СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый курс технологии в школе: обновление содержания рабочей программы педагога

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Новый курс технологии в школе: обновление содержания  рабочей программы педагога" содержит практику изменений в содержании рабочей программы  учителя технологии в соответствии с Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации. Материалы представлены на VI Муниципальном Форуме «Современные образовательные технологии: Практика формирования функциональной грамотности учащихся в условиях реализации новых предметных концепций».Материал представляет практику организационно-содержательных изменений в организации учебного процесса в соответствии с Концепцией и ПООП ООО.

Просмотр содержимого документа
«Новый курс технологии в школе: обновление содержания рабочей программы педагога»

НОВЫЙ КУРС ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ:
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Стецюк Л. А.

Учитель технологии МБОУ СОШ №4

Российская Федерация, 662549 , г. Лесосибирск, ул. Партизанская 3А

E-mail: Lorunchik_73@mail.ru



Материал содержит практику изменений в содержании рабочей программы учителя технологии в соответствии с Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, практику организационно-содержательных изменений в организации учебного процесса в соответствии с Концепцией и ПООП ООО.

Ключевые слова: Концепция, Примерная Основная Образовательная Программа, рабочая программа, модульный подход



Утверждение Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, в декабре 2018 года сформировало для педагогов, преподающих предметную область «Технология» необходимость с 2020 года перейти на обновленную программу по технологии [1].

После утверждения Концепции в течение короткого времени появилось много документов нормативного характера, которые определили новый формат преподавания технологии и конкретизировали для педагогов условия реализации Концепции. В феврале 2020 г., была утверждена Примерная Основная Образовательная Программа, которая позволяет образовательным организациям обеспечить реализацию Концепции преподавания предметной области «Технология» в полном объеме к 2024 г. в процессе планомерного перехода от изучения традиционных технологий к инновационным технологиям, определяющим перспективам научно-технологического развития России [5].

Для реализации Примерной программы по технологии педагогу важно осознать ключевое отличие современного подхода к технологическому образованию в соответствии с Концепцией: обеспечение знакомства обучающихся с миром технологий и способами их применения в общественном производстве [1]. Обновленная программа по технологии делает акцент на производственном характере тех процессов, с которыми учащиеся знакомятся на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Именно подход – производственный - требует от педагога организационно-содержательных изменений в преподавании предмета. Формирование новых навыков – навыков XXI века, а не трудовые умения, умения по самообслуживанию, бытовые компетенции – являются основной задачей технологического образования [5].

Обновленная программа на данном этапе реализации Концепции создает определенные трудности для реализации: нет авторских программ, нет соответствующего УМК (учителю необходимо использовать одновременно разные учебники), часть содержания не раскрывается в учебниках по технологии, включенных в ФПУ. Но, в соответствии с Методическими рекомендациями по работе с обновленной Примерной основной образовательной программой по предметной области «Технология» от 28.02.2020 г., у педагогов есть разные возможности для реализации нового содержания и требований к предмету [3]. Содержание предметной области «Технология» выстроено в модульной структуре, которая обеспечивает возможность вариативного и уровневого освоения образовательных модулей рабочей программы, учитывающей потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития в регионе. Такие условия, как компетенция педагога и материально-техническая обеспеченность предмета в ОУ, на данном этапе обеспечивает возможность реализации современных требований к технологическому образованию и позволяют выстраивать рабочую программу педагога, исходя из этих условий.

В обновленном содержании предметной области сохранены такие модули, как «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов (конструкционных, текстильных), пищевых продуктов». Новые модули – «Компьютерная графика, черчение», «3D-моделирование, прототипирование и макетирование», «Робототехника» и «Автоматизированные системы» - требуют от педагогов овладения новыми компетенциями. Вместе с этим педагогу важно понимать, что и традиционные модули, и новые должны быть реализованы с учетом нового – технологического, производственного – подхода к организации технологического образования в ОУ.

