МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
« Оптимизация урока за счёт использования новых педагогических технологий»
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
АКСЕНЕНКО Л А
1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
2014 год
Содержание
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
1.1. Классификация педагогических технологий
1.2. Некоторые классификации педагогических технологий
1.3. Критерии технологичности
1.4. Признаки современных педагогических технологий
1.5. Условия эффективности использования педагогических технологий на занятиях
2.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Блок-схема проектирования
2.2. Цель проектного обучения
2.3 Система действий учителя и учащихся
2.4.Основные принципы проектирования
2.5.Перечень возможных выходов проектной деятельности
2.6. Стадии разработки проектов
2.7. Классификация проектов
2.8.Критерии оценки проекта
2.9. Положительные черты проектного обучения
3.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
3.1. Что такое проблема?
3.2. Классификация проблемных ситуаций
3.3. Четыре уровня проблемности в обучении
3.4. Взаимодействие преподавателя и учащегося при решении проблемной ситуации
3.5. Преимущества и недостатки проблемного обучения
4.ИК-ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
4.1.Применение ИКТ в трудовом обучении.
4.2. Формы использования информационно-коммуникативных технологий
4.3. Использование технологии ИКТ различных уровней на уроках технического труда
5. ЛИТЕРАТУРА
1.Педагогические технологии.
Содержание образования – это король,
а технологии образования – это Бог.
В. П.Тихомиров
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
- это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей ( М. И.Кларин)
- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса(Б. Т. Лихачев)
- область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С. А. Днепров, В. М. Кадневский)
– новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий (Коджаспировы)
– совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б. М. Бим-Бад).
1.1. Классификация педагогических технологий
Тенденция | Задача | Технологии | |
Переход от обучения к учению | Поиск организацион- ных форм освоения содержания образования | Модульного обучения Организации самостоятельной работы Дистанционного обучения Другие | |
Реализация компетент-ностного подхода | Расширение спектра видов продуктивной образовательной деятельности обучающихся | Проектной, учебно-исследовательской деятельности Анализа конкретной ситуации Организации творческой деятельности Другие | |
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» | Осуществление учения | Рефлексивного обучения оценки достижений, самоконтроля, Самообразовательной деятельности | |
Возрастание роли информации в современном мире | Организация работы с информацией | РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/ Информационные Проблемного обучения Другие | |
Возрастание роли командной работы в современном мире | Организация группового взаимодействия в образовательном процессе | Организации группового взаимодействия Организации дискуссии Обучения на основе социального взаимодействия и т. д. | |
| | | |

1.2.Некоторые классификации педагогических технологий
(по Г. К. Селевко)
По уровню и характеру применения:
1) социально-педагогические – общепедагогические;
2) отраслевые – частнопредметные;
3) модульные – локальные – узкометодические;
4) конкретно-личностные;
5) монотехнологии и политехнологии (интегративные).
По ориентации на сферы и структуры индивида:
информационные (сфера ЗУН),
операционные (сфера умственных действий),
эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные
(сфера эстетических и нравственных отношений),
(формирование самоуправляющих механизмов личности),
(ключевые компетентности личности).
По характеру содержания и структуры:
светские и религиозные,
общеобразовательные и профессионально-ориентированные,
гуманитарные и технологические,
валеологические и экологические,
различные отраслевые (частнопредметные).
По виду педагогической деятельности:
обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие;
педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической помощи;
социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания;
управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции;
психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.
По типу управления учебно-воспитательным процессом:
классическое лекционное (вербальное),
классическое традиционное обучение,
система малых групп,
компьютерное индивидуальное,
программированное обучение,
взаимообучение,
массовое,
самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой),
современное традиционное обучение с классическими ТСО,
индивидуальное (система «консультант»),
индивидуальное (система «репетитор»),
самоуправление,
административное управление.
По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения:
активные – пассивные;
догматические – продуктивные;
объяснительно-иллюстративные – проблемные;
убеждения (вербальные) – наглядные – практические;
проблемные – поисковые – исследовательские;
индивидуальные – групповые – коллективные и т. д.
