Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Опыт работы
«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Афанасова Г.А.,воспитательМБДОУ
«Детский сад №1 комбинированного вида»
с.Айкино, Усть-Вымского района,
Республики Коми
2019 год
Актуальность:
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше
внимания. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство.
Статья 2 Конституции РФ «Права человека, а тем более ребенка,- это законы, которые никто не вправе нарушать».
Каждый человек, тем более ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни, для того чтобы чувствовать себя увереннее, спокойнее на своем пути, для того чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав. Не только в семье закладываются основы правового воспитания. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.
Правовому воспитания дошкольников стали уделять больше внимания, так как дошкольный возраст наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Недостаточная осведомленность детей и родителей об элементарных представлениях своих правах и обязанностях определила направление моей работы.
При изучении проблемы мною была поставлена цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Сформулировала образовательные задачи:
Обучающие:
- Дать детям элементарные знания и представления о правах.
- Научить ребенка позитивно относиться к себе и другим людям, учить оценивать результаты деятельности.
Развивающие:
- Развивать представления о необходимости использования прав человека в процессе взаимоотношений.
- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитать уважительное отношение независимо от происхождения,
национальной принадлежности, пола, возраста, личностного своеобразия.
Свою работу начала с изучения документов и методической литературы:
- «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН 5 декабря 1989г.
-Конституция РФ.
-Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я –ребенок и имею право»
Составила перспективный план работы в старшей и подготовительной группе, куда включила организованную образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность.
Свою работу строила таким образом, что все идеи и принципы Конвенции усваиваются не только в правовом содержании, но и становятся нравственной основой общения с другими людьми. Ребенок, приученный в дошкольном возрасте искать и находить решения в согласии с другими людьми, в своей уже взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
С целью знакомства детей с правами оформила альбом «Мои права». В альбоме собраны символы, изображающие основы прав детей.
Детям старшего возраста прочитала сказку «Детство-время золотое». Из которой дети узнали, что такое права и обязанности.
Была организована экскурсия в детскую библиотеку, где сотрудник Карпова Галина Геннадьевна провела с детьми беседу «Ваши права, ребята». Она предложила детям художественную литературу для совместного и самостоятельного изучения: «Ваши права, дети» Ю.Яковлев, «Ваши права».
Рассмотрели и изучили стенд в детском саду «Большие права маленьких детей »
Дети с интересом и удовольствием знакомились с основными правами и обязанностями на таких занятиях:
«Имею право жить»;
«По-разному зовутся дети»;
«Моя семья»;
«Грамоте учиться- всегда пригодится»;
«Расти здоровым»;
«Отдых, игры, развлечения».
Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то моя задача -максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, приглашаю ребят отправиться в необыкновенную Страну Имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик - для этого нужно назвать своё имя.
Еще один пример. Сообщаю детям, что хочу познакомить их с замечательной книгой под названием «Права ребёнка». Но она пропала и дети находят следы того, кто забрал книгу. Таким образом, интерес детей к книге возрастает, и они отправляются по следам, чтобы вернуть пропажу, незаметно осваивая по дороге важные понятия.
Можно подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную страну. Например: в одной стране живут люди и животные, растения и насекомые. Каждый имеет разные права: на жизнь, образование, медицинскую помощь, и пр. В стране есть чудесный сад, который все оберегают, ведь там растет «цветок Счастья»: именно на его лепестках записаны все права.
Но вот однажды налетела чёрная туча и злой ветер, жители страны спрятались, чтобы переждать непогоду. А когда всё закончилось, они с удивлением увидели, что на «цветке Счастья» нет ни одного лепесточка. И в стране наступили кошмар и неразбериха, потому что никто теперь не знал своих прав. Жители всё время разыскивают заветные лепестки и надеются, что кто-нибудь им поможет, например, дети детского сада. А помогая найти пропажу, знакомятся с правами.
С детьми подготовительной группы, учитывая возрастные особенности , проводила работу по ознакомлению с правами на примере хорошо знакомых литературных произведений. Подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Драматизировали и устраивали театрализованные представления «Теремок на новый лад», «Заюшкина избушка», «Колобок». Знакомство на материале сказок проводила осторожно, ведь в сказках существует своя оценка действий героев.
