Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию детей. Формы взаимодействия
Сегодня в нормативных документах, регулирующих систему ДО, чётко отражается важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
"Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". (Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации»).
«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
«За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность» («Концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»)
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический – предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада - для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи - важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- анкетирование «Семейные традиции»;
- консультации в родительских уголках;
- родительские собрания;
- совместная деятельность детей и родителей:
- оформление рисунков «Мой любимый город»;
- изготовление макетов с родителями;
- составление кроссвордов .
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города; экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей); беседа; гостиные; Круглый стол; совместные занятия родителей и детей; тренинги; практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»; обсуждение и распространение семейного опыта; музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»; совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – городская семья», Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»;
- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Например, такие проекты: «Расскажи другу о своем городе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения».
Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья - здоровый образ жизни».
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям.
Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Задача ДОУ заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
«Семейный поход по памятным местам родного города»:
«Памятные места героического прошлого города»; «Исторические достопримечательности города»; «Любимый уголок»; «Гордись своим именем улица»; «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
2. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
3. «Купола над городом».