СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок русского языка в 4 классе по теме «Фонетика» -"«Путешествие в страну Фонетика»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок русского языка в 4 классе по теме «Фонетика» -"«Путешествие в страну Фонетика»"»

  Обобщающий урок русского языка в 4 классе по теме «Фонетика»  «Путешествие в страну Фонетика»

Обобщающий урок русского языка в 4 классе по теме «Фонетика»

«Путешествие в страну

Фонетика»

Задачи урока:   обобщить, закрепить сведения по фонетике; выявить уровень знаний учащихся; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать любовь к слову и речевой культуре. Обобщить знания, полученные при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфография» Закрепить навыки, выработанные в процессе изучения раздела Способствовать развитию коммуникативно- речевых умений, формированию правил речевого поведения обучающихся, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учеников Активизировать интерес к русскому языку, его богатству, желание соблюдать законы языка

Задачи урока:

  • обобщить, закрепить сведения по фонетике;
  • выявить уровень знаний учащихся;
  • развивать познавательный интерес к русскому языку;
  • воспитывать любовь к слову и речевой культуре.
  • Обобщить знания, полученные при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфография» Закрепить навыки, выработанные в процессе изучения раздела Способствовать развитию коммуникативно- речевых умений, формированию правил речевого поведения обучающихся, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учеников Активизировать интерес к русскому языку, его богатству, желание соблюдать законы языка
Ребусы

Ребусы

Думай!

Думай!

Соотнеси термин и определение  А. гласный, на который падает ударение 1. Фонетика 2. Гласные звуки Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума 3. Согласные звуки В. наука о правилах произношения  слов и постановки ударения 4. Орфоэпия Г.  звуки, которые образуются с помощью голоса 5. Ударный гласный Д. наука о звуках речи

Соотнеси термин и определение

А. гласный, на который падает

ударение

1. Фонетика

2. Гласные звуки

Б. звуки, которые образуются

с помощью голоса и шума

3. Согласные звуки

В. наука о правилах

произношения

слов и постановки ударения

4. Орфоэпия

Г. звуки, которые образуются

с помощью голоса

5. Ударный гласный

Д. наука о звуках речи

Проверь себя 1 – Д 2 – Г 3 – Б 4 – В 5 – А

Проверь себя

  • 1 – Д
  • 2 – Г
  • 3 – Б
  • 4 – В
  • 5 – А
Теоретическая  разминка +  В русском алфавите 33буквы  В русском языке 10 гласных звуков  -  В русском языке 6 гласных звуков  + В русском языке 10 гласных букв  + Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц  + Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й - Буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2звука  + Ь обозначает только мягкость согласного звука - Звуки Ч,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ - В русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости +

Теоретическая разминка

+

В русском алфавите 33буквы

В русском языке 10 гласных звуков

-

В русском языке 6 гласных звуков

+

В русском языке 10 гласных букв

+

Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц

+

Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й

-

Буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2звука

+

Ь обозначает только мягкость согласного звука

-

Звуки Ч,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ

-

В русском языке согласные звуки образуют

6 пар по звонкости – глухости

+

Команда Гласные (Звуки.)  Что изучает фонетика? (33.)  Сколько букв в русском алфавите? Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в русском алфавите? (10.)  Какие две буквы русского алфавита называют немыми? (Ъ, ь.)  Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (После согласных.)  Какие согласные всегда твердые? (Ж, ш, ц.)  Какие согласные всегда мягкие?  (Ч, щ,й)  (Из одного слога.) Какие слова нельзя разбить для переноса? Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий.)

Команда Гласные

(Звуки.)

Что изучает фонетика?

(33.)

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько букв, обозначающих гласные

звуки, в русском алфавите?

(10.)

Какие две буквы русского алфавита

называют немыми?

(Ъ, ь.)

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

(После согласных.)

Какие согласные всегда твердые?

(Ж, ш, ц.)

Какие согласные всегда мягкие?

(Ч, щ,й)

(Из одного слога.)

Какие слова нельзя разбить для переноса?

Кто создал азбуку для славян?

(Кирилл и Мефодий.)

Команда Согласные Какая буква русского алфавита употребляется реже других? (Ф.) Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова.)  Какие согласные всегда звонкие?  (Сонорные: л, н, м, р, й.)  Какие согласные всегда глухие? ( ч,щ, х,ц) (Ь, я, ё, ю, е, и.)  Как обозначается мягкость согласного на письме? В каком случае в сочетании согласных с ч, щ пишется ь?  (В середине слова) (Семья.)  В каком слове 7 букв я? В каких словах сто согласных? (Стог, стон, стол, стой.)

