Урок русского языка
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цели урока:
Через игру закрепить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи; показать зависимость имени прилагательного от имени существительного и тесную связь между ними, развивать умения распознавать имя прилагательное в тексте, умение работать самостоятельно, в парах;
Формирование навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числах;
Совершенствовать навыки правописания родовых окончаний; воспитывать культуру труда, чувство взаимовыручки, дружбы.
Ход урока.
1 Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы заканчиваем работать по теме «Имя» прилагательное».
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучится?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
- А что для этого вам необходимо знать и уметь?
2 Повторение пройденного материала.
Давайте поиграем в игру «Да-нет»
Для этого возьмите таблицы и отвечайте на мои вопросы.
1 1 | 2 2 | 3 3 | 4 4 | 5 5 | 6 6 | 7 7 | 8 8 | 9 9 | 10 10 |
| | | | | | | | | |
- Имя прилагательное – это часть речи?
- Имя прилагательное отвечает на вопросы КТО?, ЧТО?
- Имя прилагательное обозначает признак предмета?
- Имя прилагательное изменяется по родам?
- Имя прилагательное бывает только женского рода?
- Имя прилагательное не изменяется по числам?
- Имя прилагательное в предложении является определением?
- Имя прилагательное связано с именем существительным?
Имя прилагательное в единственном числе женского рода имеет окончания –ая, -яя?
- Имя прилагательное склоняется по падежам?
(самопроверка по критериям, выставление оценок в оценочный лист)
3 Минутка чистописания.
- Я хочу вам рассказать сказку о девочке. А как её зовут, вы скажите сами, когда откроете тетради, запишите число, классная работа, пропишите букву Кк и увидите, как её зовут.
- Почему её так назвали? Кто написал эту сказку?
Назовите прилагательное в этом словосочетании.
Просклоняйте его по падежам. (один у доски)
- А кто знает, куда пошла Красная Шапочка?
Перед праздником Красная Шапочка решила навестить свою бабушку и помочь ей по хозяйству.
- А вы помогаете своим бабушкам? Как?
Так вот путь оказался неблизким. Расстояние между сёлами 2000 метров. С какой скоростью надо идти девочке, если у неё времени 40 минут?
А чтобы ей было не скучно, мы пойдём вместе с ней. По дороге мы с вами поиграем в интересные игры.
4 Работа над закреплением пройденного материала.
Итак, в путь. Давайте поиграем в игру «Что лишнее»?
А) Работа в парах.
- Зачеркните лишнее слово. Объясните почему?
Смелый, трусливый, храбрый, отважный.
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый.
Белый, синий, нежный, зелёный.
Вдруг из-за кустов выскочил Волк и не пускает нас дальше, давайте покажем, какие мы дружные.
Б) Работа в группах.
1 группа – расскажите, что вы знаете об имени прилагательном? (составление кластера)
2 группа – составьте предложение, используя словосочетание «злой волк» , определите у прилагательного род, число, падеж.
3 группа – произведите морфологический разбор прилагательного из предложения: Мы подошли к высокому дереву.
В) (работа со слабыми учащимися по карточкам)
Игра «Отгадай, кто это?»
Бурый, лохматый, косолапый…..
Маленькая, серенькая, пугливая …
Новая, интересная, библиотечная ….
Высокое, ветвистое…..
Трусливый, длинноухий …..
Яркое, ослепительное……
Большой, лохматый, белый, северный ….
Большой, кирпичный, многоэтажный ….
Холодный, дождливый, пасмурный …
(защита проектов)
Показали волку, какие мы дружные, он испугался и скрылся в чаще леса. Но думаю, что он что-то недоброе замышляет.
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – тихо помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
- Отдохнули? Давайте поторопимся, чтобы волк не прибежал быстрее нас к бабушке.
Подходя к деревне, мы встретили дровосеков. Кто такие дровосеки?
Давайте попросим их пойти с нами, вдруг они нам пригодятся. Но они тоже хотят посмотреть, стоит ли нам помогать, и предлагают игру.
Г) Игра «Всё наоборот»
- Замените существительные словосочетанием прилагательное+ существительное.
Сок яблока – яблочный сок
Каша из гречки – гречневая каша
Герой сказки – сказочный герой
(взаимопроверка)
- Скажите, как прилагательное связано с существительным?
Итак, мы первые пришли к бабушке, и давайте ей поможем навести порядок, распределив обязанности.
Д) Разноуровневые задания.
1 уровень.
Спишите текст. Подчеркните прилагательные.
Как белка зимует.
Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
2 уровень
Спишите текст. Подчеркните прилагательные. Определите падеж прилагательных.
Как белка зимует.
Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
3 уровень.
Спишите текст. Подчеркните прилагательные. Определите падеж прилагательных. Придумайте продолжение текста. (2-3 предложения)
Как белка зимует.
Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
5 Итог урока.
Итак, навели порядок. Но что это за стук в дверь? Это волк прибежал. А пока с ним справляются дровосеки, мы справимся с тестом
Тест.
1 Выбери правильный ответ: Имя прилагательное – это часть речи, которая
А) обозначает предмет
Б) обозначает признак предмета
В) обозначает действие предмета
2 Укажите имя прилагательное
А) чистить
Б) чистый
В) чистота
3 Прилагательные в предложении являются
А)дополнением
Б)обстоятельством
В) определением
4 Укажите имена прилагательные с окончанием –ая
А) даль___ (дорога)
Б) осенн___(грязь)
В) ярк___ (солнышко)
5 Имена прилагательные изменяются по
А) родам
Б) числам
В) родам, числам, падежам
(самомопроверка)
- Итак, дровосеки убили злого волка, а мы все живы и здоровы.
Изменили мы ход сказки? Значит, если очень захотеть, можем ли мы влиять на свою жизнь? Что для этого необходимо?
- Как вам помогли сегодня знания об имени прилагательном?
Я хочу, чтобы вы дома тоже применили свои знания, выполняя упр 261 стр 86
- Какие задания вам нужно выполнить?
Оценочный лист
| «Да-нет» | Работа в парах | Работа в группе | Индивидуальная работа | Разноуровневые задания | Тест | Итоговая |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценочный лист
| «Да-нет» | Работа в парах | Работа в группе | Индивидуальная работа | Разноуровневые задания | Тест | Итоговая |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценочный лист
| «Да-нет» | Работа в парах | Работа в группе | Индивидуальная работа | Разноуровневые задания | Тест | Итоговая |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценочный лист
| «Да-нет» | Работа в парах | Работа в группе | Индивидуальная работа | Разноуровневые задания | Тест | Итоговая |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Оценочный лист
| «Да-нет» | Работа в парах | Работа в группе | Индивидуальная работа | Разноуровневые задания | Тест | Итоговая |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |