль учебника литературы Учебник задаёт уровень работы с учебным материалом (воспроизведение написанного или формирование навыков читательской самостоятельности) Учебник – основной источник для организации учителем познавательной деятельности учеников на занятии и вне его Учебник – собрание минимально необходимой учебной информации , изложенной грамотно, точно и без ошибок 02/06/2025

Роль учебника литературы

  • Учебник задаёт уровень работы с учебным материалом (воспроизведение написанного или формирование навыков читательской самостоятельности)
  • Учебник – основной источник для организации учителем познавательной деятельности учеников на занятии и вне его
  • Учебник – собрание минимально необходимой учебной информации , изложенной грамотно, точно и без ошибок

02/06/2025

УМК под редакцией В.Я.Коровиной Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII-ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебнометодического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы. 02/06/2025

УМК под редакцией В.Я.Коровиной

  • Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII-ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебнометодического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

02/06/2025

Ключевые проблемы в 5 классе – внимание к книге; • в 6 классе – художественное произведение и его автор; • в 7 классе – особенности труда писателя; • в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; • в 9 классе – начало курса на историко-литературной основе. 02/06/2025

Ключевые проблемы

  • в 5 классе – внимание к книге;
  • • в 6 классе – художественное произведение и его автор;
  • • в 7 классе – особенности труда писателя;
  • • в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории;
  • • в 9 классе – начало курса на историко-литературной основе.

02/06/2025

Состав УМК  рабочая программа; • учебник; • дидактические материалы; • рабочие тетради; • фонохрестоматия; • методические советы; • поурочные разработки; • проверочные работы; • хрестоматия художественных произведений (для 9 класса). 02/06/2025

Состав УМК

  • рабочая программа;
  • • учебник;
  • • дидактические материалы;
  • • рабочие тетради;
  • • фонохрестоматия;
  • • методические советы;
  • • поурочные разработки;
  • • проверочные работы;
  • • хрестоматия художественных произведений (для 9 класса).

02/06/2025

Рубрики УМК В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: • «Проверьте себя», • «Обогащайте свою речь», • «Развиваем свою речь», • «Учимся читать выразительно», • «Литература и другие виды искусства» • «Литература и изобразительное искусство», • «Творческое задание», • «Фонохрестоматия», • «Размышляем о прочитанном». 02/06/2025

Рубрики УМК

  • В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация:
  • • «Проверьте себя», • «Обогащайте свою речь»,
  • • «Развиваем свою речь», • «Учимся читать выразительно»,
  • • «Литература и другие виды искусства» • «Литература и изобразительное искусство»,
  • • «Творческое задание», • «Фонохрестоматия»,
  • • «Размышляем о прочитанном».

02/06/2025

«Проверьте себя» 02/06/2025

«Проверьте себя»

02/06/2025

«Проверьте себя» 1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу? (с.8) Глава «О древнерусской литературе» представляет собой качественно выполненный учебный текст: использование разного шрифта, несущего смысловую нагрузку, пробелов, работающих на структурирование текста. Материал даёт возможность обучать конспектированию как способу создания вторичного, сжатого, текста. Кроме того, использование приёма «почему?» помогает подготовить грамотный пересказ – работа по развитию речи, момент приобщения к языку культуры. 2. Какое направление мы называем классицизмом ? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России? (с.41) Глава «Классицизм» темна и сумбурна. Обращаем внимание на определение, объясняя понятие «направление», собственные имена. Думаем над таблицей, которая должна стать универсальной для определений сентиментализма с.83), романтизма (с.112), реализма (с.221). 02/06/2025

«Проверьте себя»

  • 1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу? (с.8)
  • Глава «О древнерусской литературе» представляет собой качественно выполненный учебный текст: использование разного шрифта, несущего смысловую нагрузку, пробелов, работающих на структурирование текста. Материал даёт возможность обучать конспектированию как способу создания вторичного, сжатого, текста. Кроме того, использование приёма «почему?» помогает подготовить грамотный пересказ – работа по развитию речи, момент приобщения к языку культуры.
  • 2. Какое направление мы называем классицизмом ? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России? (с.41)
  • Глава «Классицизм» темна и сумбурна. Обращаем внимание на определение, объясняя понятие «направление», собственные имена. Думаем над таблицей, которая должна стать универсальной для определений сентиментализма с.83), романтизма (с.112), реализма (с.221).