В июне-августе 2020 года корпорация Российский учебник проводила серию вебинаров, посвященных реализации Концепции и ПООП предметной области технологии [6]. Вебинары имели практический характер, организаторы предлагали конкретные варианты реализации ПООП ООО по технологии. Используя материалы вебинара, я разработала рабочую программу по технологии для 5-го класса в соответствии с ПООП ООО. Программа была реализована в 2020-21 уч. гг.; в этом учебном году я реализую программу для 6-го класса. При разработке рабочей программы я учитывала материально-технические возможности школы, свои педагогические компетенции и учебные возможности класса (малокомплектность) (таблицы 1 и 2).

Таблица 1 – Тематическое планирование по технологии 5 класс 2019-20 уч.гг.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Основы производства

8

1-2

Техносфера. Технические объекты и объекты природной среды. Современные тенденции развития техносферы.

2

3-4

Человек и его потребности.

2

5-6

Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.

2

7-8

Классификация производств и технологий.

2

2

Техника и технологии

4

9-10

Инструменты, механизмы и технические устройства.

2

11-12

Машины, их классификация.

2

3

Компьютерная графика, черчение

6

13-14

Инженерная графика.

2

15-16

Компьютерная графика.

2

17-18

Основы дизайна.

2

4

Технологии обработки конструкционных материалов

12

19-20

Организация рабочего места.

2

21-22

Виды и свойства древесных материалов.

2

23-24

Инструменты и оборудование для обработки древесных материалов.

2

25-26

Способы обработки древесных материалов.

2

27-28

Приемы обработки древесных материалов.

2

29-30

Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.

2

5

Технологии обработки текстильных материалов

12

31-32

Организация рабочего места.

2

33-34

Виды и свойства текстильных материалов.

2

35-36

Инструменты и оборудование для обработки текстильных материалов.

2

37-38

Способы обработки текстильных материалов.

2

39-40

Основы конструирования и моделирования. Конструкция и модель.

2

41-42

Основы конструирования и моделирования швейных изделий.

2

6

Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

12

43

Основы творческой деятельности.

1

44

Проектная деятельность.

1

45-46

Проектирование материального продукта.

2

47-48

Технологии изготовления проектного продукта.

2

49-52

Технологии художественной обработки материалов.

4

53-54

Презентация и оценка результатов проектной деятельности.

2

7

Технологии обработки пищевых продуктов

8

55-56

Основы рационального питания.

2

57-60

Способы обработки пищевых продуктов.

4

61-62

Культура потребления пищи.

2

8

Робототехника

6

63-64

Введение в робототехнику.

2

65-66

Конструирование и моделирование роботов.

2

67-68

Управление робототехническими устройствами.

2


Итого

68

Таблица 2 – Тематическое планирование по технологии 6 класс 2020-21 уч.гг.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Основы производства

10

1-2

Труд как основа производства.

2

3-4

Технология как основа производства.

2

5-6

Технические системы.

2

7-8

Машины и механизмы.

2

9-10

Основы технического моделирования.

2

2

Технологии получения и преобразования конструкционных материалов (металлов и сплавов)

10

11-12

Виды и свойства металлов и сплавов.

2

13-14

Технологии ручной обработки металлов.

2

15-16

Технологии механической обработки металлов.

2

17-20

Технологии отделки и художественной обработки конструкционных материалов.

4

3

Технологии получения и преобразования текстильных материалов

6

21-24

Технологии художественной обработки текстильных материалов.

4

25-26

Основы конструирования и моделирования изделий из текстильных материалов.

2

4

Технологии обработки пищевых продуктов

8

27-28

Оборудование кухни и столовой.

2

29-30

Способы и приемы первичной обработки пищевых продуктов.

2

31-32

Способы тепловой обработки пищевых продуктов.

2

33-34

Приготовление блюд из макаронных изделий, круп и бобовых.

2

5

Робототехника

6

35-36

Конструирование робототехнических устройств.

2

37-38

Управление мобильным роботом.

