СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта»











Обобщение опыта:

Формирование функциональной математической грамотности школьников при подготовке к ВПР

в 5 классе





































Содержание:

  1. Условия возникновения опыта …………………………………..3

  2. Актуальность………………………………………………………4

  3. Практическая значимость…………………………………………5

  4. Ведущая педагогическая идея…………………………………….6

  5. Теоретическая база опыта…………………………………………7

  6. Технология опыта………………………………………………….9

  7. Результативность опыта………………………………………..…15

  8. Используемая литература…………………………………………19






































  1. Условия возникновения опыта

Одной из важнейших задач федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения является формирование у учащихся функциональной грамотности [11]. Функциональная грамотность – это способность человека применять накопленные знания в целях решения жизненных, повседневных, профессиональных и т.д. задач [9]. Математическая грамотность – умение применять математические знания в профессиональной деятельности, быту и учебе [1]. Данный навык необходим для применения накопленных академических предметных и метапредметных знаний на практике. Другими словами, ученик должен четко понимать какую практическую пользу несут знания, полученные в школе, и уметь применить их при необходимости за пределами стен учебного заведения.

На уроках математики учащиеся преимущественно решают прикладные математические задачи, многие прототипы которых в последствии выходят на контроль в рамках решения всероссийской проверочной работы (ВПР). Таким образом, приоритетная задача учителя – построить образовательный процесс так, чтобы формирование функциональной математической грамотности школьников стало обязательной и неотъемлемой частью каждого урока математики [3].












  1. Актуальность

Всероссийская проверочная работа приобретает ещё большую значимость для учащихся. Глава Рособрбнадзора Антон Мурзаев на совещании с регионами выступил с заявлением о том, что началась реализация масштабного проекта, смысл которого учесть при поступлении не только результаты ЕГЭ школьников, но и сформировать единую базу, в которой будут накапливаться результаты ВПР учеников, которые в последствии будут суммироваться с баллами выпускных экзаменов [4].

Сами контрольно-измерительные материалы всероссийской проверочной работы включают в себя широкое разнообразие прикладных задач, для решения которых необходимо глубокое понимание предмета и сформированная функциональная математическая грамотность.

Исходя из этого, можно сказать, что формирование функциональной математической грамотности школьников – актуальное и очень важное направление деятельности учителя.
















  1. Практическая значимость

Опыт содержит описание технологии (стр.5-11) и рабочие листы, содержащие задания для формирования функциональной математической грамотности в рамках подготовки к ВПР по математике в 5 классе (рис. 1-5).



























  1. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в выборе и комбинации образовательных методов для эффективного развития функциональной математической грамотности школьников в рамках подготовки ко всероссийской проверочной работе по математике в пятом классе.


























  1. Теоретическая база опыта

В основе формирования функциональной математической грамотности у школьников можно использовать следующие методы:

Технология проектов. Ученики учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях и работать в различных коллективах.

Проблемное обучение. Проблемные задания развивают находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям. 

Моделирование заданий. Ситуации задачи представляют и моделируют с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. 

Игровые технологии. Можно использовать ребусы, кроссворды, ролевые игры, задачи-шутки. 

Объяснение математических понятий с помощью предметных действий. Например, базовые математические понятия можно перекладывать на осязаемые вещи. 

Использование компетентностного подхода. Ученики учатся решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. 

Применение цифровых платформ. На них есть задачи по математике, приближённые к жизни школьников [8].

Используемые методы можно применять как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

В ходе исследования в качестве теоретической базы были использованы следующие источники:

Учебно-методическое пособие Р.А. Казаковой и О.И. Кравцовой «Развитие функциональной грамотности на уроках математики» (в данном источнике емко рассматривается понятие функциональной грамотности, приоритетности для учителя и общества в развития функционально грамотной личности и сформирована полезная подборка нестандартных задач по математике».)[6];

Дорофеев А.В., Одинокова О.В. «Формирование функциональной грамотности на уроках математики» (раскрывают понятие математической грамотности и приводят статистику и анализ исследований PISA на 43 регионах Российской Федерации, делая упор на важность развития грамотности у школьников) [3].;

Дорофеев А.В., Одинокова О.В. «Формирование функциональной грамотности на уроках математики» (классифицирует грамотность школьников на читательскую, математическую,естественнонаучную, финансовую, глобальные компетенции и креативное мышление, обосновывая необходимость развития у школьников каждой из них.)[13],

А также основополагающие обновленные ФГОС (ставит задачу формирования функциональной грамотности школьников перед учителем) [9].












  1. Технология опыта

Целью данного педагогического опыта являлось обеспечение положительной динамики развития у школьников функциональной и математической грамотности, посредством использования специально подобранных и разработанных педагогических методов, принципов и средств при подготовке к ВПР по математике.

Формирование функциональной и математической грамотности важно начинать своевременно. Поэтому в педагогической деятельности, необходимо систематически и в течение всего учебного года, выстраивать систему мер для создания благоприятных условий реализации денных целей.

В ходе подготовки к ВПР, нами были отмечены несколько ключевых моментов. ВПР, как и любой другой вид контрольных и экзаменационных работ, включает в себя материал всего предшествующего периода обучения. Следовательно, некоторые типы заданий, учащиеся пятого класса способны осилить уже в начале учебного года. (Перед началом учебного года регулярно проводится совещание-преемственность между учителями бывших 4-х классов и будущих 5-тиклассников. Данное совещание помогает сориентироваться, какие темы ребята усвоили на отлично, какой материал был исключен из программы начальных классов, какие темы вышли на дистанционное изучение по ряду причин и т.д.) Затем весь пройденный материал был классифицирован по двум основным критериям: по теме или по типу заданий в ВПР. При классификации "по теме" использовались как авторские материалы (рабочие листы, видео- и аудио-объяснения), так и информация с интернет-ресурсов. Примеры рабочих листов по теме "обыкновенные дроби" (рис.1) (авторский) и "десятичные дроби" (из интернет-источника) (рис.2) размещены ниже.

Рис. 1 Рис. 2

При создании рабочих листов, особое внимание уделяется практико-ориентированности задач, так как каждая тема по математике обязательно имеет область применения в жизни. Поэтому учителю чрезвычайно важно показать, что каждый конкретный раздел необходим для полноценного существования в мире быта, экономики, финансов и т.д. Таким образом, создавая рабочие листы и раздавая их для выполнения заданий школьникам, учитель показывает только "вершину айсберга", кроме этого необходимо акцентировать внимание учащихся на различиях между типами задач, совместно найти несколько вариантов решения каждой, проецировать и дискутировать со школьниками на тему области применения той или иной темы и какие типы заданий ВПР присутствуют на бланке с рабочим листом. То есть проводить параллель между темой, применимостью в жизни и номером задания ВПР. В качестве примера на рисунке 3 помещен рабочий лист, на котором наглядно показано, что периметр фигуры – это сумма длин всех сторон и ассоциирован с длиной забора на рисунке, а площадь – это величина, указывающая, сколько места занимает фигура на плоскости или зеленый газон. При решении последующих задач данного типа, усилия учителя направлены на создания четкой ассоциации – периметр=длина забора, площадь= газон у каждого школьника. Запоминание ключевых моментов, создание ассоциаций у школьников, схемы и рисунки, излагающие смысл решения, задания дает нам отсылку к методике М.Ф. Шаталова, который в свое время доказал эффективность работы с краткими, но емкими конспектами, но основе которых формировалась прочная теоретическая база школьников. Таким образом, рабочие листы аналогичные представленному на рисунке 3, были использованы на уроках изучения нового материала, а также на этапах актуализации знаний при повторении пройденного материала. Примечательно, что схема с рисунком забора и газона была представлена исключительно на первом задании рабочего листа, остальные задания оставались в привычном для ВПР виде, но и при выполнении последующих заданий, школьниками проговаривалось: «периметр- длина забора, площадь – газон».

Рис. 3

Также, на этапе актуализации знаний, решая уже знакомые ребятам задачи, рабочие листы содержали наполненную смыслом инфографику, которая визуализировала смысл задачи и помогала школьникам представить, о чем идет речь в задаче и, исходя из этого, наметить пути решения. Так, например, на рисунке 4 приведенная иллюстрация к задаче, наглядно показывает, в чем разнице между двумя упаковками кофе или двумя банками меда, и, что, меняя вес или объем тары, меняется и цена.

Рис. 4

На этапе мотивации, важно не только показать, что каждая тема, изучаемая в классе, имеет широкие области ее применения в повседневной жизни, но и, что в пределах одной темы есть как простые задания, под силу даже слабо успевающему ученику, так и сложные, над которыми будет интересно задуматься и отличнику. На наш взгляд, это помогает для первых создать ситуацию успеха, в ходе которой, слабо успевающий школьник будет чувствовать, что он может хорошо учиться, что у него получается решать задания, что позитивно отразится на мотивации ученика. Сложные же задания напомнят сильному ученику, что и ему «есть к чему стремиться» и нельзя терять концентрации, хоть и кажется, что тема уже пройдена и усвоена.

Рис. 5

На рисунке 5 приведен пример рабочего листа, адаптированного под тематику празднования дня рождения мальчика Вовы. Лист содержит простые задания типа № 1 ВПР (первая часть задания №4), типа №2 (задача 2) и типа № 16 (задание 3) повышенного уровня сложности, также содержит задачу 1 (на повторение и актуализацию знаний) и творческое задание – вторая часть задачи 4. Таким образом, выполняя задания данного листа, ученик повторяет тему с самых азов, решает задачи на нахождение части от числа и числа, по его части, разбирает сложную задачу второй части, а также придумывает задачи сам, развивая в себе креативность и оригинальность.

Такого типа листы можно решать, применяя метод проектов. Для этого класс делится на несколько групп, каждой выдается аналогичный лист с задачами разных уровней. Команда решает задачи совместно или распределяя ответственность между всеми членами группы (каждому достается задача по его силам, т.к. задачи различных уровней), затем у доски каждый демонстрирует решение задачи на уровень выше собственного (так как решая совместно, ученики обсуждали и разбирали решение). Если в группе оказалось слабоуспевающих учеников больше, чем простых задач, то набор задач можно скорректировать или дать данным ученикам самим придумать и решить простую задачу. Данный метод дает дополнительную мотивацию для всех членов учебного коллектива, т.к. задания посильные, а коллективные методы работы прокачивают навыки коммуникации между одноклассниками, объединяют их для достижения общей цели и учат взаимопомощи и сотрудничеству, что также важно при работе в коллективе в будущем.

На этапе обобщения и систематизации знаний, необходимо подытожить пройденный материал, классифицировать его и подобрать ключи решения к каждому типу. Например, обобщая тему «Обыкновенные дроби», после того как, учащиеся несколько уроков решали задачи на тему «нахождение числа по его части или части от числа» пятиклассникам предлагалась мультимедийная игра, скриншоты которой приведены ниже. Смысл игры был в распределение задач на два типа «Ищем «ЧАСТЬ»» или «Ищем «ВСЕГО»». После классификации формулировок, каждая задача на доске решалась двумя способами.


Рис. 6-8

  1. Результативность опыта

Развитие функциональной и математической грамотности школьников, возможно лишь при соблюдении нескольких факторов.

Во-первых, школьники должны уметь хорошо считать, как устно, так и с применением методов письменных вычислений.

Во-вторых, важна системность. Темы, пройденные в начальной школе, должны повторяться на протяжении всего года. (Для этой цели были использованы карточки с заданиями с сайта РешуВПР). Новые темы должны быть проработаны через все возможные каналы восприятия информации: учитель должен рассказать и объяснить тему, представить визуально в виде схем, чертежей, рисунков, конспектов, графиков, дать возможность сделать самому – элементы геймификации, проектная работа и т.д.

