Просмотр содержимого документа
«Образовательная среда в условиях реализации ФГОС НОО»
«Образовательная среда»
Презентация по учебной дисциплине МДК.02.02. «Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности»
Выполнил: студент группы СПО-32.шк. по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Бехтольд Сергей Владимирович
Преподаватель: Рогатюк Г.Ф.
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося.
История возникновения и употребления термина «образовательная среда»
- Эпоха Просвещения
- В этот период термин «среда» рассматривается как:
- Макросреда – совокупность общественных и экономических отношений, социальных институтов, конфессий , культуры .
- Микросреда – ближайшее непосредственное окружение человека.
Педагогические воззрения Ж.Ж.Руссо
- Ж.Ж. Руссо одним из первых начал трактовать «среду» как поле для развития личности. По мнению учёного для формирования эффективной воспитательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика.
Взгляд Селестена Френе
- Особое внимание уделяет саморазвитию личности, приобретению ребёнком субъективного опыта . В связи с этим предлагает создание образовательной среды как опоры для самопознания ученика и построения им собственного образовательного пути.
Отечественная педагогика
- В понимании отечественных педагогов объектом образовательного процесса является не личность ученика , а условия, которые его окружают. Под внешними условиями подразумеваются межличностные и межгрупповые отношения, под внутренними – эмоциональный портрет ученика , самооценка и рефлексия , ценностная картина мира.
Януш Корчак (22.07.1878-06 .08.1942)
- Януш Корчак- выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Типы образовательной среды
- Я. Корчак выделяет четыре ключевых типа «образовательной среды»:
- Догматическая среда
- Идейная среда
- Среда безмятежного потребления
- Среда успеха и карьеры
Структурные компоненты образовательной среды
- Пространственно-семантический компонент;
- Содержательно-методический компонент;
- Коммуникационно-организационный компонент.
Пространственно-семантический компонент
- архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
- символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).
Содержательно-методический компонент
- содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
Коммуникационно-организационный компонент
- особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).
Компоненты образовательной среды, обеспечивающие творческое развитие личности
- Содержательный компонент;
- Методический компонент;
- Коммуникативный компонент
Содержательный компонент
- актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; интегративный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем.
Методический компонент
- вариативность учебных программ; свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; разнообразие методических обучающих средств; акцент на диалогическое общение; учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
Коммуникативный компонент
- взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников; преобладающее позитивное настроение всех участников; участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
Предметно-развивающая среда в начальной школе
- Предметно-развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
Принципы комплексного подхода
- многофункциональность помещения;
- рациональность использования пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
- целесообразность озеленения интерьера.
Задачи, реализуемые предметно-развивающей средой
- организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
- создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;
- создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
- обеспечить охрану здоровья детей.
Зоны предметно-развивающей среды
- Учебная зона;
- Информационная зона;
- Игровая зона;
- Зеленая зона.
Учебная зона
- Расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового.
Информационная зона
- Располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
Игровая зона
- Расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Зеленая зона
- -многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте; -информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.). Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Уголок здорового образа жизни
- -здоровый образ жизни;
- -правила дорожного движения;
- -основы безопасности жизнедеятельности.
Развитие общеучебных умений и навыков посредством кабинета
- Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.
- Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
- Учебно-информационные.
Образовательная среда для детей с ОВЗ
- Адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию (ст. 2, п. 28).
Уровни специального образовательного стандарта
- I уровень специального образовательного стандарта (слабовидящие, слабослышащие, с локальными органическими поражениями опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы, дети с хроническими заболеваниями и некоторые другие).
- II и III уровень специального образовательного стандарта предполагает работу с детьми, нарушения которых имеют большую степень тяжести, вследствие чего им требуется увеличение сроков обучения, значительная модификация содержания общеобразовательных программ, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвуют во всех видах и формах социальной и культурной жизни общеобразовательной организации (факультативы, игры, экскурсии, выставки, конкурсы и др.).
Обеспечение физической доступности и информируемости
- 1. Городская инфраструктура, связанная с достижением места обучения (возможность пользования специально оборудованным городским транспортом, наличие парковки для инвалидов, выделение приспособленного к нуждам инвалидов школьного автобуса и сопровождающих-тьюторов).
- 2. Само здание образовательной организации и непосредственно прилегающие к нему территории, снабженные соответствующими информационными и охранительными средствами: маркировка тротуара (маршрут для обучающихся с нарушениями зрения и т.п., отсутствие бордюров, препятствий, ограждения потенциально опасных мест для незрячих (например, деревьев), дублирование лестницы пандусом.
Техническое и материальное оснащение
- 1. Обеспечение учебных помещений сетью мультимедийных средств с выходом в Интернет, а рабочих мест- электронными средствами обучения: индивидуальными компьютерами или ноутбуками, электронными книгами, обучающими и коррекционными программными материалами.
- 2. Расположение локальной компьютерной сетью, включающей ряд электронных средств, связывающих справочную (колл-центр) данной организации, кабинеты учителя, обучающихся, журналы учета успеваемости, контент по содержанию реализуемых образовательных программ, учебную библиотеку и видеотеку, систему дистанционного общения с участниками образовательного процесса.
- 3. Оформление специализированных индивидуальных рабочих мест для детей с ООП (в соответствии с характером нарушения развития- зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра).
- 4. Наличие технических средств фиксации содержания учебных занятий (видеомагнитофонов, диктофонов, копировальной техники), проекционных устройств и специализированных технических средств.
- 5. Собрание учебной литературы, изданной по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом), аудиоучебников по дисциплинам осваиваемой профессионально-образовательной программы; учебников и учебных пособий с уровневой подачей учебного материала. При создании в образовательной организации интегрированных классов, где учатся дети со значительными нарушениями и/или отклонениями в развитии (незрячие, глухие, с умственной отсталостью), библиотека должна содержать специализированные учебники и учебные пособия для детей каждой такой категории, а также соответствующие методические пособия и специализированную периодику.
- 6. Подбор игровых и дидактических материалов коррекционно-развивающего характера, которые успешно используются при реализации содержания коррекционных модулей АОП.
Кадровое обеспечение
- Характер набора работников и их квалификация определены в соответствующем разделе примерной АООП. Образовательная организация должна в достаточном количестве иметь в качестве штатных сотрудников: педагогов-дефектологов, специального психолога, логопеда, инструктора ЛФК, медицинскую сестру, массажиста, тьютора, учителя-ассистента, а также высококвалифицированных медицинский работников: врача-офтальмолога, врача-ЛОР, психиатра, педиатра общей практики. В случае выбора обучающимися с нарушенным слухом (или с нарушениями слуха и зрения) жестового языка как средства обучения, школа должна предоставить ему квалифицированного тьютора-сурдопереводчика или тьютора-тифлосурдопереводчика. Также образовательная организация предоставляет в обязательном порядке обучающимся с ОВЗ службу комплексного сопровождения.
Список использованной литературы:
- 1. Приказ №1578 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373».
- 2. Педагогика инклюзивного образования: учебник/ Т.Г.Богданова, А.М.Гусейнова, Н.М.Назарова [и др.]; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 335с.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!