СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образность русской речи: олицетворение. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока родного русского языка. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Образность русской речи: олицетворение. 5 класс»

Образность русской речи: олицетворение


Цель урока: познакомить с олицетворением как средством выразительности.


Задачи урока:

  • активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;

  • организовать деятельность учащихся по узнаванию олицетворения в тексте;

  • показать красоту и выразительные возможности этого тропа;

  • организовать творческую деятельность по созданию учениками олицетворения.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент



Формулировка темы и цели урока



Изучение нового материала.


































- Откройте учебник на странице 47. Прочитайте и запишите в тетрадь определение олицетворения.







  1. Выполнение упр. 46.

- В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевленные предметы?

- Какие образы создаются с помощью олицетворений?

- Задание 2 упр. 46 выполните письменно.



  1. Работа с текстом. Стр. 48.

Анализ текста:

- Какова тема текста?

- Его основная мысль?

- Определите стиль и тип текста. Докажите свое мнение.

- Выпишите ключевые слова, подготовьте пересказ текста.





  1. Орфографический и пунктуационный практикум (упр. 48).



Первичное закрепление нового материала

  1. Поищем примеры олицетворений в поэзии. 



Читаем у Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.



Бубенцы не зазвенели, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них горе.



Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов:

Лазурь небесная смеётся,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.



Лазурь смеётся, как смеется ребенок или любой человек от удовольствия.



Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).



Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу

И звезда с звездою говорит.                                              

М. Лермонтов



Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.


Физминутка



Самостоятельная работа

  1. Чтение и анализ стихотворения С. Есенина «Берёза»

Найдите в тексте стихотворения метафоры, создающие образ березы.

Найдите олицетворения.

Что такое заря? Почему поэт считает зимнюю зарю ленивой?



Выполнение тестовой работы по стихотворению «Берёза»

1. Объясни, что обозначает здесь слово “кисть”?

а) разветвлённое соцветие на длинном стебле;
б) пучок ниток, шнурков, служащий украшением;
в) пучок волос на рукоятке, служащий для нанесения клея, краски;

2. Объясни значение слова “кайма”?

а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;

3. Объясни значение слова “бахрома”?

а) ряд свисающих кистей, нитей;
б) длинная, узкая лента;
в) полоса, обшивка по краю чего-нибудь;

4. С чем поэт сравнивает снег?

а) с золотом; б) с алмазами; в) с серебром; г) с хрусталиками;

5. Какой поэт называет тишину?

а) мёртвой; б) тревожной; в) сонной; г) глубокой;

6. Чем заря обсыпает ветки берёзы?

а) новым серебром; б) новым золотом; в) солнечными лучами; г) алыми маковыми лепестками;

7. Какое настроение передаёт это стихотворение?

а) радостное, бодрое; б) спокойное, задумчивое;

в) грустное, тревожное; г) весёлое, шутливое;

8. Какие чувства передаёт это стихотворение?

а) сомнение, удивление; б) испуг, сочувствие;

в) любование, восхищение; г) веселье, восторг;

Взаимопроверка и оценивание выполненной работы.

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 -3 ошибки


Подведение итогов урока



Задание на дом

Написать мини сочинение, используя олицетворения на тему «Русская природа»