Учитель русского языка и литературы МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ» Гарифьянова Татьяна Альфредовна
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Образовательная цель урока: осмыслить нравственные уроки комедии Гоголя и её актуальности в наши дни, учить анализировать, делать выводы;
привлекать внимание учащихся к художественным особенностям произведения Гоголя, развивать языковое чутьё – способность «сквозь смех» услышать грусть автора.
Развивающая цель урока: способствовать расширению словарного запаса и кругозора учащихся, развитию интеллекта, мышления, связной устной речи, эмоциональной сферы, коммуникативных умений учащихся.
Воспитательная цель урока: способствовать антикоррупционному образованию школьников, воспитанию таких качеств личности, как порядочность, честность, совестливость.
ХОД УРОКА: Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище… Н. В. Гоголь |
|
Организация начала урока.
2.Вступительное слово учителя.
В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Н.В.Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые делают эту комедию интересной и сегодня.
3.Работа с эпиграфом к уроку.
Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?
В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»? О каком «горевище» идет речь?
Чтение эпизода комедии ( с. 272):
Городничий: …Нет человека, который за собою не имел каких-нибудь грехов…
Аммос Федорович: Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
Городничий: Ну, щенками или чем другим – все взятки.
Вопрос: какие «грешки», недостатки изобразил Гоголь? (Взяточничество, злоупотребление властью.)
А что такое взятка? (Подготовленный ученик дает определение слову «взятка» по словарю):
Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения. Действия по передаче и приёму взятки в России и др. странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса.
Следствием взятки является действие (или бездействие) должностного лица, использующего своё служебное положение в интересах взяткодателя.
Вернёмся к чиновникам города. С их стороны, конечно, просматривается «умысел» на дачу взятки – об этом они говорят у дверей комнаты Хлестакова: «Подсунуть?... Опасно, черт возьми!.. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой-нибудь памятник?» Но наличие умысла еще не означает его осуществления. Судя по тому, с каким страхом и трепетом входят чиновники к Хлестакову, как, дрожа и теряясь, передают ему заготовленные бумажки (иные и вовсе вошли без денег, искали потом по карманам), нельзя сказать, чтоб поднаторели они в этом деле. Да и кому было давать, если в их уездный городишко никто из вышестоящего начальства сто лет не заглядывал?
Так что же: взятку они «подсунули» столичному ревизору или просто дали взаймы проезжающему?
Начни суд разбираться в этом вопросе, выяснилось бы, что ни о чем, касающемся их должностей и званий, чиновники Хлестакова не просили, ни о чем противозаконном с ним не договаривались, и он им ничего не обещал. (Курьезные просьбы Добчинского и Бобчинского в расчет не берем, эти двое даже на службе не состоят).
Взятка – одно из наиболее трудно доказываемых преступлений. Ведь, как правило, все совершается без свидетелей; а, по выражению Земляники, – «между четырех глаз… чтобы и уши не слыхали». Недаром современные оперативники, чтобы все-таки поймать взяточника с поличным, иногда прибегают к провокации, используя подставных «взяткодателей» и меченые купюры. А иначе – поди докажи. Строго говоря, деньги, которые, выстроившись в очередь, чиновники уездного города «заносят» мнимому ревизору из Питера, нельзя назвать взятками, и вряд ли суд признал бы их таковыми.
В каких грешках обвиняют купцы городничего?
Работа с текстом комедии. Выяснить: можно ли из слов купцов сделать вывод, что городничий занимается поборами?
Явление 10, 4 действия. Чтение в лицах (стр.326)
Городничий идёт по городу, заглянет в лавку, на что глаз упадет, то и велит себе домой снести. «Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь» – жалуются купцы. «Следовало взять сына портного… да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; так он ко мне…» – жалуется слесарша, у которой мужа в солдаты забрили.
Все эти «штуки полотна» и «головы сахара»… Это и не взятки даже, потому что взятка – акт разовый, сокрытый от посторонних глаз, совершаемый по конкретному случаю: дал взятку – решил свою проблему. А тут – изо дня в день, по поводу и без повода, у всех на виду. Да это ж натуральные поборы – традиционные русские поборы со своей вотчины.
Определение по словарю слова «поборы»:
Поборы, -ов. Чрезмерные, непосильные налоги или сборы (устар.).
перен. Неофициальные сборы средств на что-н.; мздоимство, лихоимство.
«Сами посудите, казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар, – говорит городничий, для которого вотчина – весь город. – Если ж и были какие взятки, то самая малость; к столу что-нибудь да на пару платья».
Это – их уклад жизни, привычно ведущийся от века. Они крестят друг у друга детей, ходят друг к другу обедать, играют в карты. Главное – не зарываться, не брать больше, чем положено. «Не по чину берешь» – мимоходом замечает городничий квартальному, который вместо двух аршин сукна на мундир прихватил всю штуку.
Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена : «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его».
Как вы понимаете смысл этих слов?
А как одним словом можно назвать все эти пороки? ( КОРРУПЦИЯ – чтение толкования подготовленным учащимся).
Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.
Проблемный вопрос: коррупция – социальна болезнь только ли самодержавной России? Актуальна ли пьеса по сей день?
Выслушать ответы детей. Обобщить: она была и в царской России, есть и сейчас, при демократии.
В настоящее время коррупция в Росси достигла таких масштабов, что её уже сравнивают с раковой опухолью, поразившей своими метастазами весь государственный организм. Как её победить?
Сегодня Россия – одна из самых коррумпированных стран мира.
Борьба с коррупцией в России:
В мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции.
В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции.
В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах. Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года
В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы.
Подведение итогов урока. Нравственная установка на формирование ценностных ориентаций личности школьников.
Домашнее задание: придумайте продолжение гоголевской комедии. Что изменится с приездом настоящего ревизора? Напишите домашнее сочинение (объем 50-80 слов ).
Список используемой литературы:
1. Вологжанин В. В. Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Открытые уроки по литературе. М., 2001 г.
2.Н. В. Гоголь. Ревизор. Ленинград. «Художественная литература». 1985.