02/06/2025

«Обогащайте свою речь» 02/06/2025

«Обогащайте свою речь»

02/06/2025

«Обогащайте свою речь» 1. Какую роль в тексте произведения играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце; накликают, грозу суля; крамолу ковал, изронил золотое слово, молит, величать, запричитала, вспала мысль, знаменьем небес пренебрегая, к славной изготовились борьбе ? Объясните их смысл. (с.34) Задание даётся на дом. Выполнение помогает организовать в классе работу по повторению изобразительно-выразительных средств, собрать материал для ответа на вопрос из рубрики «Размышляем о прочитанном»: Какие приёмы помогают автору «Слова…» создать характеры героев? 02/06/2025

«Обогащайте свою речь»

  • 1. Какую роль в тексте произведения играют слова и словосочетания:
  • сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце; накликают, грозу суля; крамолу ковал, изронил золотое слово, молит, величать, запричитала, вспала мысль, знаменьем небес пренебрегая, к славной изготовились борьбе ?
  • Объясните их смысл. (с.34)
  • Задание даётся на дом. Выполнение помогает организовать в классе работу по повторению изобразительно-выразительных средств, собрать материал для ответа на вопрос из рубрики «Размышляем о прочитанном»: Какие приёмы помогают автору «Слова…» создать характеры героев?

02/06/2025

«Развиваем дар слова» 1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть использованы в нашей речи сегодня, в каких ситуациях: дерзнёт, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. (с.60) Задание, кроме обогащения словарного запаса, позволяет повторить понятие стиля. Работа с НКРЯ даст представление о частотности употребления слов (домашнее задание, работа с ресурсом). Для мотивированных учащихся – творческое задание вкупе с вопросом из этой же рубрики: 2.Вопрос, который не требует ответа, называется риторическим. Подумайте, с какой целью используются риторические вопросы в одах М.В. Ломоносова. (с.61) 02/06/2025

«Развиваем дар слова»

  • 1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть использованы в нашей речи сегодня, в каких ситуациях:
  • дерзнёт, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. (с.60)
  • Задание, кроме обогащения словарного запаса, позволяет повторить понятие стиля. Работа с НКРЯ даст представление о частотности употребления слов (домашнее задание, работа с ресурсом). Для мотивированных учащихся – творческое задание вкупе с вопросом из этой же рубрики:
  • 2.Вопрос, который не требует ответа, называется риторическим. Подумайте, с какой целью используются риторические вопросы в одах М.В. Ломоносова. (с.61)

02/06/2025

«Развиваем свою речь» 02/06/2025

«Развиваем свою речь»

02/06/2025

«Развиваем свою речь» 1. Прочитайте статьи «О русской литературе XIX века» и «Поэзия XIX века» (с.104, с.105-110), передайте кратко их содержание и более полно отдельные фрагменты, на выбор – «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солнце русской поэзии», «Звёзды плеяды», «Высокой думы власть», «Вещая душа», «Дары жизни». (с.110-111) Задание выполняется по вариантам, слушающие записывают ключевые слова, обороты, собственные имена и названия. Прослушивание с комментариями занимает два урока (в ФРП есть резервные часы – их использую). Далее – изложение «с продолжением», материал для которого представлен на следующем слайде. 02/06/2025

«Развиваем свою речь»

  • 1. Прочитайте статьи «О русской литературе XIX века» и «Поэзия XIX века» (с.104, с.105-110), передайте кратко их содержание и более полно отдельные фрагменты, на выбор – «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солнце русской поэзии», «Звёзды плеяды», «Высокой думы власть», «Вещая душа», «Дары жизни». (с.110-111)
  • Задание выполняется по вариантам, слушающие записывают ключевые слова, обороты, собственные имена и названия. Прослушивание с комментариями занимает два урока (в ФРП есть резервные часы – их использую). Далее – изложение «с продолжением», материал для которого представлен на следующем слайде.

02/06/2025

«Развиваем свою речь» Русская поэзия XIX века была вдохновлена Отечественной войной, которая помогла постичь душу народа. Произведения поэтов-романтиков обогатили литературу новыми темами и раздвинули границы литературного языка.  Жуковский и Батюшков, не удовлетворённые равнодушием, корыстью, суетностью общества, создали идеальный духовный мир независимой личности. В баснях Крылова обрели голос образованные и простые люди, дворяне и крестьяне. Катенин и Кюхельбекер воспели чувство гордости за Отечество. Эту тему развивал в гражданских одах и Рылеев, поэт-декабрист. Не только великим поэтом, но и вождём плеяды был Пушкин. Он со своими единомышленниками внёс в стихи размышления онад реальной действительностью.  (Далее составление связного текста, представляющего ответы на вопросы) 02/06/2025

«Развиваем свою речь»

  • Русская поэзия XIX века была вдохновлена Отечественной войной, которая помогла постичь душу народа. Произведения поэтов-романтиков обогатили литературу новыми темами и раздвинули границы литературного языка.
  • Жуковский и Батюшков, не удовлетворённые равнодушием, корыстью, суетностью общества, создали идеальный духовный мир независимой личности. В баснях Крылова обрели голос образованные и простые люди, дворяне и крестьяне. Катенин и Кюхельбекер воспели чувство гордости за Отечество. Эту тему развивал в гражданских одах и Рылеев, поэт-декабрист. Не только великим поэтом, но и вождём плеяды был Пушкин. Он со своими единомышленниками внёс в стихи размышления онад реальной действительностью.
  • (Далее составление связного текста, представляющего ответы на вопросы)

02/06/2025

«Развиваем свою речь» Карточка Ответьте на вопросы, составив связный пересказ главки «Дары жизни» 1. Что произошло с русской поэзией после Пушкина и Лермонтова? 2.Какие оригинальные дарования в ней появились? 3. Углубление реализма в 50-ые годы касалось изображения внешнего или внутреннего мира человека? 4.Что хотел выразить в своих стихотворениях Фет? 5. Чем интересны произведения А.К. Толстого? 6. Кто стал основным лирическим героем Некрасова и похожих на него поэтов? 02/06/2025

«Развиваем свою речь»

  • Карточка
  • Ответьте на вопросы, составив связный пересказ главки «Дары жизни»
  • 1. Что произошло с русской поэзией после Пушкина и Лермонтова?
  • 2.Какие оригинальные дарования в ней появились?
  • 3. Углубление реализма в 50-ые годы касалось изображения внешнего или внутреннего мира человека?
  • 4.Что хотел выразить в своих стихотворениях Фет?
  • 5. Чем интересны произведения А.К. Толстого?
  • 6. Кто стал основным лирическим героем Некрасова и похожих на него поэтов?

02/06/2025

«Литература и другие виды искусства» 02/06/2025

«Литература и другие виды искусства»

02/06/2025

«Литература и изобразительное искусство» 02/06/2025

«Литература и изобразительное искусство»

02/06/2025

«Творческое задание» 02/06/2025

«Творческое задание»

02/06/2025

«Фонохрестоматия» 02/06/2025

«Фонохрестоматия»

02/06/2025

«Размышляем о прочитанном» 02/06/2025

«Размышляем о прочитанном»

02/06/2025

«Развиваем свою речь» М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (с.51-52) 02/06/2025

«Развиваем свою речь»

  • М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (с.51-52)

02/06/2025

Проектная деятельность 02/06/2025

Проектная деятельность

02/06/2025

02/06/2025

02/06/2025

Спасибо за внимание! 02/06/2025
  • Спасибо за внимание!

02/06/2025