СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - это обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность" 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"»

Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Ясная правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.

Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической и диалогической речи. Среди многообразия методов и приёмов, используемых в данном направлении воспитания детей, моё внимание привлекли возможности театрализованной деятельности. Поэтому возникла идея – создание системы педагогических мероприятий по развитию речи через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

3.Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

4.Развивать выразительную, интонационную сторону речи

5.Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых, ролевых и сюжетных действий.

5.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

6.Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе. Вовлекать детей в различные театрализованные представления.

Ожидаемый результат

  • Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

  • Будет организована развивающая среда (костюмы, декорации, куклы, дидактические игры, аудио и видеоматериалы и т.д.).

  • Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.

Основные направления развития речи

  • Развитие культуры речи

  • Развитие общей и мелкой моторики

  • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности

Создание театрализованного уголка

  • Различные виды театров

  • Реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей

  • Атрибуты для различных игровых позиций

  • Ширмы для показа кукольного театра

  • Мини-костюмерная

  • Конспекты НОД по театрализованной деятельности

  • Картотека театрализованных игр и упражнений

Активное участие в изготовлении различных видов театра и обогащении видового разнообразия театрализованных игр приняли родители и сами воспитанники, учились работать в команде.

Театрализованные игры, используемые в работе:

  • Игры-драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; инсценировки персонажей; ролевые диалоги на основе текста; постановки спектаклей)

  • Режиссёрские игры (настольный театр, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр кукол Би-ба-бо, теневой театр).

Методы и приёмы, используемые в работе

  • Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

  • Беседы с детьми.

  • Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации.

  • Рассматривание иллюстраций.

  • Моделирование

  • Показ кукольных спектаклей.

  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) речи.

  • Театрально-игровые технологии.

Основные требования к организации театрализованных игр

  • Мотивация к включению детей в театрализованную деятельность, активность на всех этапах подготовки;

  • Доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;

  • Использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала

  • Партнёрское взаимодействие взрослого с детьми;

  • Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом воспитанников;

  • Последовательность, усложнение тем и сюжетов в соответствии с приобретёнными умениями;

  • Обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.

Театрализованную деятельность организовывали поэтапно. Наблюдали за самостоятельной игрой-драматизацией детей. В процессе игровой деятельности мы старались определить уровень развития речи каждого ребёнка. Убедились, что дети проявляют слабый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют речью и способностью понимать эмоциональное состояние другого человека. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляли материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Постепенно стали приобщать детей к театральной культуре. Работа с детьми старшего дошкольного возраста была направлена на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Просмотр видеоматериалов, энциклопедий, открыток театральной тематики расширил словарный запас воспитанников, они узнали значения таких слов, как «афиша», »декорация», «кулисы»,»премьера», «грим». Кроме того, воспитанники познакомились с профессиями театральных работников – режиссёра, кукловода, гримёра. Специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха помогли овладеть средствами интонационной выразительности. Дети с помощью жестов учились передавать ощущения «горячо», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком. Для организации режиссерских игр широко использовались плоскостной, пальчиковый, ложковый театры, театры на фланелеграфе, кукол би-ба-бо, театры на рукавичках, сюжетно-образные игрушки. В играх-драматизациях, основанных на собственных действиях исполнителя роли, воспитанники воспроизводили содержание литературных произведений, используя куклы или сказочные персонажи, надетые на пальцы или руку, конусный театр («Дед хотел уху сварить…» и т.д. В этих играх они действовали самостоятельно, прибегая к таким средствам выразительности образа, как интонация, мимика и пантомима. Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Маленькие артисты с удовольствием участвовали в драматизации русской народной сказки «Как коза избушку строила», «Муха-цокотуха» К.Чуковский, «Анна-Ванна бригадир» С.Михалков. Дети старались образно передать характеры и настроение персонажей. На районную сцену вышли с музыкальными спектаклями «Теремок»(диплом 1 степени2018г), «Анна Ванна – бригадир» (диплом 3 степени 2019г, «Мужичок с ноготок» (диплом 2степени 2019г.). Видеозапись предварительного просмотра спектакля помогла детям оценить свои исполнительские способности. На просмотре открытого занятия для педагогов по театрализованной деятельности показали инсценировку «Как Тошка клад искал».

В своей работе мы стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театральная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов. В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Для развития самостоятельности детей использовали разнообразные приёмы: выбор детьми по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение роли по карточкам; проигрывание ролей в парах (благодаря этому приёму, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменить друг друга). Для проигрывания различных эмоциональных состояний детям во время драматизации предлагаем смотреться в зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то другие дети могут стать избушкой, тучей речкой, деревом т.д. Например в сказке «Красная Шапочка» добавили роли девочек-бабочек, мальчиков-цветов. Также был включён в образовательный процесс интерактивный театр (об этом мы узнали случайно в интернете). Интерактивный театр – это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Содержанием часто являются фантастические сюжеты, взятые из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель проблемно - игровых ситуаций. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей в свободное время организовывается художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети работают подгруппами, получают задание, например, вылепи фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Развитие театральной деятельности накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, требующая участия родителей. Это беседы, консультации, совместное изготовление атрибутов, костюмов. Провели «Вечер любимых сказок», где родители совместно с детьми инсценировали сказки, организовали театральную встречу, где родители показали детям «Сказку о глупом мышонке», а дети «Теремок». Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «Учись играя»



Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. В моей работе был проведен анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому воспитанию дошкольников средствами театра, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования. Изучены формы и методы руководства театрализованными играми, методика руководства играми-драматизациями. Разработала этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

Результат проделанной работы:

1 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

- Расширились представления детей об окружающей действительности.

-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.

 -Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки

-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.

-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.