Команда Согласные

Какая буква русского алфавита

употребляется реже других?

(Ф.)

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

(В начале слова.)

Какие согласные всегда звонкие?

(Сонорные: л, н, м, р, й.)

Какие согласные всегда глухие?

( ч,щ, х,ц)

(Ь, я, ё, ю, е, и.)

Как обозначается мягкость согласного на письме?

В каком случае в сочетании согласных

с ч, щ пишется ь?

(В середине слова)

(Семья.)

В каком слове 7 букв я?

В каких словах сто согласных?

(Стог, стон, стол, стой.)

запишите транскрипцию белка лебедь медвежонок [л‘э ' б‘ит'] [м‘идв‘ижо'нак] б ‘ э ' лка]

запишите транскрипцию

белка

лебедь

медвежонок

[л‘э ' б‘ит']

[м‘идв‘ижо'нак]

б ‘ э ' лка]

Указать количество звуков и букв   Мокрые [мо´крыйэ]  6 букв, 7 звуков [д’ир’э´в’йа]  деревья 7 букв, 7 звуков крепко [кр’э´пка]  6 букв, 6 звуков

Указать количество звуков и букв

Мокрые

[мо´крыйэ]

6 букв, 7 звуков

[д’ир’э´в’йа]

деревья

7 букв, 7 звуков

крепко

[кр’э´пка]

6 букв, 6 звуков

  Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в алфавитном порядке  ТГАНЕ, ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА.  АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ

Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в алфавитном порядке

ТГАНЕ, ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА.

АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ

Из данных слов составьте пословицу, объясните её значение.    Хлеб, язык, дело, кормит,  портит, и, и.   Язык и хлебом кормит, и дело портит

Из данных слов составьте пословицу, объясните её значение.

Хлеб, язык, дело, кормит,

портит, и, и.

Язык и хлебом кормит, и дело портит

Физкультминутка

Физкультминутка

Вернуть убежавшую согласную, найти коварное слово (лишнее)! Задание для 1 команды Задание для 2 команды Мес.ный, чудес.ный, поз.но, окрес.ность, ярос.ный, со.нце, трос.ник, завис.ливый. Звез.ный, капус.ный, чес.ный, вкус.ный, доблес.ный, извес.ный, должнос.ной, ус.ный.

Вернуть убежавшую согласную, найти коварное слово (лишнее)!

Задание для 1 команды

Задание для 2 команды

Мес.ный, чудес.ный, поз.но, окрес.ность, ярос.ный, со.нце, трос.ник, завис.ливый.

Звез.ный, капус.ный, чес.ный, вкус.ный, доблес.ный, извес.ный, должнос.ной, ус.ный.

Правило-помощник

Правило-помощник

 Чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы согласный звук слышался отчетливо. Например: чес т ный – чес т ь, гри б -гри б ы

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы согласный звук слышался отчетливо. Например: чес т ный – чес т ь, гри б -гри б ы

Допишите недостающие слоги! Задание для 1 команды Задание для 2 команды В поле травы хоро.., Я руки в воду опу.. А на речке камы.. . И их в воде прополо.. . Возле поля, мимо ро.. Или я зажгу све.., Шли колючие е.. . Или лампочку вклю.. .

Допишите недостающие слоги!

Задание для 1 команды

Задание для 2 команды

В поле травы хоро..,

Я руки в воду опу..

А на речке камы.. .

И их в воде прополо.. .

Возле поля, мимо ро..

Или я зажгу све..,

Шли колючие е.. .

Или лампочку вклю.. .

Правило-помощник

Правило-помощник

После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а , а не ы, ю, я . Например: ж и знь, ч у до, ч а ща. Исключения: ж ю ри, бро ш ю ра, пара ш ю т. После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а , а не ы, ю, я . Например: ж и знь, ч у до, ч а ща. Исключения: ж ю ри, бро ш ю ра, пара ш ю т. После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а , а не ы, ю, я . Например: ж и знь, ч у до, ч а ща. Исключения: ж ю ри, бро ш ю ра, пара ш ю т.
  • После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а , а не ы, ю, я . Например: ж и знь, ч у до, ч а ща. Исключения: ж ю ри, бро ш ю ра, пара ш ю т.
  • После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а , а не ы, ю, я . Например: ж и знь, ч у до, ч а ща. Исключения: ж ю ри, бро ш ю ра, пара ш ю т.
  • После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а , а не ы, ю, я . Например: ж и знь, ч у до, ч а ща. Исключения: ж ю ри, бро ш ю ра, пара ш ю т.
Третий лишний. Ш…колад, обж…ра, пч…лы Ч…рный, ж…лтый, ш…рох Реш…тка, ш…пот, щ…тка Ж…рнов, ж…нглёр, ж…кей Расч…т, сч…т, расч…тливый В каких строчках есть лишнее слово?

