Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких
условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве. Речь - одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Актуальность
Ранний возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение
родному языку - одна из главных. Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие
Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята
на основе ее собственного предметного содержания.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с
детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может
пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение
ребенка.
В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а
иногда и целыми фразами.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, Р.С. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев считают, что речь оказывает огромное влияние на умственное
развитие ребенка, она является средством общения, выступает как
деятельность, под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка.
Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по- иному воспринимает окружающие явления.
Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный.
Роль театрализованной деятельности в развитии речи
дошкольников
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игра - ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства, игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,
формирования элементарных математических представлений до физического
совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие
ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство
родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства
и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается
говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально
насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения
(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В театрализованной игре
осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами,
настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают
причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и
самореализации ребенка.
Анализ результатов диагностики нервно-психического развития в начале
года показал, что речевая активность детей на низком уровне. Поэтому,
актуальность развития речи детей раннего возраста стоит на первом месте.
Особенности театрализованной деятельности детей раннего
возраста
Театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей
раннего возраста и способствует их всестороннему развитию.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (потешки, стихи, сказки, рассказы, специально
написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит
в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом
предопределена текстом произведения.
ЦЕЛЬ
развитие творческого потенциала и раскрытие духовного начала ребёнка в период самого раннего детства;
создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности;
развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
обогащение словаря детей, активизация его;
совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками
ЗАДАЧИ
Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
Познакомить детей с различными видами театров
Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии..
Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству , к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
Приобщать детей к русской народной культуре.
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому
заинтересовать детей театром не сложно.
Поэтому в работе для повышения уровня речи детей, я решила
использовать театрализованную деятельность.
Элементы театрализованной деятельности я использую в разных видах деятельности педагогического процесса:
в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
в режимных моментах ;
в сюрпризных моментах во время различных занятий;
для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр .
НАПРАВЛЕНИЯ
организация предметно-развивающей среды
работа с детьми
работа с родителями
ВЫВОД
Театральная деятельность , помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.