IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Воспринимать окружающую среду организму позволяют органы чувств и свойства раздражимости и чувствительности. Раздражимость – общее свойство живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды. Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. Овладение этими свойствами позволяет наличие нервных клеток. Рассмотрим их строение. Тело клетки имеет звездчатую форму из-за наличия коротких отростков, с помощью которых они соединяются друг с другом и образуют нервную сеть. Этот тип строения нервной системы характерен кишечнополостным: гидре, медузам, губкам. Раздражение даже небольшого участка тела ведет к реагированию всех нервных клеток и изменению положения тела за счет передачи возбуждения кожно-мускульным клеткам. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение сокращение гидры(видеоролик). | Слушают учителя, записывают определения, смотрят видео. | Познавательные: Регулятивный самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса Коммуникативный планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;постановка вопросов; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Предметный умения давать определения основным понятиям темы; проводить самонаблюдения; делать выводы |
Давайте вспомним, какой рефлекс мы наблюдали в ходе проведения лабораторных работ с инфузорией туфелькой? | Отвечают на вопрос. |
Правильно – инфузория не подплывает к кристаллам поваренной соли, расположенными на дне сосуда. Рефлексы бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся: сосание молока детенышами, подача голоса. К приобретенным рефлексам можно отнести попрошайничество животных, выполнение несложных команд. В основе данных рефлексов лежит подкрепление выполненных действий едой и т.п. | Слушают учителя. |
Вывод: Развитие нервной системы привело к значительному усложнению всех его отделов, поэтому поведение животных становится все более сложным и многоплановым в зависимости от характера воздействий среды на организм. В основе всех реакций организма лежит рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя. Приведите примеры рефлексов у млекопитающих. | Приводят примеры: Оскаливание зубов, рычание или лай собаки в ответ на взмах руки; прогибание спины, мурлыкание кошек в ответ на поглаживание и т. д. |
Чем выше организация животного, тем больше у него возможностей для выбора ответной реакции. Выбор зависит от анализа всех условий данной ситуации, а это возможно только при наличии развитого головного мозга и особенно коры переднего мозга. Таким образом в жизни большинства животных рефлекс и инстинкт играет настолько важную роль, что без них просто невозможно существование животного. | Слушают учителя. |
Дальнейшее развитие нервной системы беспозвоночных животных шло в направлении концентрации нервных клеток в определенных местах тела. Сформировалась нервная ткань. | Записывают вывод в тетрадь. |
Рассмотрим эволюционные этапы развития нервной системы: Диффузная нервная система (у кишечнополостных) Узловая нервная система (у червей, моллюсков, насекомых, ракообразных) Нервная трубка (у позвоночных) | Слушают учителя. |
Как связано увеличение нервной массы и усложнение нервной системы поведением животных? | Укрупнение нервных узлов и увеличение нервной массы ведёт к усложнению органов чувств, более сложному поведению животных. |
Из беспозвоночных животных насекомые, паукообразные имеют самую сложную нервную систему и как следствие- самое сложное поведение (пчелы, муравьи и т.д.). | Слушают учителя. |
Нервная система хордовых животных достигает наибольшего развития. У ланцетника - полая трубка с расширенным головным концом (зачаток головного мозга). Из чего же состоит нервная системы у позвоночных животных? Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте назвать её части. | Называют части нервной системы. |
Молодцы, зарисуем схему строения нервной системы позвоночных. | Зарисовывают схему. |
Класс делится на 5 групп, которые будут исследовать свой объект и работать со своей гипотезой. Каждая из групп получает карточки – задания с изображением головного мозга: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (самостоятельная работа - 3 мин.) Задания: Исследовав объекты, рисунки, текст учебника, используя карточки определить отделы головного мозга каждого класса позвоночных, ответить на вопросы: какие его отделы достигли значительного развития и почему, как это отразилось на поведении животных? Задание 1 Какие отделы головного мозга есть у рыб? Задание 2 Из каких органов состоит мозг земноводного животного? Задание 3 Какое строение имеет мозг пресмыкающегося? В чём выражается усложнение строения? Задание 4 Какие отделы головного мозга есть у птиц? Задание 5 Назовите отделы головного мозга млекопитающего. Какие отделы развиты лучше, чем у других животных? После исследования объектов лидер каждой группы отчитывается у доски. | Работа в группах. |
Демонстрация слайдов Головного мозга позвоночных. Рыбы. Самый задний отдел головного мозга, который переходит в спинной мозг, - продолговатый мозг. Над ним находится (возвышается) мозжечок. Затем идет средний мозг - самый крупный отдел у рыб, а к среднему мозгу примыкает передний, который состоит из двух маленьких полушарий. Спереди от полушарий отходят две обонятельные доли, заканчивающиеся обонятельными нервами. Земноводные. Головной мозг земноводных сложнее, чем у рыб. У них лучше развит передний мозг, уже поделенный на полушария. Есть обонятельные доли и обонятельные нервы. Далее идет промежуточный мозг, а ниже - средний, далее мозжечок, который слабо развит, и продолговатый мозг, который переходит в спинной мозг. Пресмыкающиеся. Передний мозг увеличен за счет разрастания подкорковых узлов - полосатых тел. Особенно сильно развит мозжечок - отдел мозга, регулирующий координацию движений. Как и у земноводных, есть промежуточной, средний и продолговатый отделы мозга. Птицы. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно сильно развит мозжечок, координирующий движения в полете. Полушария мозга больше, чем у пресмыкающихся, сильно развиты зрительные доли мозга. Довольно большой мозг птиц свидетельствует об их высоком развитии. Млекопитающие. Прежде всего бросается в глаза увеличение полушарий переднего мозга. Спереди от них отходят крупные обонятельные доли. Ниже переднего мозга находится средний мозг, следом за ним – мозжечок, промежуточный мозг, продолговатый, переходящий в спинной. | |
Как изменяется головной мозг у позвоночных от класса к классу? | увеличивается передний мозг |
Как же строение головного мозга связано с поведением животного, с развитием его органов чувств? Хорошо развиты: У рыб – обоняние, зрение У земноводных - обоняние, зрение У пресмыкающихся – обоняние У птиц – очень хорошее зрение У млекопитающих – все органы чувств развиты лучше всех других групп животных. | Слушают учителя. |
Развитие нервной системы привело к значительному усложнению всех его отделов, поэтому поведение животных становится все более сложным и многоплановым в зависимости от характера воздействий среды на организм. | Слушают учителя. Записывают вывод в тетрадь. |