Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»
Урок . Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».
Цель: сформировать уметь пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока
Слайды 1-2
Учитель: Тема нашего урока: «Обобщение по теме «Односоставные предложения». Мы должны закрепить наши знания, умения и навыки по определению типов односоставных предложений.
3. Обобщение пройденного материала
Слайд 3
Учитель: Восстановите звенья алгоритма определения типа односоставного предложения.
Выполним упражнение 217: указать тип предложения (предложения не списывать, а только ставить его номер).
Слайд 4
Самопроверка.
4. Задания повышенной сложности («Это непростое простое предложение»)
Слайды 5-9
Ночная тень над городом.
Звезды в вышине.
Не решишь ли эту задачу?
Эту задачу не решишь.
Сегодня у нас встречают почетных гостей.
По платью встречают, по уму провожают.
Не могу достать щура.
Замечательная птица!
Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
Купаться в этом месте опасно.
Учитель: Определите тип этих предложений.
К приводимым предложениям подберите все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.
Образец: Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня хорошо читается: книга интересная.
1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.
Слайд 10
Самостоятельная работа учащихся на электронных тренажерах: «Грамматический поединок» и «Готовимся к ЕГЭ». Игра «Грамматический поединок» представляет собой парные соревнования: учащиеся отмечают тип предложений в тексте, начиная с первого и передавая после каждого ответа право хода своему соперник); предварительно нажав на соответствующей вкладке с номером предложения. Работа на тренажере «Готовимся к ЕГЭ» проводится в соответствии с заданием.
5. Итог урока
Слайд 11
Какие односоставные предложения вы знаете?
Где чаще употребляются назывные предложения?
Чем отличаются неполные предложения от односоставных?
Могут ли быть односоставные предложения неполными?
6. Тест (интерактивные дидактические материалы стр. 38-40)
Домашнее задание
Слайд 12
Подобрать примеры сложных предложений (3-5), в состав которых входят односоставные, определить тип односоставных предложений.