2

39-40

Среда программирования роботов.

2

6

Компьютерная графика, черчение

8

41-42

Основы графического дизайна.

2

43-44

Построение графических изображений механизмов.

2

45-46

Векторные и растровые изображения графических объектов.

2

47-48

Графические редакторы трехмерного проектирования.

2

7

3D-моделирование, прототипирование и макетирование

6

49-50

Основы трехмерного проектирования.

2

51-52

Основы 3D-прототипирования и макетирования.

2

53-54

Изготовление объемных деталей методом 3D-прототипирования и макетирования

2

8

Автоматизированные системы

4

55-56

Классификация и характеристики автоматизированных систем.

2

57-58

Понятие о технологиях виртуальной и дополненной реальности.

2

6

Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности

10

59-60

Организация проектной деятельности.

2

61-62

Разработка технологической документации.

2

63-66

Технологии изготовления проектного продукта.

4

67-68

Анализ результатов проектной деятельности

2


Итого

68



Для реализации программы я использую разные учебники, учебные платформы, компьютерные программы и то материально-техническое обеспечение, которое имеет ОУ. Традиционные модули «Основы производства» реализуется с помощью УМК Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др. / под ред. Казакевича В.М. / и ресурса платформы РЭШ. Ресурс платформы РЭШ можно использовать как на уроке (просмотр учебного фильма, решение тренировочных заданий) на базе кабинета информатики или используя мобильный класс (ноутбуки), так и в режиме домашних заданий [7]. Я преобразую задания платформы в бумажный вариант для выполнения учащимися дома.

Модуль «Компьютерная графика, черчение» является достаточно сложным для изучения, особенно с учетом того, что, помимо освоения основных понятий технического черчения (основы также изучаются в начальной школе), необходимо включение в деятельность учащихся компьютерных программ 2-D графики. Такое знакомство необходимо начинать именно с 5–го класса, т.к. в 7 классе программа предусматривает знакомство с 3-D моделированием и прототипированием и выполнение самостоятельно разработанных моделей, а это будет возможно реализовать в том случае, если учащиеся владеют навыками работы с простыми программами выполнения чертежей. Я в прошлом году знакомила учащихся с программой AutoCAD, но это не самая простая и удобная программа для работы с учащимися (использовали Web-версию).

Большое значение для реализации современных требований к технологическому образованию в основной школе имеет организация уроков технологии в начальной школе: если в начальной школе не реализуется блок программы «Работа на компьютере» (2-4 класс), в 5-ом классе основное время будет использовано на овладение основными приемами работы на компьютере. Т.е. одно из условий реализации требований к образованию – преемственность на разных уровнях образования.

Также сложности с освоением этого модуля связаны с отсутствием учебных пособий, содержащих информацию по содержанию модуля.

В 6-ом классе реализация этого модуля предусматривает знакомство с трехмерными изображениями объектов с использованием компьютера. Я планирую знакомство учащихся с программой FloorPlan 3D (ранее использовала эту программу при изучении с учащимися 7 класса темы «Интерьер жилого дома»). Это несложная в использовании программа, позволяющая создавать как трехмерные, так и двухмерные изображения объектов, что можно использовать и для реализации обновленного содержания технологического образования. Также я рекомендую педагогам освоить программу КОМПАС-3D LT – простая система трехмерного моделирования, в которой можно решать учебные задачи.

Модуль «Технологии обработки конструкционных материалов» - традиционный; в 5-ом классе, в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации Концепции, этот модуль изучается с использованием ручных инструментов. При этом все-таки важно понимать, что учителю необходимо показать производственный характер изучаемых процессов. Я совмещаю изучение этого модуля с проектной деятельностью и, по возможности, с художественной обработкой материалов. При изучении этого раздела возможны два направления реализации содержания, определяемые условиями организации учебного процесса – в смешанных группах или с учетом гендерного делении класса. В первом случае (именно так работаю я) педагог предусматривает виды работ, которые возможно реализовать и с мальчиками, и с девочками (выпиливание ручным лобзиком и выжигание); во втором случае возможно перераспределение часов и видов работ с учетом гендерного подхода (не исключается Концепцией).

Модуль «Технология обработки текстильных материалов» также традиционный. Я реализую этот модуль в пятом классе с использование машинной обработки текстиля, а работу на швейной машине мы с учащимися осваиваем при изучении модуля «Техника и технологии». Выбранное в прошлом учебном году изделие – прихватка в технике «пэчворк» - было выполнено учащимися, но в этом учебном году я планирую изготавливать более простое изделие (с меньшим количеством деталей).

Модуль «Технологии обработки пищевых продуктов» в прошлом учебном году реализовывался дистанционно, практическая деятельность детей на уроках не осуществлялась, поэтому реализация содержания происходила через платформу РЭШ и в формате мини-проектов учащихся.

Один из самых сложных для реализации - модуль «Робототехника»; сложность состоит не только в том, что на данный момент нет учебников для поддержки образовательного процесса, но и не в каждом ОУ есть возможность реализовать этот модуль в урочной деятельности, хотя робототехника как дополнительный модуль реализуется во многих школах города. Поэтому учителю технологии, не имеющему возможности использовать ЛЕГО-конструкторы для организации урочной деятельности, необходимо осваивать виртуальные программы, платформы или симуляторы (например LDD – платформа для визуализации ЛЕГО-конструктора), или изучать этот модуль на более простом уровне, например – мини-проект по разработке роботизированного устройства для каких-то практических целей, решения каких-то практических задач.

В этом учебном году авторский коллектив под руководством С.А. Бешенкова представил модульный курс по технологии для 5-9 классов, разработанный в соответствии с ПООП ООО по технологии, цель курса – реализация основных задач технологического образования в основной школе в соответствии с Концепцией [2]. Если разработанное данным коллективом УМК войдет в ФПУ на следующий учебный год, педагоги технологии будут иметь методическую поддержку и учебники, позволяющие реализовать обновленное содержание технологического образования.

На данный момент у педагогов, реализующих технологическое образование школьников, существует множество вопросов по этой реализации. Однако, практика изменений в образовании для нас не является новой. Известен в системе образования период, когда в школьный учебный план был включен новый предмет – «Информатика»: ни программ, ни учебников, ни специалистов – педагогов информатики – не было. Я застала этот период, когда училась в школе. Прошло несколько лет, и российские ученики начали завоевывать первые места на международных олимпиадах по информатике.

Для учителя период изменений не должен быть периодом застоя, потерь, возмущений, уныния. Это период поиска, открытий, проб, новых решений, новых возможностей и реализации того, что вы не могли сделать в рамках традиционных программ и технологий.

Список использованных источников

  1. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

  2. Новый курс «Технологии»: концепция, примерная образовательная программа, учебники. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gELCTcHGyzc

  3. Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по работе с обновленной примерной основной образовательной программой по предметной области "Технология" (утв. Минпросвещения России 28.02.2020 N МР-26/02вн). [Электронный ресурс]. URL:

https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-dlja-rukovoditelei-i-pedagogicheskikh-rabotnikov-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii/

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897" (Зарегистрирован 02.02.2016 № 40937). [Электронный ресурс]. URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602050011

  1. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В РЕД. ОТ 04.02.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/registry/пооп_ооо_06-02-2020/

  2. Разрабатываем рабочую программу по технологии на 2020-2021 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: https://uchitel.club/events/razrabatyvaem-rabochuyu-programmu-po-tekhnologii-na-2020-2021-uch-god/

  3. Российская Электронная Школа. [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/subject/8/5/

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ПРИКАЗ от 31 мая 2021 г. N 287). [Электронный ресурс]. URL: https://4ege.ru/documents/62425-novye-fgos-2021-goda.html

© Стецюк Л.А., 2021