СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по истории школьный этап 10-11 классы

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по истории»

Олимпиада по истории школьный этап 10-11 класс 2018-2019 уч.год.

I. Один правильный ответ ( 3 балла)

1. Какое событие часто именуется формальным началом политической раздробленности Русских земель?

1) долобский съезд князей 2) смерть Владимира Мономаха

3) смерть Мстислава Великого 4) изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода

2. В каком году был принят документ, отрывок из которого приведён ниже?

«А крестьяном отказыватись из волости в волость, из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в полех за двор рубль да два алтына, а в лесех, где десять веръст до хоромного лесу, за двор полтина да два алтына».

1) 1550 г. 2) 1581 г 3) 1597 г. 4) 1649 г.

3. Слова «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» в ходе Великой Отечественной войны впервые были произнесены:

1) генеральным секретарём ЦК ВКП(б) 2) председателем Совета народных комиссаров СССР

3) Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР 4) наркомом иностранных дел СССР

Ответ:

1

2

3





II. Три правильных ответа (6 баллов)

1.Укажите, кто из перечисленных людей участвовал в обороне Севастополя в годы Крымской войны.

1) Д.Н. Сенявин 4) В.А. Корнилов

2) И.Ф. Паскевич 5) М.С. Воронцов

3) П.С. Нахимов 6) Э.И. Тотлебен

2. Какие из указанных понятий (явлений) появились в правление Александра II?

1) Секретный комитет по крестьянскому делу 2) присяжный поверенный

3) земский участковый начальник 4) земская управа

5) всесословная воинская повинность 6) Шестигласная дума

3. Какие из перечисленных событий всеобщей истории произошли во время правления Алексея Михайловича?

1) казнь английского короля Карла I 2) подписание Вестфальского мира

3) война за испанское наследство 4) подписание Нантского эдикта

5) сражение при Маренго 6) Фронда во Франции

Ответ:

1

2

3






III. Вопросы по карте. (12 баллов)

  1. В рамках какой войны состоялось сражение, обозначенное на схеме стрелками? Укажите её год.

Ответ: ______________________________

  1. Назовите государство, на территории которого произошло сражение, отражённое на схеме.

Ответ: ______________________________


  1. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой 1, давший название сражению.

Ответ: _______________________

  1. Укажите, под каким аллегорическим названием вошло в историю сражение, обозначенное на схеме.

Ответ: _____________________________________

  1. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) Сражение, отражённое на схеме, окончилось поражением союзной армии.

Б) На схеме указана фамилия русского генерала, получившего смертельную рану в Бородинском сражении.

В) Русские войска в сражении, отражённом на схеме, находились под фактическим командованием императора Александра I.

Г) Одним из союзников России в войне, события которой отражены на схеме, была Пруссия.

Д) Одним из последствий сражения на схеме стала ликвидация Священной Римской империи.

Е) На схеме обозначены имена маршалов Наполеона, принимавших участие в войне с Россией в 1812 году.

Ж) В рамках войны, сражение которой обозначено на схеме, русский флот вёл морские сражения.

Ответ:



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



IV. Заполните таблицу (6 баллов)

Век

Событие ис­то­рии России

Событие ис­то­рии за­ру­беж­ных стран

____________ (А)

Любечский съезд князей

____________ (Б)

XV в.

____________ (В)

____________ (Г)

XIII в.

____________ (Д)

Захват Кон­стан­ти­но­по­ля крестоносцами

____________ (Е)

Куликовская битва

Битва на Ко­со­вом поле



Перечень понятий:

1) раз­де­ле­ние хри­сти­ан­ской церк­ви на Во­сточ­ную (православную) и За­пад­ную (католическую)

2) XIV в.

3) Нев­ская битва

4) взя­тие рус­ски­ми вой­ска­ми Казани

5) кру­го­свет­ное пла­ва­ние экс­пе­ди­ции Ф. Магеллана

6) XI в.

7) от­кры­тие Аме­ри­ки Х. Колумбом

8) при­со­еди­не­ние Нов­го­ро­да к Мос­ков­ско­му государству

9) XVI в.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



V. Изучите следующие плакаты и выполните задание. (15 баллов)

Перед Вами изображения девяти плакатов. Их можно разделить на 3 группы по 3 плаката в каждой, положив в основу классификации выпуск при одном и том же руководителе КПСС. Запишите в верхней строке приведённой ниже таблицы фамилию и инициалы руководителей, укажите годы их нахождения у власти. Во вторую строку внесите аллегорическое (устоявшееся) название периода правления каждого из них. В третью строку таблицы внесите порядковые номера плакатов, соответствующих периоду правления каждого руководителя.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)



ФИО руководителя партии

(с датировкой)

Аллегорическое название эпохи

изображений



VI. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец», ответьте на вопросы и выполните задание (7 баллов).

О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шёл один ты с мыслию великой,

И в имени твоём звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,


В угоду им тебя лукаво порицал…

И долго укреплён могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь! как ратник молодой,

Свинца весёлый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти.




Назовите полководца, которому посвящено данное стихотворение. О каких исторических фактах идет речь в стихотворении? Укажите не менее двух фактов. Укажите имя монарха, правление которого связано с указанными событиями.







Ключи

I. Один правильный ответ ( 3 балла)

Ответ:

1

2

3

3

1

4


II. Три правильных ответа (6 баллов)

Ответ:

1

2

3

346

245

126

III. Вопросы по карте. (12 баллов)

  1. В рамках какой войны состоялось сражение, обозначенное на схеме стрелками? Укажите её год.

Ответ: война Третьей коалиции/ третья антифранцузская коалиция. 1805 год (2 балла)

  1. Назовите государство, на территории которого произошло сражение, отражённое на схеме.

Ответ: Австрия/Австрийская империя (1 балл)


  1. Назовите город, обозначенный на схеме цифрой 1, давший название сражению.

Ответ: Аустерлиц (1 балл)

  1. Укажите, под каким аллегорическим названием вошло в историю сражение, обозначенное на схеме.

Ответ: «Битва трех императоров» (1 балл)

  1. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) Сражение, отражённое на схеме, окончилось поражением союзной армии.

Б) На схеме указана фамилия русского генерала, получившего смертельную рану в Бородинском сражении.

В) Русские войска в сражении, отражённом на схеме, находились под фактическим командованием императора Александра I.

Г) Одним из союзников России в войне, события которой отражены на схеме, была Пруссия.

Д) Одним из последствий сражения на схеме стала ликвидация Священной Римской империи.

Е) На схеме обозначены имена маршалов Наполеона, принимавших участие в войне с Россией в 1812 году.

Ж) В рамках войны, сражение которой обозначено на схеме, русский флот вёл морские сражения.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

да

да

да

нет

да

да

нет

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 7 баллов



IV. Заполнить таблицу (6 баллов)

А

Б

В

Г

Д

Е

6

1

8

7

3

2

V. Задание по плакатам. (15 баллов)

ФИО руководителя партии

(с датировкой)

Н.С. Хрущев

(1953-1964)

Л.И. Брежнев

(1964-1982)

М.С. Горбачев

(1985-1991)

Аллегорическое название эпохи

«Оттепель»

«Застой»

«Перестройка»

изображений

168

257

349

За ФИО одного руководителя ‒ 1 балл. За верные годы правления ‒ 1 балл; если любая ошибка в годах, баллы за годы не начисляются. За верное название одной эпохи – 1 балл. За каждое полное верное соотнесение – 2 балла. 1 балл за соотнесения с одной ошибкой. Всего за задание 15 баллов.

VI. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец», ответьте на вопросы и выполните задание (7 баллов).

1. М. Барклай-де-Толли (2 балла).

2. Факты:

- во время вторжения наполеоновских войск в Россию исполнял обязанности главнокомандующего, избрал тактику отступления русской армии (и после того, как 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском), избегал давать генеральное сражение превосходящим по силе войскам Наполеона. Этим вызвал непонимание и со стороны солдат, и со стороны общества;

- несмотря на нападки Барклай-де-Толли не отказывался от принятого решения (его цель состояла в сохранении армии);

- поместное дворянство было не в восторге от его «тактики выжженной земли», которую он вынужден был использовать в оборонительной войне, и настаивали на смещении Барклая-де-Толли с поста главнокомандующего. В итоге на эту должность был назначен М.И. Кутузов.

- Барклай-де-Толли продолжил службу в качестве командующего 1-й армией и принял участие в Бородинском сражении. Очевидцы утверждают, что генерал Барклай в этой битве намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества. До Бородина его войска отказывались приветствовать Барклая, считая его главным виновником поражений. Передают, что в день битвы под ним убито и ранено пять лошадей. Тем не менее, он продолжал упорно отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы.

При наличии двух правильно названных фактов – 4 балла; при наличии одного правильно названного факта – 2 балла, в остальных случаях – 0 баллов.

3. Александр I (1 балл)