Обучение младших школьников монологической форме речи на уроках английского языка
Составитель: Расулова Фаина Айнуллаховна
Составитель: Расулова Фаина Айнуллаховна
Глава I.
Теоретические основы
обучения
монологической речи .
Авторы
Гальскова. Н.Д.
Пассов. Е.И.
Рогова. Г.В.
Эльконин. Б.Д .
С.Л. Рубинштейн.
П.Я. Гальперин.
Н.И. Жинкин.
Цель: заключается в определении роли различного рода опор в процессе обучения монологический, а также в доказательстве их потенциальных возможностей для эффективности процесса обучения.
Задачи:
- О знакомиться с подходами ученых, методистов и педагогов и исследовании проблемы обучения монологический речи;
- В ыделить опоры, используемые при обучении монологическим речевым умением охарактеризовать их;
- О пределить функции опоры.
Монологическая речь – это достаточно развернутое высказывание одного лица, состоящее из ряда фраз (предложений), между которыми имеется логическая и лингвистическая связь.
Скалкин. Л.В.
Монолог – это организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории.
Монологическая речь – процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка.
Монологическая речь – это речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания.
Г.В. Рогова. И.Н. Верещагина.
Коммуникативные функции
- Информативная –сообщение новой (по мнению говорящего) информации в виде знаний о предметах и явлений действительности, описании.
- Воздейственная – убеждение слушателя в правоте или несостоятельности тех или иных положений, взглядов, действий.
Экспрессивная – использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий.
Оценочная – оценка событий, явлений, предметов окружающей действительности, поступков людей, героев произведения.
Монологическое высказывание может быть разного уровня:
- Слово;
- Словосочетания;
- Фраза;
- Сверхфразовое единство;
- Текст.
Описание – способ изложения, представляющий собой характеристику предметов, явлений или частей в статическом состоянии.
Е. И. Мотина.
Повествование – это функционально – смысловой тир речи, выражающий сообщение о развивающих действиях или состояниях и располагающих для реализации этой функции специфическими средствами.
О.А. Нечаев.
Рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения вводного суждения.
О.А. Нечаев.
В содержании обучения монологической речи выделяются три компонента:
I Лингвистический:
- хорошее владение лингвистические и грамматическим материалов по теме;
- хорошее владение разными типами простых и сложных предложений (речевыми образцами);
- знание типов монологических высказываний и их лингвистические особенностей;
- знание тематики речи и речевых ситуаций;
- знание специальных языковых средств;
- знание лингвистических особенностей книжно-письменной речи.
В содержании обучения монологической речи выделяются три компонента:
II Психологический
- учет интересов и мотивов при овладении данным видом речевой деятельности;
- знание психологических характеристик монологических речи
- основные умения монологической речи;
- характер взаимодействия монологической речи с диалогической и другими видами речевой деятельности.
В содержании обучения монологической речи выделяются три компонента:
- Использование схем речевых образцов;
- Использование различных видов опор;
- Использование разного вида схем;
- Использование разного рода памятников;
- Использование текстов для самоконтроля.
Рогова Г.В. И Верещагина И.Н. выделяют разные уровни сформированности монологической речи:
1 уровень – р епродуктивный
2 уровень – р епродуктивно-продуктивный
3 уровень п родуктивный
Глава II. Роль различных
опор при обучении
монологическому
высказыванию учащихся.
ГОВОРЕНИЕ – это самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено большими трудностями.
Опоры
Содержа- тельные
словесные (вербальные)
Текст (зрительно)
Смысловые
изобразительные
Текст (аудитивно)
Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотография
Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись
Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План Логико-синтаксическая схема
Диаграмма, схема, таблица Цифры, даты
Логико-коммуникативная программа
Символика Плакат Карикатура
Опоры
- картинка
- план
- карта
- диаграмма
- таблица
- ассоциативная карта типа
- карточки
Рогова Г. В. И Верещагина И.Н. по использованию анализаторов выделяют:
- Слуховые
- Зрительные
- Зрительно слуховые
ЛЮБАЯ ОПОРА - это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным
С одержательные
С мысловые
Уровень значений
Уровень смысла
Опоры
Содержательные
словесные (вербальные)
Смысловые
Текст (зрительно)
изобразительные
Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотография
Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись
Текст (аудитивно)
Диаграмма, схема, таблица Цифры, даты
Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План Логико-синтаксическая схема
Логико-коммуникативная программа
Символика Плакат Карикатура
Опоры
Содержа- тельные
словесные (вербальные)
Текст (зрительно)
Смысловые
изобразительные
Текст (аудитивно)
Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись
Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотография
Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План Логико-синтаксическая схема
Диаграмма, схема, таблица Цифры, даты
Логико-коммуникативная программа
Символика Плакат Карикатура