Тема: «Однородные и неоднородные определения».
Цели урока: Обобщение сведений об однородных членах предложения.
Задачи: Формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно оформлять их.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Оборудование: учебник Шмелев А.Д., дидактический материал.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
-определение однородных членов
-проверка у.28 с.207 фронтально
-1 человек у доски 5 схем из у.28, уч-ки выбирают номера предложений из у.28
Тест
1.Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):
а) нет однородных членов;
б) два однородных члена;
в) три однородных члена;
г) четыре однородных члена;
д) пять однородных членов
Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
Помню я вечер весенний розовый блеск облаков запах душистой сирени светлые окна прудов.
Весна посылает вести радостно ясно ново.
Еще у древних необходимым условием воспитания считалось путешествие.
Росло во мне желание жить водить большие корабли любить знакомиться дружить.
Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
Ответы: а)4 б) 2, 6 в)3 г)2 д)5 САМОПРОВЕРКА
Где нам потребуются знания об однородных членах?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Какой сегодня день? (последний день зимы)
-Запишите в тетради предложения, характеризующие зиму.
На экране выводятся два предложения
Задание: Найдите определения, сделайте вывод, однородные они или нет, расставьте знаки препинания.
Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.
Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.
Определите тему урока
-Тема урока: Однородные и неоднородные определения.
-Цель урока: Обобщение ….
-Задачи: Распознавать: что? (однородные и неоднородные определения);
Научиться: чему? (находить однородные и неоднородные определения в тексте и расставлять знаки препинания при них).
Для выполнения поставленных задач обратимся к учебнику
4. Актуализация знаний.
1. ФРОНТАЛЬНО
С.212 у.34 По какому признаку можно понять, что выделенные определения неоднородные?(кач-во, союз И..)
- Что учились делать?
2. РАБОТА В ПАРАХ
С.212 у.35 Найти однородные определения, назвать их 1- А, 2 – Б, 3- В
Какие признаки однородности у этих определений?
5. Первичное усвоение новых знаний
Ребята, как вы думаете, что нам нужно составить, чтобы соединить полученные знания?
Перед вами опорная таблица, но в ней не хватает главных фактов об однородных и неоднородных определениях с.213
РАБОТА В ПАРАХ
Поработайте в парах, заполните недостающие сведения из текста в учебнике, эту опору приклейте дома в грамматическую тетрадь
Однородные определения | Неоднородные определения |
1. Характеризуют предмет с ……….стороны (по ………: красный, желтый шар; по ……..круглый, овальный прямоугольный стол; по ……: маленький, большой, огромный дом) | 1. Характеризуют предмет с ….. сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес) |
2. Непосредственно относятся к ………………. существительному, слову (красный, желтый шар) | 2. Непосредственно относятся к ………….. словосочетанию со ………… неоднородным определением (большой красный шар) |
3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз …..» (красный и желтый шар) | 3. ……. сочинительной связи «нельзя поставить союз ……….» (большой и красный шар) |
4.Выражаются или………….. прилагательными, или …………прилагательными (красный и желтый шар). | 4. Выражаются …………….. и ………………. прилагательными (большой «кач.» деревянный «относит.) дом) |
5. Произносятся с ……………… интонацией, разделяются ……………. | 5. ………перечислительной интонации, запятая …..ставится. |
ПРОВЕРКА
Однородные определения | Неоднородные определения |
1. Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету: красный, желтый шар; по форме: круглый, овальный прямоугольный стол; по размеру: маленький, большой, огромный дом) | 1. Характеризуют предмет с разных сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес) |
2. Непосредственно относятся к определяемому существительному (красный, желтый шар) | 2. Непосредственно относятся к последующему словосочетанию со вторым неоднородным определением (большой красный шар) |
3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз И» (красный и желтый шар) | 3. Нет сочинительной связи «нельзя поставить союз И» (большой и красный шар) |
4.Выражаются или качественными прилагательными или относительными прилаг. (красный и желтый шар). | 4. Выражаются качественными и относительными прилагательными (большой «кач.» деревянный «относит.) дом) |
5. Произносится перечислительной интонацией, разделяются запятыми | 5. НЕТ перечислительной интонации, запятая не ставится. |
Проговорили данные из таблицы
Для чего они нам нужны?
Что будем делать с помощью таблицы?
6.Первичная проверка понимания
1. Чтобы закрепить полученные знания, проведем «Объяснительный диктант».
1)День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Прошёл серый пассажирский пароход.
3) Мы купили для рыбалки надувную резиновую лодку. 4) Все они хотят светлого, солнечного неба.
Фронтально
2. ТЕСТ (презентация)
Самостоятельно, в тетради.
Проверка.
7.Первичное закрепление
3.Работа с упр.уч-ка
с.214 у.36
Найдите однородные и неоднородные определения, спишите, подчеркните
Объясните, как вы их различаете
Взаимопроверка
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1 вар. «5» Эссе «Наш класс», используя однородные и неоднородные определения;
2 вар. «4» выписать из текста упр.38,40 предложения с однородными и с неоднородными определениями;
3 вар. «3»-упражнение 37
Работа дифференцирована по сложности и оцениваться будет соответственно
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что нового вы узнали об определениях на этом уроке?
- Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные?
- Как же определить, являются ли определения однородными или нет?
Предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на уроке
Какой из предметов вы выберете, уходя с урока чемодан, мясорубку или корзину?
(На слайде рисунки чемодана, мясорубки, корзины.)
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Тест
Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):
а) нет однородных членов;
б) два однородных члена;
в) три однородных члена;
г) четыре однородных члена;
д) пять однородных членов
Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
Помню я вечер весенний розовый блеск облаков запах душистой сирени светлые окна прудов.
Весна посылает вести радостно ясно ново.
Еще у древних необходимым условием воспитания считалось путешествие.
Росло во мне желание жить водить большие корабли любить знакомиться дружить.
Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
*************************************************************************************
Тест
Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):
а) нет однородных членов;
б) два однородных члена;
в) три однородных члена;
г) четыре однородных члена;
д) пять однородных членов
Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
Помню я вечер весенний розовый блеск облаков запах душистой сирени светлые окна прудов.
Весна посылает вести радостно ясно ново.
Еще у древних необходимым условием воспитания считалось путешествие.
Росло во мне желание жить водить большие корабли любить знакомиться дружить.
Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
Таблица
Однородные определения | Неоднородные определения |
1. Характеризуют предмет с ……….стороны (по ………: красный, желтый шар; по ……..круглый, овальный прямоугольный стол; по ……: маленький, большой, огромный дом) | 1. Характеризуют предмет с ….. сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес) |
2. Непосредственно относятся к ………………. существительному, слову (красный, желтый шар) | 2. Непосредственно относятся к ………….. словосочетанию со ………… неоднородным определением (большой красный шар) |
3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз …..» (красный и желтый шар) | 3. ……. сочинительной связи «нельзя поставить союз ……….» (большой и красный шар) |
4.Выражаются или………….. прилагательными, или …………прилагательными (красный и желтый шар). | 4. Выражаются …………….. и ………………. прилагательными (большой «кач.» деревянный «относит.) дом) |
5. Произносятся с ……………… интонацией, разделяются ……………. | 5. ………перечислительной интонации, запятая …..ставится. |
Таблица
Однородные определения | Неоднородные определения |
1. Характеризуют предмет с ……….стороны (по ………: красный, желтый шар; по ……..круглый, овальный прямоугольный стол; по ……: маленький, большой, огромный дом) | 1. Характеризуют предмет с ….. сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес) |
2. Непосредственно относятся к ………………. существительному, слову (красный, желтый шар) | 2. Непосредственно относятся к ………….. словосочетанию со ………… неоднородным определением (большой красный шар) |
3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз …..» (красный и желтый шар) | 3. ……. сочинительной связи «нельзя поставить союз ……….» (большой и красный шар) |
4.Выражаются или………….. прилагательными, или …………прилагательными (красный и желтый шар). | 4. Выражаются …………….. и ………………. прилагательными (большой «кач.» деревянный «относит.) дом) |
5. Произносятся с ……………… интонацией, разделяются ……………. | 5. ………перечислительной интонации, запятая …..ставится. |