СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные понятия делопроизводства

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия делопроизводства»

ПЛАН УРОКА


Дата: ______________

Группа: _______________

ДИСЦИПЛИНА: ОП 03 Основы делопроизводства

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Керимова Д.Н.

Тема: Основные понятия делопроизводства

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

  • обучающая: - изучение и усвоение теоретического материала по теме;

  • развивающая: развивать творческую активность обучающихся; формирование мыслительных умений; расширение кругозора и обогащение словарного запаса;

  • воспитательная: формирование желания вносить элемент творчества в образовательный процесс; повышение интереса к выбранной профессии.


Рассматриваемые компетенции:

(ОК 1, ОК 3, ОК 4,)


Ход урока


1. Организационный момент:

- Приветствие.

- Отметка отсутствующих в классном журнале.

- Сообщение темы и целей урока.


2. Изложение нового материала:


Управление любым предприятием - это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.

На всех этапах информационного процесса создаются документы, в которых фиксируется разнообразная информация.

Документ – это совокупность сведений, расположенных на материальном носителе и имеющих правовую основу.

Составной частью управления любой организационной системой является делопроизводство.

Термин «делопроизводство» появился во второй половине XVIII века и обозначал не только папку с документами, но и сам решаемый вопрос. В настоящее время термин означает организацию информационного сопровождения дела, т.е. ведение документации.

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

Делопроизводство – сфера деятельности, связанная с процессом создания документов и организацией работы с ними.

Цель  делопроизводства – информационное обеспечение процесса   управления.

Основные задачи делопроизводства:

-  создание документов, т.е. фиксация их на каком-либо носителе;

-  передача документов для их последующего исполнения или принятия решений

-  регистрация документов для осуществления контроля над их исполнением;

-  систематизация и хранение документов, быстрый поиск документов по мере надобности.

Формы организации делопроизводства:

Централизованная форма характеризуется тем, что все операции по обработке документов сосредотачиваются (централизуются) в едином для всего учреждения центре — канцелярии, общем отделе или у секретаря. Эта форма характерна для мелких учреждений.

Децентрализованная форма предполагает рассредоточение делопроизводственных операций между структурными подразделениями учреждения; при этом в каждом из них выполняется относительно однородный набор делопроизводственных операций. Используется редко.

При смешанной форме операции выполняют централизованно (прием, регистрация, контроль, размножение документов) и децентрализовано (хранение документов, формирование дел). Характерна для средних и крупных учреждений.

Понятие делопроизводства базируется на понятии документирования.

Документирование – это регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе обеспечивающий её силу.

Средства документирования – орудия, используемые человеком для создания документов. Они делятся на:

-простые средства (ручки, карандаши)

-механические и электромеханические средства (пишущие машинки, магнитофоны, фото-, кино- и видео техника)

-автоматизированные средства (компьютерная техника).

Документирование предполагает соблюдение установленных правил записи информации, специфических для каждого типа документов. Соблюдение этих правил придает юридическую силу создаваемым документам.

Юридическая сила – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установ- ленным порядком оформления.

Реквизит – обязательный элемент оформления документа (наименование вида документа, адресат, дата, подпись).

Формуляр документа – это набор реквизитов в документе, расположенных в установленной стандартом последовательности.

Система документации – совокупность документов, связанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

Организация работы с документами предполагает организацию документооборота учреждения, хранение документа и их использование в текущей деятельности учреждения.

Документооборот учреждения – это процесс движения документов в организации с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив.

Продвижение документа происходит:

  1. В пространстве: внутри предприятия и за его пределами.

  2. Во времени: от момента создания или получения документа до его отправки адресату или передачи на хранение.

Организация документооборота на предприятии

Различают внешний и внутренний контуры документооборота.

Внешний контур начинается с входящих (внешних) документов, которые поступают на предприятие извне. Полученные документы регистрируются секретарями и затем поступают на исполнение. Заканчивается внешний контур регистрацией исходящих документов.

Если документ создается в самой организации, то возникает внутренний контур прохождения документа (инициация - исполнение - согласование - утверждение - регистрация). Именно на внутреннем контуре прохождения документа часто возникает его версионность (т.е. документ существует в разных версиях). Например, на этапе согласования, когда появляются замечания от разных лиц. Важной задачей делопроизводства является отслеживание, накопление и управление версиями документов, а также контроль за изменением документа.

Закрепление изученного материала:


1.Делопроизводство – это…

а)    система составления и хранения документов;
б)    запись информации на различных носителях по установленным правилам;
в)    отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.


2.  Понятие «документирование» - это…
а)    запись информации и оформление документа;
б)    запись информации на различных носителях по установленным правилам;
в)    хранение документа.

3.Документооборот – это…

а)    условное обозначение, присваемое документу в процессе учета и исполнения;
б)    движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления адресату;
в)    отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.


4. Оригинал документа – это …

а)    первоначальный экземпляр документа;
б)    экземпляр документа, являющийся исходным материалом ;
в)    все ответы верны.


5. Копия – это …

а)    идентичное, воспроизведение подлинника, остающаяся в делах предприятия, как правило, не заверяется подписью должностного лица;

б)    идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника;

в)    нет верного ответа.


6. «Делопроизводство» — это..

1 Система хранения документов

2 Составление документов

3 Отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами


7. Укажите термин, имеющий такой же смысл, как и термин «делопроизводство».

1 Документирование

2 Система документации

3 Документационное обеспечение управления

4 Документированная информация


8. Зачем документ нужно правильно оформлять?

1 Чтобы придать юридическую силу

2 Чтобы подготовить к размножению

3 Чтобы подготовить к согласованию


9. Восстановите пропущенное слово: «Реквизит - это обязательный элемент оформления ... документа».

1 Официального

2 Служебного

3 Любого