Считаю, что важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений, правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра. Поскольку она очень близка к реальной жизни. В играх закрепляем те или иные права. Так, обыгрывая сюжеты «Больница», «Скорая помощь», дети закрепляли знания о том, что каждый имеет право на медицинскую помощь, а также должен заботиться о своем здоровье. Использую моделирование сценок из семейной жизни: «Семья», «Дочки-матери», «Телефонный разговор» и др.
Использовала подвижные игры для усвоения важных правовых понятий.
«Прогулка по ручью» (право каждого на отдых). На полу изображала ручеёк из веревочек, его ширина меняется. Дети (это туристы) становились «паровозиком» и по ходу движения расставляли ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправлялся в конец «паровоза».
«Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладу игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Даю задания: добраться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и др.
Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать словесные игры. Но, чтоб игры были увлекательными, использую элемент подвижности(например, использование мяча или флажка, дети передают друг другу после ответа, скакалки)
«Назови ласково». Ребенок называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома.
«Позови ласково». Ребенок должен назвать уменьшительно-ласкательное имя ребёнка, стоящего рядом (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
«Как зовут маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.
«Я знаю пять имен мальчика(девочки)».Прыгая на скакалке или ударяя мячом об пол, ребенок называет имена.
Свою работу осуществляла в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада и другими организациями(музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медсестрами, библиотекарями, работниками музея).
Экскурсией в медицинский кабинет и содержательного рассказа медсестры детского сада о здоровом образе жизни мы закрепили «Право на медицинскую помощь».
На спортивном досуге «Будьте здоровы» не только веселились, но и определяли полезные и вредные продукты, пекли вкусный торт, тем самым закрепили «Право на полноценное питание».
«Право на образование» закрепили, посещая выставки и мероприятия в музее, кружок дополнительного образования в школе.
Использование ИКТ в работе позволило мне сделать занятия с детьми более привлекательными. Использовала презентации и игры из интернета: «Рассели персонажей в свои домики»(право на неприкосновенность), «Кто кого похитил»(право на неприкосновенность), «Кто кому помог»(право на медицинскую помощь).
Родители являются непосредственными участниками воспитательного процесса. Мной был составлен цикл бесед с родителями:
- «Воспитание в семье»,
- «Права родителей, права детей»,
- «Создание благоприятной семейной атмосферы» и др.
Фантазию, выдумку, артистические способности проявляли родители при проведении:
- выставки рисунков «Любимый вид спорта нашей семьи»
- фестиваля семейного творчества «Ну-ка,все вместе», «Лучше всех»
- составлении презентаций «Вместе с папой» (к Дню отца),
- в музыкально-спортивном празднике «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,посвященный Дню Матери.
Использовала также такие формы работы как:
- анкетирование родителей по данной теме,
- создание генеалогического древа.
- привлечение родителей к участию в драматизации сказок.
- оформление папок-передвижек,памяток.
Подводя итог работы с родителями, я отметила, что одной из эффективных форм являются совместные творческие работы детей и родителей, где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность.
Результатом работы по правовому воспитанию являются:
- Занятие активной социальной позиции ребенком;
- Освоение правил и норм поведения;
- Способность свободно осуществлять выбор;
- Способность свободно принимать решение;
- Пробуждение интереса к себе;
- Ответственное отношение к себе и людям;
- Умение разрешать конфликтные ситуации.
Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечу, что проблема изучения
прав ребёнка остаётся достаточно актуальной в современном образовании и
требует особого внимания и изучения.
Мои дальнейшие планы:
-пополнять свои знания, изучая материалы и работы других педагогов, а также новинки методической литературы по данной проблеме;
-совершенствовать умения и навыки работы с детьми по воспитанию правовой культуры, также использовать инновационные технологии необходимые для наиболее успешной работы.
Используемая литература:
- «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН 5 декабря 1989г.
-журнал «Вестник образования» №16(8) 2000г.
-журнал «Сказки Златовласки»№3 1999г.
-Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я –ребенок и имею право» ООО «Издательство Скрипторий» 2003г.
-интернет-ресурсы.
-журнал Управление Дошкольным Образовательным Учреждением №3 2005,№3 2010