В- третьих, обязателен контроль. Контроль осуществлялся как индивидуально, работа по карточкам, так и фронтально – самостоятельные работы, тесты в программе Plickers. Работы по карточкам были использованы в течение всего учебного года, задания были дифференцированы. Полное решение, но простой задачи оценивалось в 3 балла (тип 1,3, 4, 5,6 ВПР), задача среднего уровня – 4 балла (задачи 2,8, 9,10), сложная была отмечена оценкой 5 (задачи 7, 16,17). Выбор уровня оставался за учащимся. Использование Plickers было повсеместным, задачи формировались в форме теста, т.к. для программы необходимо наличие вариантов ответов, однако, это во многом упрощало проверку и анализ фронтального опроса, также помогало отслеживать динамику каждого учащегося по отдельности, для своевременной корректировки выбора методов и принципов работы.


Таким образом, выбранные методы и приемы во многом помогают в развитии функциональной и математической грамотности у школьников, о чем могут свидетельствовать данные приведенные на диаграмме 1 и диаграмме 2.

На диаграмме ниже приведён анализ результатов применения рабочих листов по теме «практико-ориентированная задача». Изначально пятиклассники решали задачу на клетчатых листах бумаги, однако, справиться с этой задачей смогли не многие (4 человека в 2015 году, 6 человек в 2020 году, 2 человека в 2025), затем, после разбора задачи в классе и применения рабочего листа по теме с задачей справились большинство, и данный показатель значительно вырос в каждом классе. Для сравнения приведены пятиклассники, обучающиеся в классах с литерой «А».

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Анализ диаграмм 1- 3 показывает, что выбранные методы позитивно сказываются на результатах школьников при написании ВПР. Количество неуспевающих в ходе подготовки сокращается (по сравнению с результатами на конец предыдущего года, начало текущего учебного года) и учащиеся лучше справляются с практико-ориентированными задачами, повышается средний балл внутри класса. Данная динамика отмечена как в 2020, так и в 2025 годах.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азизова Л.Х. Развитие детской одаренности в условия дополнительного образования// Научно – методический электронный журнал «Психолого- педагогические науки» - 2020.-Т.1- С. 1-7

  2. Артепенко В.С. Методы развития функциональной грамотности Центр гумани­тарных техно­логий. Москва 23.04.2024 доступ свободный: https://gtmarket.ru/concepts/6874

  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – Москва: изд. Просвещение, 2021. - 223 с.

  4. Губернаторова Л. И. Вестник ВлГУ ПИ № ФС77-52567 от 25.01.2017 Губернаторова Л. И. Использование инновационных подходов в процессе обучения физике//Полимодальное обучение на уроках физики –64 с

  5. Диденко Е.В., Советы по подготовке к ВПР в Сетищенской ООШ, с. Сетище, 2023 г. доступ свободный: https://infourok.ru/sistema-raboti-uchitelya-po-podgotovke-k-vpr-1789570.html

  6. Егоров А.Н. Экономия времени на уроках с plickers, г. Владивосток 2022, доступ свободный: https://newtonew.com/app/plickers-uchitelja-smogut-sekonomit-svoe-vremja-s-pomoshchju-qr-kodov

  7. Колчина М.Н. «Маленькие секреты успешной подготовки к контрольным работам по математике» г. Салехард 2024 г. доступ свободный: https://docplayer.ru/30532887-Malenkie-sekrety-uspesha-kolchina-m-n.html

  8. Лухманова В.В. Технологии подготовки к ВПР по математике Дзержинск 2018 г. доступ свободный: http://tak-to-ent.net/load/610-1-0-21121

  9. Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования – 5 с.

  10. Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования – 81с.

  11. Методические рекомендации «О преподавании предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2020-2021 учебном году» Липецк 20 – 13-17 с.