Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования представлений о роли глаголов в речи; совершенствовать умение называть глаголы, передающие звуки; способствовать развитию навыка указывать грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Научатся указывать роль глаголов в речи; называть глаголы, передающие звуки; объяснять изученные орфограммы; определять число глаголов; выполнять звуко-буквенный разбор слова; определять тип текста; подбирать заголовок к тексту; выполнять синтаксический разбор предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта |
Личностные результаты | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Оборудова-ние | Мультимедийная доска, презентация, персональные компьютеры |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
I.Мотивация | -Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. А у нас сегодня будет непростой урок, урок для сдудентов нашей академии. | Слушают и принимают к сведению |
II.Актуали-зация знаний. | -Ребята, мы продолжаем путешествие по стране, которая изучает части речи, – Морфологии. -Угадайте, на чем мы отправимся в новый город? -Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались, путь далек. Лишь оставили дымок. Правильно, это паровоз и вагоны. | Угадывают загадку |
III.Минутка чистописа-ния. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Подберите однокоренные слова к слову «желтый». – Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложения. Назовите все словосочетания. | Выполняют чистописание.  Желтые в лесу. |
Работа над словами с непроверя-емым написанием | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. гореть, сверкать – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «гореть». Однокоренные слова: горение, сгореть, догорать, горючий, выгореть, загорать, загорелый, догореть, загореть, горючее, загореться, загорелый. Синонимы: блестеть, блистать, сверкать, Антоним: гаснуть. Фразеологизмы: ГОРЕТЬ НА РАБОТЕ – полностью, не жалея сил отдаваться работе. ДЕЛО (РАБОТА) ГОРИТ В РУКАХ – дело спорится, идет быстро. | Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | -Давайте определим, в какой город держит путь наш поезд. Для этого отгадайте загадку. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады И хлеб в полях растёт. -Правильно, наш поезд держит путь в город Глагол. -И вот мы прибыли в город. На перроне нас встречает экскурсовод. | Под руководством учителя определяют задачи урока. Глагол – весенняя часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит в конце урока непременно нам успех! – Сегодня на уроке мы уточним роль глаголов в языке; научимся находить глаголы в тексте |
IV. Первичное закрепление знаний. Творческая работа. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. – Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9 000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2 500. Прочитайте и объясните высказывания о глаголе. Проводит творческую работу. – Ребята, посмотрите на доску. Можно ли эти группы слов назвать предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения? Долгожданная весна. Веселая капель. Перелетные птицы. – Вам нужно дополнить текст на тему «Весна» подходящими по смыслу глаголами. | Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Объясняют высказывания. «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». (А. Н. Толстой) «Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие». (А. Югов) Дополняют текст. Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель. На родину возвращаются перелетные птицы. |
V. Закрепление Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражнение 143) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Чем интересны предложения? – Какой частью речи является каждое выделенное слово? По каким признакам вы различили эти части речи? | Проводят наблюдения на материале связных текстов. Списывают. Зависело б от мыла (сущ.), веснушки я б отмыла (гл.). Однажды кот подкрался к попугаю (сущ.): «Сейчас тебя я, братец, попугаю (гл.)». Медведь в бору, не зная правил (сущ.), однажды мотоциклом правил (гл.) и в елку врезался. Ты свети, свети, светило (сущ.), я хочу, чтоб ты светило (гл.). Кто без кисти и белил (сущ.) крыши города белил (гл.)? |
Работа по учебнику (упражнение 144) | – Прочитайте. Озаглавьте текст. – Определите тип текста. Какова в нем роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки. – Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы | Списывают. Подчеркивают в словах изученные орфограммы. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «ручей». Ручей – [руч’эй’] – 2 слога. р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный; у – [у] – гласный, безударный; ч – [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный; е – [э] – гласный, ударный; й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный; В слове «ручей» 5 букв, 5 звуков. |
VII. Итог урока. Рефлексия | – Что нового узнали на уроке? – Какую роль в речи выполняют глаголы? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 90 в рабочей тетради | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |