Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цель: Обобщить знания об имени прилагательном.
Ход урока.
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Запиши:Дата
Классная работа
Словарная работа
-Запиши слова
Яг.да, гор.кий, з . лёная, дев.чка, х. лодный, б. льшой, ябл.ко.
-Над каждым словом напиши, какой частью речью являются эти слова.
- Что такое имя прилагательное?
-Что оно обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Приведите примеры имён прилагательных.
IV. Работа по теме урока
Тема урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.
А) -Запишите имена прилагательные.
- Подберем к ним имена существительные. (Устно)
Горький (перец) , зеленая (трава) , холодный (ветер) , большой (дом).
Б) -Подбери к словам имена прилагательные. Запиши.
Ягода (какая?) …., ….., …… .
Девочка (какая?)…., …., ….. .
Яблоко (какое?)….., ….., …. .
Проверка.
– Что мы описываем с помощью имён прилагательных?
(Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки.
Значит, что обозначают имена прилагательные?
Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.
В) Сравнение групп предметов по числам.
- Внимательно прочитайте записанные слова и разделите их на две группы:
Мёд, жаркие, сладкий, поле, дни, зелёная, большое, травы.
Сущ. Прилаг.
мёд жаркие
поле сладкий
дни зелёные
травы большое
- На какие две группы вы разделили эти слова?
- По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
- Докажите.
(Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет)
(Это имена существительные )
- По какому признаку вы определили слова во второй столбик?
(Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета)
- Составьте из этих слов словосочетания и запишите их.
- Скажи, а в одном ли числе стоят существительные?
- Определите число имён прилагательных.
Вывод: прилагательные изменяются по числам.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Г) 1. Игра. Отгадай «Кто это?»
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь.
Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком речь.
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, осторожная. Лиса
Маленький, юркий, колючий. Ёж
Злой, голодный, серый. Волк
- С помощью чего вы определили, о ком идёт речь?(С помощью имён прилагательных)
-Как назвать этих животных одним словом? (Лесные жители, звери)
Г) 2. Игра.
– Правильно ли к прилагательным подобрали существительные?
Верните определения своим «владельцам»
Неуклюжий, как крот. (КАК МЕДВЕДЬ)
Неповоротливый, как собака. (КАК СЛОН)
Трусливый, как медведь. (КАК ЗАЯЦ)
Злой, как слон. (ВОЛК)
Хитрый, как жираф. КАК ЛИСА
Упрямый, как заяц. (КАК ОСЁЛ)
Д) Фронтальная работа. (Слайд 17)
Вставить прилагательные. Запиши предложения.
Муравей _______, а слон __________.
Уголь __________, а снег _________.
Дорога ________, а тропинка ______.
Перец ________, а сахар _________ .
-Как называются такие прилагательные? Для чего в этих предложениях употребляются антонимы?
Д) Роль имени прилагательного в нашей речи.
1) Работа с двойным текстом
- Продолжим наше исследование.
- Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?
-Ребята, прочитайте, пожалуйста, два текста:
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят перелётные птицы.
-О чем первый текст?( О весне)
-А второй текст о чём? ( О весне)
-Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?(Наличие прилагательных.)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?(Они сделали текст более красивым, интересным.)
- Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Е) Работа с текстом.
Этот …………. зверёк живет в лесу. У него …………. уши и ……….. хвост. Шубка у зверька летом ………, а зимой ………. . Морковь и ………… капуста – любимое лакомство. Зайка всего боится.
-Какой текст у вас получился? (Текст – описание)
V.Подведение итогов.
-Что мы знаем об имени прилагательном?
-Послушайте стихотворение об имени прилагательном.
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
VI.Рефлексия
Мне удалось …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Домашнее задание.
Ответь на вопросы «Проверь себя» (устно) Задание 2 выполни письменно стр.99.