По подходу к ребенку и воспитательной ориентации:
субъект-объектные и субъект-субъектные;
интерактивные – интраактивные – экстраактивные;
авторитарные – демократические – либеральные;
дидакто-, социо-, антропоцентрические;
личностно-, деятельностно-, средоориентированные;
коллективного воспитания – индивидуальные;
технологии сотрудничества – самовоспитания.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
Игровые технологии
Технологии проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология программированного обучения
Технология уровневой дифференциации
Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Технология индивидуализации обучения
Технология коллективного способа обучения
Технология групповой деятельности
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии развивающего образования
Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А. А. Востриков)
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авт. – И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)
Личностно-ориентированное развивающее обучение
Технология саморазвития личности учащегося А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко
Школа авторизованного образования
Интегративная технология развивающего обучения Л. Г. Петерсон
Альтернативные технологии
Технология продуктивного образования
Технология вероятностного образования
Технология мастерских
Технология эвристического образования
Технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса
1.3. Критерии технологичности
1.Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).
2.Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).
3.Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).
4.Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).
5. Воспроизводимость (возможность применения другими).
1.4. Признаки современных педагогических технологий
• единство творческого замысла и алгоритма деятельности
• постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде
• личностное отношение к познавательной деятельности
• взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов
• постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания»
• диалоговая позиция
1.5. Условия эффективности использования педагогических технологий на занятиях
1. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).
2. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).
3. Проектирование желаемого результата.
4. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.
5. Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.
6. Система коррекционных мер.
7. Мотивация учащихся.
8. Обязательное последовательное выполнение всех этапов.

2.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проектное обучение (изначально – метод проектов) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов; конструирование новых объектов, процессов.
20 век – Дж. и Э. Дьюи, Э. Л. Торндайк, Э. Коллингс, У. Килпатрик (США), В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др. (отечественная педагогика).
В настоящее время идея направленного внимания к ребенку вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Однако сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
2.1. Блок-схема проектирования



2.2. Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление.
Система действий учителя и учащихся
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Разработка проектного задания | | | |
Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. | |
| Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения „ | |
| Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
Выделение подтем в теме проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. | |
| Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсужда ют и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль). | |
Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды | |
Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. | |
Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. | |
Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность | |
Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. | |
Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) | Докладывают о результатах своей работы | |
Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна | |
их оценки | групповая рефлексия | | |
| | | |
Под проектом И. С. Сергеев понимает метод обучения, содержание обучения (проект как проектирование), форму организации учебного процесса и особую философию образования. Следует также иметь в виду, что это понятие может означать продукт проектной деятельности. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Основные принципы проектирования:
– добровольность;
– учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;
– учет региональной специфики;
– интеграция учебной и внеклассной деятельности;
– системность.

Перечень возможных выходов проектной деятельности:
альбом,
анализ данных социологического опроса,
атлас,
бизнес-план,

видеофильм,
видеоклип,
выставка,
газета,
гербарий,
журнал,
законопроект,
игра,
инсценировка литературного произведения,
карта,
коллаж,
коллекция,
костюм,

макет,
модель,
музыкальная подборка,
музыкальное произведение,
мультимедийный продукт,
оформление кабинета,
праздник,
прогноз,
публикация,
путеводитель,
серия иллюстраций,
система школьного самоуправления,

сказка,
справочник,
сравнительно-сопоставительный анализ,
сценарий,
фотоальбом,
чертеж,
экскурсия.
2.6. Стадии разработки проекта:
1. Разработка проектного задания (выбор темы проекта; выделение подтем в темах проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе – формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности).
2. Разработка проекта.
3. Оформление результатов.
4. Презентация.
5. Рефлексия.
2.7. Классификации учебных проектов
1.По времени
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки
2.По комплексности (по предметно-содержательной области)
монопроекты (в рамках одного предмета)
межпредметные проекты
3. По доминирующей деятельности учащихся
практико-ориентированный
(нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика);
исследовательский
(научное исследование – лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос)
информационный
(сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории – результат в виде публикации)
творческий
(максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов – альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы)
ролевой, игровой
(наиболее сложен; структура часто только намечается и остается открытой до завершения работы; участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. д.)
4. По характеру контактов между участниками
внутриклассные
внутришкольные
региональные
межрегиональные (в рамках одного государства)
международные.
Ограничениями в использовании технологии проектного обучения
а) низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
б) низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
«Подводные камни» проектного обучения:
1. Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы в портфолио, чтобы получить информацию о ходе работы).
2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, ее следует акцентировать).
3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).
4. Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).
2.8. Критерии оценки проекта:
– актуальность и важность поставленных проблем;
– социальная значимость проблемы;
– самостоятельность разработки проекта;
– новизна и неординарность подхода;
– оригинальность предложений;
– реалистичность, экономичность;
– перспективность;
– результаты, прогнозы (согласно собственному видению).
2.9. Положительные черты проектного обучения
1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
РЕКОМЕНДАЦИИ!
Создавать в школе банк данных по проектной деятельности школьников на основе информационных карт проекта, где отмечены:
– Название проекта.
– Автора проекта.
– Класс.
– Ведущая кафедра.
– Руководитель проекта.
– Консультанты.
– График работы над проектом.
– Краткое описание (аннотация к проекту).
– Вид проекта (по различным классификациям, например: исследовательский, прикладной, информационный, ролевой).
– Жанр проекта (альбом, выставка, буклет, стенд и т. д.).
– Предполагаемый иллюстрированный ряд к проекту.
– Оценка содержания проекта (отзыв).
– Оценка оформления проекта (отзыв).
– Оценка презентации проекта.
3.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
«Разум природной своей силой создает себе умственные орудия, от которых обретает другие силы для других умственных работ, а от работ - другие орудия, т. е. возможность дальнейшего исследования, и так постепенно подвигается, пока не достигнет вершины мудрости».
Б. Спиноза
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения.
В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы
(от гр. problema — «задача, задание»).
В широком смысле проблема — это сложный
теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения;
в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
(Ситуация — фр. situation — «положение, обстановка, совокупность обстоятельств»)
3.1. Что такое проблема?
Проблема — осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта
Должна ли проблемная ситуация «создаваться» или естественно «вытекать» из самого характера материала?
Две точки зрения:
-Создание преподавателем проблемной ситуации, независимо от того, является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер (т. е. на данном этапе в науке вопрос ясен, но для активизации мышления учащихся преподаватель создает проблемную ситуацию).
-Нет надобности искусственно создавать проблемные ситуации, так как реальными проблемами полна вся история развития научного знания.

Как возникает проблема?
Проблема возникает на стыке известного (научного знания) и неизвестного, а не на уровне
субъективного и научного знания.
Проблемный вопрос
это «одноактное» действие. Например, почему говорят: «Завтра ожидается холодный южный ветер?» (Видите противоречие: южный, но холодный. Почему?) Ответ: потому что циклон. Может ли быть горячий снег, жареный лед и т. п.?
Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать (вспомните вопросно-ответный метод Сократа!).
Проблемная задача
предполагает ряд действий, для ее решения школьнику нужно самостоятельно провести частичный поиск. Например, возможна ли привязка данного типа сооружений в заданных условиях, скажем, типового проекта, к определенной местности? Это уже достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой требуется провести специальный поиск способа действий или найти какие-то недостающие данные: провести разведку местности, сделать геодезическую съемку, исследовать в лаборатории грунт, определить розу ветров и т. п.
Проблемная ситуация
это психологическое состояние интеллектуального затруднения,
которое возникает у человека, если он не может объяснить
новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить
известное действие прежними знакомыми ему способами и должен
найти новый.
3.2. Классификация проблемных ситуаций
По содержанию неизвестного X
- X – цель
- X – объект деятельности
- X – способ деятельности
- X – условие выполнения деятельности
По уровню проблемности
-возникающие независимо от приемов
- вызываемые и разрешаемые учителем
- вызываемые учителем, разрешаемые учеником
- самостоятельное формирование проблемы и решения.
По виду рассогласования информации
- несоответствия между уже имеющимися системами знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между житейскими и научными знаниями и т. д.)
- неопределенности (необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы)
- неожиданности
- конфликта
- предположения
- опровержения
По методическим особенностям
- проблемное изложение
- эвристическая беседа
- проблемные демонстрации
- исследовательские лабораторные работы
- непреднамеренные
- целевые
- проблемный фронтальный эксперимент
- мысленный проблемный эксперимент
- проблемное решение задач
- проблемные задания
- игровые проблемные ситуации
3.3. Четыре уровня проблемности в обучении
Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении учащимися. Вспомните общедидактический метод проблемного изложения!
Преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить.
Ученик сам ставит проблему и сам ее решает.
Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.
3.4. Взаимодействие преподавателя и учащегося при решении проблемной ситуации
Действия преподавателя | Действия учащегося |
Постановка наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы | Осознание проблемной ситуации, актуализация усвоенных знаний |
Направляющие указания | Анализ исходных данных; формулирование проблемы |
Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации | Выдвижение гипотезы, ее обоснование |
Направляющие указания | Проверка гипотезы, решение проблемы |
Постановка контрольных вопросов, уточнения, исправления | Проверка решения, сопоставления его с исходными данными |
Анализ действий ученика в ходе решения | Анализ хода решения; анализ ошибок |
Включение результатов решения в последующую учебную деятельность | Обобщение и переход к новому учебному материалу |
3.5. Преимущества и недостатки проблемного обучения
Преимущества
- создает возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся;
- развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления и т. п.;
- обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной
деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии
«эффект неоконченного действия», открытый Б. В. Зейгарник
Недостатки
- оно всегда вызывает затруднение у школьника в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
- разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического опыта.
4.ИК-технологии в технологическом образовании
ИК-технологии в образовании в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других — конкретный способ работы с информацией. Это значит, что существует двоякая трактовка понятия «информационная технология»: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. Все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как образовательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учащимся. Но в современном понимании
ИК-технологии — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Педагогическими целями использования технологий ИКТ в процессе изучения курса технического труда, является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.
ИК-технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах: как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов); как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.
4.1.Применение ИКТ в трудовом обучении.
В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения учащихся, в том числе и исследовательской деятельности.
В организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет могут быть использованы как:
-источник получения информации;
-способ общения с партнёрами, единомышленниками;
-инструмент участия в сетевых проектах.
По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ.
Использование программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:
- графические редакторы дают возможность создавать модели будущих изделий, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.);
- текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;
- электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по разделам; программы Power Point, Adobe PhotoShop предназначены для создания презентации по самостоятельно выполненному учащимся творческому проекту;
- программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или к внеклассному мероприятию.
При использовании информационных технологий в процессе трудового обучения:
повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся,
возрастает эффективность самостоятельной работы.
Компьютерные технологии оказывают определённое воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении. Сегодня учитель имеет возможность достаточно широко использовать информационные и коммуникационные технологии на уроках по любому предмету.
4.2. Формы использования информационно-коммуникативных технологий:
Использование готовых ЦОРов. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов. Закономерности использования мультимедийных технологий в процессе обучения изучает новая отрасль дидактики — дидактика мультимедийного преподавания.
Создание собственных электронных образовательных ресурсов. Например, используя программы «Конструктор сайтов». Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point. Собственно, здесь и создаются презентации. Например, при защите творческих учебных проектов, изучении большого объема информации за короткое время в режиме ознакомления. Использование возможностей программы «Компас - 3DLT V9».
Создание электронных тестов контрольно-измерительных материалов для любых видов контроля. Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо разработать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Немаловажным в проведении урока является и организация обратной связи с учащимися. Одним из основных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, значительно экономится учебное время, в результате чего учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием, а при изучении предмета «Трудовое обучение» появляется возможность уделить больше внимания на практическую часть урока.
4.3. Использование технологии ИКТ различных уровней на уроках технического труда.
Использование технологий ИКТ на уроках технического труда. это использование готовых образовательных ресурсов, создание собственных учебных материалов, их отладка, тестирование, апробация и внедрение, оценка результативности их использования.
Применение на уроках и во внеклассной работе несколько уровней использования информационно-коммуникативных технологий.
Первый уровень — демонстрационный уровень. Использование иллюстрационного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд-фильмов, слайд-презентаций. Это наиболее удачные формы наглядных пособий, они дают возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы.
С целью опережающего обучения учащимся в соответствии с их уровнем подготовки и уровнем сложности предоставляется на выбор самостоятельно изучить материал предыдущих тем календарного тематического плана на месяц или четверть. Ученик должен подготовить слайд-презентацию и защитить её при прохождении классом данной темы. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у учащихся умений и навыков работы с компьютером, использования программных средств и способов поиска и обработки информации.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами, может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие-то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд-презентации представляют собой структуру, работая с которыми, можно в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали.
Второй уровень — использование программ сопровождающих процесс обучения.
Использование ИКТ при выполнении проектов. В этом методе привлекает возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. На каждом этапе проектной деятельности учащиеся используют информационные технологии. При выборе и обосновании темы проекта ведется поисково-исследовательская работа с привлечением всех информационных ресурсов. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают и конкретизируют тему проекта, выбирают вид изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Это изучение истории возникновения и развития данного вида ремесла, видов и вариантов изделий, просмотр журналов, книг по конструированию, выбор и анализ вариантов конструкции изделия, выбор материала, способов обработки деталей входящих в изделие, способов соединения деталей и способов отделки. Источником информации могут быть как классические книги, учебники, журналы, так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы, учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации и перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Интернет. Помимо поиска и обработки информации, учащиеся используют ИКТ для создания в графическом редакторе Paint или офисной программе Office Word, используя панель инструментов «Рисование», различных вариантов конструкций будущего изделия, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия. На технологическом этапе разрабатываются технологические кары с помощью программы Office Word. На последнем этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Office Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта с использованием программы Office PowerPoint.
Использование ИКТ при исследовательской деятельности. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Изучение теоретической части многих тем предусматривает поиск дополнительных сведений. Учащиеся выбирают с учетом заинтересованности и уровнем подготовленности задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Результаты исследования учащиеся оформляют в виде исследовательских работ и к ним презентаций в программе Office Power Point с последующими выводами и заключениями. По завершению исследования учащиеся защищают свои работы на конференциях гимназического, районного и других уровней.
За период работы по технологии ИКТ накопилось достаточное количество учебного материала, для удобства использования которого
Для проведения уроков я использую: персональный компьютер, мультимедийный проектор; экран, магнитофон-усилитель, постоянный выход в Интернет; принтер, сканер, ксерокс.
- Работа с высоко мотивированными учащимися.
- Работа по использованию ИК-технологий при подготовке к предметной олимпиаде по трудовому обучению.
Использование ИКТ на уроках технического труда позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, повысить интерес к предмету, развить самостоятельность и критичность мышления. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.
Применение ИКТ позволяет повысить интерес к предмету, развить самостоятельность и критичность мышления.
5. Литература
Тони и Барри Бьюзен. Супер мышление. – Минск, 2003. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.- М., 1997. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. , Крайг Г.. Психология развития. – СПб., 2000. – СПб., Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. – М., 2001. Кларин М. В. Педагогическая технология. – М., 1989. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. – М., 1997 Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии [Текст] / В. В. Гузеев. – М. : НИИ школьных технологий, 2004. – 128 с. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] / В. И. Загвязинский. – М. : изд. центр «Академия», 2004. – 192 с. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д : Учитель, 2004. – 288 с. Кульневич. С. В. Анализ современного урока [Текст] : практич. пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д : Учитель, 2003. – 224 с. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 4 [Текст] : практич. пособие / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов н/Д : Учитель, 2007. – 240 с. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 5 [Текст] : научно-практич. пособие / Т. П. Лакоценина, Е. Е. Алимова, Л. М. Оганезова. – Ростов н/Д : Учитель, 2007. – 208 с. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия [Текст] / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с. Осмоловская, И. М. Дидактика [Текст] / И. М. Осмоловская. – М. : изд. центр «Академия», 2006. – 240 с. Педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д : изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий. 2005. – 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».) Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] : практич. пособие / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст] : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. – М. : изд. центр «Академия», 2005. – 384 с., Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. – Минск, 2010. – 256 с., Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006 , Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/ Н.В.Новожилова// Завуч.- №8, 2003., Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
24