Третий лишний.

  • Ш…колад, обж…ра, пч…лы
  • Ч…рный, ж…лтый, ш…рох
  • Реш…тка, ш…пот, щ…тка
  • Ж…рнов, ж…нглёр, ж…кей
  • Расч…т, сч…т, расч…тливый

В каких строчках есть лишнее слово?

Третий лишний. Ш…в, ш…рты, ш…ссе Ч…щ…ба, ч…лн, ш…лк Прич…ска, расч…ска, ч..лка Крыж…вник, ж…лудь, ш…фер Ч…рствый, поч…тный, ж…сткий В каких строчках есть лишнее слово?

Третий лишний.

  • Ш…в, ш…рты, ш…ссе
  • Ч…щ…ба, ч…лн, ш…лк
  • Прич…ска, расч…ска, ч..лка
  • Крыж…вник, ж…лудь, ш…фер
  • Ч…рствый, поч…тный, ж…сткий

В каких строчках есть лишнее слово?

Правило-помощник

Правило-помощник

Ё-О после шипящих в корне:  1. Слышу О , пишу Ё , проверяю путём перехода в Е : Ш ё пот- ш е птать Ч ё лка- ч е ло. 2. Исключение :ш о в на капюш о не, ш о рох в крыж о внике, у обж о ры изж о га, чащ о ба и трущ о ба 3. Иноязычные слова : ш о фёр, ж о нглёр, ш о ссе, ж о кей, ш о колад 07/07/2024  Кривошеева Г.А.

Ё-О после шипящих в корне:

  • 1. Слышу О , пишу Ё , проверяю путём перехода в Е :
  • Ш ё пот- ш е птать
  • Ч ё лка- ч е ло.
  • 2. Исключение о в на капюш о не, ш о рох в крыж о внике, у обж о ры изж о га, чащ о ба и трущ о ба
  • 3. Иноязычные слова : ш о фёр, ж о нглёр, ш о ссе, ж о кей, ш о колад

07/07/2024

Кривошеева Г.А.

- Eсли буква Ё стоит под ударением и при изменении слова вместо Ё (О) четко слышится Е, то в корне пишем Ё (например, щЁлкать - щЕлкунчик, шЁпот - шЕптать); - В заимствованных словах без ударения пишем О (шОссе, шОколад); исключения составляют следующие слова, в которых под ударением пишется О: крыжОвник, изжОга, шОрох, зажОр, жОм, трущОба, трещОтка, шОв, шОмпол.

- Eсли буква Ё стоит под ударением и при изменении слова вместо Ё (О) четко слышится Е, то в корне пишем Ё (например, щЁлкать - щЕлкунчик, шЁпот - шЕптать);

- В заимствованных словах без ударения пишем О (шОссе, шОколад);

исключения составляют следующие слова, в которых под ударением пишется О: крыжОвник, изжОга, шОрох, зажОр, жОм, трущОба, трещОтка, шОв, шОмпол.

Вставьте и  или ы . 1.на - ция : акц…я, лекц…я, демонстрац…я, нац…я, настурц…я, полиц…я. 2.В корне: ц…ркач, ц…ркуль, нарц…ссы, медиц…на, ц…новка, ц…трусы. 3.В суффиксе: синиц…н, куриц…н, девиц…н, цариц…н. 4.В окончании: молодц…, круглолиц…й, отц…, умниц…, куц…й. 5.В исключениях: ц…плёнок, ц…ганский, ц…кнуть, на ц…почках.

Вставьте и или ы .

  • 1.на - ция : акц…я, лекц…я, демонстрац…я, нац…я, настурц…я, полиц…я.
  • 2.В корне: ц…ркач, ц…ркуль, нарц…ссы, медиц…на, ц…новка, ц…трусы.
  • 3.В суффиксе: синиц…н, куриц…н, девиц…н, цариц…н.
  • 4.В окончании: молодц…, круглолиц…й, отц…, умниц…, куц…й.
  • 5.В исключениях: ц…плёнок, ц…ганский, ц…кнуть, на ц…почках.
Правило-помощник

Правило-помощник

Ы - и  после Ц. И: Ы: 1.В корне: 1.В окончаниях и суффиксах: Цирк, цифра Птицы, сестрицын 2.В словах на ЦИЯ: 2.в словах-исключениях: Акация, милиция Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и сказал: «Цыц».

