СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная среда в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная среда в условиях реализации ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная среда в условиях реализации ФГОС НОО»

«Образовательная среда» Презентация по учебной дисциплине МДК.02.02. «Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности» Выполнил: студент группы СПО-32.шк. по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Бехтольд Сергей Владимирович Преподаватель: Рогатюк Г.Ф.

«Образовательная среда»

Презентация по учебной дисциплине МДК.02.02. «Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности»

Выполнил: студент группы СПО-32.шк. по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Бехтольд Сергей Владимирович

Преподаватель: Рогатюк Г.Ф.

Образовательная среда  – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося.

Образовательная среда  – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося.

История возникновения и употребления термина «образовательная среда» Эпоха Просвещения В этот период термин «среда» рассматривается как: Макросреда  – совокупность общественных и экономических отношений, социальных институтов,  конфессий ,  культуры . Микросреда  – ближайшее непосредственное окружение человека.

История возникновения и употребления термина «образовательная среда»

  • Эпоха Просвещения
  • В этот период термин «среда» рассматривается как:
  • Макросреда  – совокупность общественных и экономических отношений, социальных институтов,  конфессийкультуры .
  • Микросреда  – ближайшее непосредственное окружение человека.
Педагогические воззрения Ж.Ж.Руссо Ж.Ж. Руссо одним из первых начал трактовать  «среду»  как поле для развития личности. По мнению учёного для формирования эффективной воспитательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика.

Педагогические воззрения Ж.Ж.Руссо

  • Ж.Ж. Руссо одним из первых начал трактовать  «среду»  как поле для развития личности. По мнению учёного для формирования эффективной воспитательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика.
Взгляд Селестена Френе Особое внимание уделяет саморазвитию личности, приобретению ребёнком  субъективного опыта . В связи с этим предлагает создание  образовательной среды  как опоры для самопознания ученика и построения им собственного образовательного пути.

Взгляд Селестена Френе

  • Особое внимание уделяет саморазвитию личности, приобретению ребёнком  субъективного опыта . В связи с этим предлагает создание  образовательной среды  как опоры для самопознания ученика и построения им собственного образовательного пути.
Отечественная педагогика В понимании отечественных педагогов объектом образовательного процесса является не личность  ученика , а условия, которые его окружают. Под внешними условиями подразумеваются межличностные и межгрупповые отношения, под внутренними – эмоциональный портрет  ученика ,  самооценка  и  рефлексия , ценностная картина мира.

Отечественная педагогика

  • В понимании отечественных педагогов объектом образовательного процесса является не личность  ученика , а условия, которые его окружают. Под внешними условиями подразумеваются межличностные и межгрупповые отношения, под внутренними – эмоциональный портрет  ученикасамооценка  и  рефлексия , ценностная картина мира.
Януш Корчак (22.07.1878-06 .08.1942) Януш Корчак- выдающийся  польский  педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Януш Корчак (22.07.1878-06 .08.1942)

  • Януш Корчак- выдающийся  польский  педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Типы образовательной среды Я. Корчак  выделяет четыре ключевых типа «образовательной среды»: Догматическая среда Идейная среда Среда безмятежного потребления Среда успеха и карьеры

Типы образовательной среды

  • Я. Корчак  выделяет четыре ключевых типа «образовательной среды»:
  • Догматическая среда
  • Идейная среда
  • Среда безмятежного потребления
  • Среда успеха и карьеры
Структурные компоненты образовательной среды Пространственно-семантический компонент; Содержательно-методический компонент; Коммуникационно-организационный компонент.

Структурные компоненты образовательной среды

  • Пространственно-семантический компонент;
  • Содержательно-методический компонент;
  • Коммуникационно-организационный компонент.
Пространственно-семантический компонент архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);   символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).

Пространственно-семантический компонент

  • архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
  • символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).
Содержательно-методический компонент содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);  формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).

Содержательно-методический компонент

  • содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
Коммуникационно-организационный компонент   особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);  коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);  организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Коммуникационно-организационный компонент

  •   особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).
Компоненты образовательной среды, обеспечивающие творческое развитие личности Содержательный компонент; Методический компонент; Коммуникативный компонент

Компоненты образовательной среды, обеспечивающие творческое развитие личности

  • Содержательный компонент;
  • Методический компонент;
  • Коммуникативный компонент
Содержательный компонент   актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;  интегративный подход к содержанию обучения;  открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем. 

Содержательный компонент

  •   актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; интегративный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем. 
Методический компонент   вариативность учебных программ;  свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;  разнообразие методических обучающих средств;  акцент на диалогическое общение;  учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.

Методический компонент

  •   вариативность учебных программ; свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; разнообразие методических обучающих средств; акцент на диалогическое общение; учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей.
Коммуникативный компонент   взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;  преобладающее позитивное настроение всех участников;  участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Коммуникативный компонент

  •   взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников; преобладающее позитивное настроение всех участников; участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.
Предметно-развивающая среда в начальной школе  Предметно-развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Предметно-развивающая среда в начальной школе

  • Предметно-развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
Принципы комплексного подхода  многофункциональность помещения;  рациональность использования пространства;  взаимосвязь цветовой отделки и освещения;  целесообразность озеленения интерьера.

Принципы комплексного подхода

  • многофункциональность помещения;
  •  рациональность использования пространства;
  •  взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
  •  целесообразность озеленения интерьера.

Задачи, реализуемые предметно-развивающей средой  организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода; создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность; создать благоприятные условия для разностороннего развития личности; обеспечить охрану здоровья детей.

Задачи, реализуемые предметно-развивающей средой

  • организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;
  • создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
  • обеспечить охрану здоровья детей.
Зоны предметно-развивающей среды  Учебная зона; Информационная зона; Игровая зона; Зеленая зона.

Зоны предметно-развивающей среды

  • Учебная зона;
  • Информационная зона;
  • Игровая зона;
  • Зеленая зона.
Учебная зона  Расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового.

Учебная зона

  • Расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового.
Информационная зона  Располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.

Информационная зона

  • Располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
Игровая зона  Расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.

Игровая зона

  • Расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Зеленая зона  -многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;  -информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).  Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.

Зеленая зона

  • -многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте; -информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.). Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Уголок здорового образа жизни  -здоровый образ жизни; -правила дорожного движения; -основы безопасности жизнедеятельности.

Уголок здорового образа жизни

  • -здоровый образ жизни;
  • -правила дорожного движения;
  • -основы безопасности жизнедеятельности.
Развитие общеучебных умений и навыков посредством кабинета  Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя. Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..». Учебно-информационные.

Развитие общеучебных умений и навыков посредством кабинета

  • Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.
  • Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
  • Учебно-информационные.
Образовательная среда для детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию (ст. 2, п. 28).

Образовательная среда для детей с ОВЗ

  • Адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию (ст. 2, п. 28).
Уровни специального образовательного стандарта  I уровень специального образовательного стандарта (слабовидящие, слабослышащие, с локальными органическими поражениями опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы, дети с хроническими заболеваниями и некоторые другие). II и III уровень специального образовательного стандарта предполагает работу с детьми, нарушения которых имеют большую степень тяжести, вследствие чего им требуется увеличение сроков обучения, значительная модификация содержания общеобразовательных программ, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвуют во всех видах и формах социальной и культурной жизни общеобразовательной организации (факультативы, игры, экскурсии, выставки, конкурсы и др.).

Уровни специального образовательного стандарта

  • I уровень специального образовательного стандарта (слабовидящие, слабослышащие, с локальными органическими поражениями опорно-двигательного аппарата, не затрагивающие речевую и интеллектуальную сферы, дети с хроническими заболеваниями и некоторые другие).
  • II и III уровень специального образовательного стандарта предполагает работу с детьми, нарушения которых имеют большую степень тяжести, вследствие чего им требуется увеличение сроков обучения, значительная модификация содержания общеобразовательных программ, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) участвуют во всех видах и формах социальной и культурной жизни общеобразовательной организации (факультативы, игры, экскурсии, выставки, конкурсы и др.).
Обеспечение физической доступности и информируемости 1. Городская инфраструктура, связанная с достижением места обучения (возможность пользования специально оборудованным городским транспортом, наличие парковки для инвалидов, выделение приспособленного к нуждам инвалидов школьного автобуса и сопровождающих-тьюторов). 2. Само здание образовательной организации и непосредственно прилегающие к нему территории, снабженные соответствующими информационными и охранительными средствами: маркировка тротуара (маршрут для обучающихся с нарушениями зрения и т.п., отсутствие бордюров, препятствий, ограждения потенциально опасных мест для незрячих (например, деревьев), дублирование лестницы пандусом.

Обеспечение физической доступности и информируемости

  • 1. Городская инфраструктура, связанная с достижением места обучения (возможность пользования специально оборудованным городским транспортом, наличие парковки для инвалидов, выделение приспособленного к нуждам инвалидов школьного автобуса и сопровождающих-тьюторов).
  • 2. Само здание образовательной организации и непосредственно прилегающие к нему территории, снабженные соответствующими информационными и охранительными средствами: маркировка тротуара (маршрут для обучающихся с нарушениями зрения и т.п., отсутствие бордюров, препятствий, ограждения потенциально опасных мест для незрячих (например, деревьев), дублирование лестницы пандусом.
Техническое и материальное оснащение  1. Обеспечение учебных помещений сетью мультимедийных средств с выходом в Интернет, а рабочих мест- электронными средствами обучения: индивидуальными компьютерами или ноутбуками, электронными книгами, обучающими и коррекционными программными материалами. 2. Расположение локальной компьютерной сетью, включающей ряд электронных средств, связывающих справочную (колл-центр) данной организации, кабинеты учителя, обучающихся, журналы учета успеваемости, контент по содержанию реализуемых образовательных программ, учебную библиотеку и видеотеку, систему дистанционного общения с участниками образовательного процесса. 3. Оформление специализированных индивидуальных рабочих мест для детей с ООП (в соответствии с характером нарушения развития- зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра).

Техническое и материальное оснащение

  • 1. Обеспечение учебных помещений сетью мультимедийных средств с выходом в Интернет, а рабочих мест- электронными средствами обучения: индивидуальными компьютерами или ноутбуками, электронными книгами, обучающими и коррекционными программными материалами.
  • 2. Расположение локальной компьютерной сетью, включающей ряд электронных средств, связывающих справочную (колл-центр) данной организации, кабинеты учителя, обучающихся, журналы учета успеваемости, контент по содержанию реализуемых образовательных программ, учебную библиотеку и видеотеку, систему дистанционного общения с участниками образовательного процесса.
  • 3. Оформление специализированных индивидуальных рабочих мест для детей с ООП (в соответствии с характером нарушения развития- зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутического спектра).
4. Наличие технических средств фиксации содержания учебных занятий (видеомагнитофонов, диктофонов, копировальной техники), проекционных устройств и специализированных технических средств. 5. Собрание учебной литературы, изданной по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом), аудиоучебников по дисциплинам осваиваемой профессионально-образовательной программы; учебников и учебных пособий с уровневой подачей учебного материала. При создании в образовательной организации интегрированных классов, где учатся дети со значительными нарушениями и/или отклонениями в развитии (незрячие, глухие, с умственной отсталостью), библиотека должна содержать специализированные учебники и учебные пособия для детей каждой такой категории, а также соответствующие методические пособия и специализированную периодику. 6. Подбор игровых и дидактических материалов коррекционно-развивающего характера, которые успешно используются при реализации содержания коррекционных модулей АОП.
  • 4. Наличие технических средств фиксации содержания учебных занятий (видеомагнитофонов, диктофонов, копировальной техники), проекционных устройств и специализированных технических средств.
  • 5. Собрание учебной литературы, изданной по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом), аудиоучебников по дисциплинам осваиваемой профессионально-образовательной программы; учебников и учебных пособий с уровневой подачей учебного материала. При создании в образовательной организации интегрированных классов, где учатся дети со значительными нарушениями и/или отклонениями в развитии (незрячие, глухие, с умственной отсталостью), библиотека должна содержать специализированные учебники и учебные пособия для детей каждой такой категории, а также соответствующие методические пособия и специализированную периодику.
  • 6. Подбор игровых и дидактических материалов коррекционно-развивающего характера, которые успешно используются при реализации содержания коррекционных модулей АОП.
Кадровое обеспечение Характер набора работников и их квалификация определены в соответствующем разделе примерной АООП. Образовательная организация должна в достаточном количестве иметь в качестве штатных сотрудников: педагогов-дефектологов, специального психолога, логопеда, инструктора ЛФК, медицинскую сестру, массажиста, тьютора, учителя-ассистента, а также высококвалифицированных медицинский работников: врача-офтальмолога, врача-ЛОР, психиатра, педиатра общей практики. В случае выбора обучающимися с нарушенным слухом (или с нарушениями слуха и зрения) жестового языка как средства обучения, школа должна предоставить ему квалифицированного тьютора-сурдопереводчика или тьютора-тифлосурдопереводчика. Также образовательная организация предоставляет в обязательном порядке обучающимся с ОВЗ службу комплексного сопровождения.

Кадровое обеспечение

  • Характер набора работников и их квалификация определены в соответствующем разделе примерной АООП. Образовательная организация должна в достаточном количестве иметь в качестве штатных сотрудников: педагогов-дефектологов, специального психолога, логопеда, инструктора ЛФК, медицинскую сестру, массажиста, тьютора, учителя-ассистента, а также высококвалифицированных медицинский работников: врача-офтальмолога, врача-ЛОР, психиатра, педиатра общей практики. В случае выбора обучающимися с нарушенным слухом (или с нарушениями слуха и зрения) жестового языка как средства обучения, школа должна предоставить ему квалифицированного тьютора-сурдопереводчика или тьютора-тифлосурдопереводчика. Также образовательная организация предоставляет в обязательном порядке обучающимся с ОВЗ службу комплексного сопровождения.
Список использованной литературы: 1. Приказ №1578 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373». 2. Педагогика инклюзивного образования: учебник/ Т.Г.Богданова, А.М.Гусейнова, Н.М.Назарова [и др.]; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 335с.

Список использованной литературы:

  • 1. Приказ №1578 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373».
  • 2. Педагогика инклюзивного образования: учебник/ Т.Г.Богданова, А.М.Гусейнова, Н.М.Назарова [и др.]; под ред. Н.М.Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 335с.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!