Ы - и после Ц.

И:

Ы:

1.В корне:

1.В окончаниях и суффиксах:

Цирк, цифра

Птицы, сестрицын

2.В словах на ЦИЯ:

2.в словах-исключениях:

Акация, милиция

Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и сказал: «Цыц».

Итоговый тест по теме

Итоговый тест по теме

 1.В слове яблоко : 1. 6 букв, 6 звуков 2. 6 букв, 7 звуков 3. 7 букв, 6 звуков 4. 6 букв, 8 звуков

1.В слове яблоко :

1. 6 букв, 6 звуков

2. 6 букв, 7 звуков

3. 7 букв, 6 звуков

4. 6 букв, 8 звуков

2.Нет непроизносимой согласной: 1.Здра…ствуй, праз…ничный, опас…ный. 2.Пас…бище, ус…ный, грус…ный. 3.Вес…кий, вкус…ный, чудес…ный. 4.Чес…ность, окрес…ность, ярос…ный.

2.Нет непроизносимой согласной:

1.Здра…ствуй, праз…ничный, опас…ный.

2.Пас…бище, ус…ный, грус…ный.

3.Вес…кий, вкус…ный, чудес…ный.

4.Чес…ность, окрес…ность, ярос…ный.

3.Во всех словах пишу Ж: 1.Бума…ка, ло…ка, мы…ка 2.Доро…ка, кру…ка, варе…ка 3.Руба…ка, пля…, пиро…ки

3.Во всех словах пишу Ж:

1.Бума…ка, ло…ка, мы…ка

2.Доро…ка, кру…ка, варе…ка

3.Руба…ка, пля…, пиро…ки

4.Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием. Лодка Пробка Скользкий Старушка Утка Город Гром Кружка Глотка Гладкий

4.Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием.

  • Лодка
  • Пробка
  • Скользкий
  • Старушка
  • Утка
  • Город
  • Гром
  • Кружка
  • Глотка
  • Гладкий
5.В каком ряду все слова с Ъ? 1.п…еса, под…ём, ноч…ю 2.вороб…и, раз…яснить 3.ден…ки, л…ёт,ш…ю 4.об…едки, об…ехать, с…есть

5.В каком ряду все слова с Ъ?

1.п…еса, под…ём, ноч…ю

2.вороб…и, раз…яснить

3.ден…ки, л…ёт,ш…ю

4.об…едки, об…ехать, с…есть

6.В каком ряду все слова с ё? 1.Ч…рные, ш...пот 2.Ш…рты, ш…колад 3.Ш…рох, крыж…вник 4.Ш…ссе, реш…тка

6.В каком ряду все слова с ё?

1.Ч…рные, ш...пот

2.Ш…рты, ш…колад

3.Ш…рох, крыж…вник

4.Ш…ссе, реш…тка

7.В каком ряду есть ошибка?  1.Пчёлка, цирк 2.Чёрствый, станция 3.Цыган, цыркуль 4.Пришёл, жёлудь

7.В каком ряду есть ошибка?

1.Пчёлка, цирк

2.Чёрствый, станция

3.Цыган, цыркуль

4.Пришёл, жёлудь

Взаимопроверка 1 -2 2 -3 3 -2 4 -1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 5 -4 6 -1 7- 3

Взаимопроверка

1 -2

2 -3

3 -2

4 -1, 2, 3, 4, 6, 8, 10

5 -4

6 -1

7- 3

Подведение итогов Итак, друзья, пришла пора,  И я хочу вам пожелать:  Всегда с охотою учиться,  Всегда с желанием трудиться.  Никогда не унывать, А русский на «отлично»  знать.

Подведение итогов

Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,

А русский на «отлично»  знать.

Домашнее задание   Составить синквейн к слову ФОНЕТИКА

Домашнее задание 

Составить синквейн к слову ФОНЕТИКА

Оценивают свои достижения с помощью «Лестницы успеха»

Оценивают свои достижения с помощью «Лестницы успеха»

Использованная литература   Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая.

Использованная литература

  • Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
  • В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках».-М.: Просвещение, 1991.
  • В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». –Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.

Интернет – ресурсы:

  • http : // igrovaia.ru
  • http://ru.wikipedia.org
  • http : //festival.1september.ru
  • http : //openclass.ru
  • http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций