СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные способы образования слов в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Основные способы образования слов в русском языке" разработан для обучающихся 6 класса с целью ознакомления учащихся с основными способами образования слов, развития навыков морфемного и словообразовательного разбора, воспитания культуры учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования слов в русском языке»

Русский язык, 6 класс

Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке

Цели: познакомить учащихся с основными способами образования слов; закрепить умения определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; воспитывать культуру учебной деятельности.

Приемы: беседа, игра, работа по опорным схемам.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:  проектор, экран, презентация, ноутбук, опорные схемы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 

Предметные:

-знать что такое словообразование.

- уметь определять способы образования слов.

-уметь делать морфемный разбор.

-уметь делать словообразовательный разбор.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начался урок. Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. Давайте прочитаем девиз нашего урока «Мало уметь читать – надо уметь думать». (слайд 1)

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)

Применение теоретического материала на практике.

Задание 1. Назовите слово, в котором 2 корня (слайд 2)

Мельница Звездопад Учитель Радостный

Задание 2. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание. (слайд 3)

Увидеть Вьюжный Пришкольный Пылесос

3. Целепологание

- Как образованы слова из последнего задания?

- Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока: Основные способы образования слов в русском языке

- Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться? (Знать способы образования новых слов в русском языке). 

Итак, записываем число, классная работа и тему урока: Основные способы образования слов в русском языке

4. Актуализация опорных знаний. 

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: прочитать, подснежник, рассвет.

(работа у доски и в тетрадях).

Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного переменный приставку, у глагола заводить – корень, у существительного летчик - суффикс.

-Какое слово у вас получилось? (Переводчик).

- Каким способом образовались эти слова?

 5. Открытие нового знания.

Работа с учебником: составление кластера "Способы словообразования" (с.77)

Коллективная работа + обобщение знаний

Лесной

Ветвистые   

Мыться

Наскальный 

Расплакаться

Снег – Снежный – Бесснежный

Свет – Светать – Рассветать

Снег падать – снегопад

- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)

- А если возьмем, например, слово рассвет? (бессуффиксный)

6. Закрепление полученных знаний. Сделаем справочную таблицу.



Основные способы образования слов в русском языке

1

Приставочный

Читать – прочитать

2

Суффиксальный

Лес - лесок

3

Приставочно-суффиксальный

Свеча - подсвечник

4

Бессуффиксный

Переходить - переход

5

Сложение

Лес + степь – лесостепь

Физическая культура – физкультура

Юный корреспондент – юнкор

Высшее учебное заведение – вуз [вус]

6

Переход слов одной части речи в другую

Прил. Сущ.

Столовая комната - столовя



- Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что  вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).

(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).

 

  7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Задание: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.

Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.


Слова образованные

  1. Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;

  2. Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;

  3. Приставочно-суффиксальным: подоконник, прошляпить, подледный;

  4. Бессуффиксным способом: расход, поиск;

  5. Сложением основ: самолет, Новгород;

  6. Сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор;

  7. Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.

 

8. Подведение итогов урока. 

- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).

- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход от одной части речи в другую).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).

- Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Словообразование», справочная таблица).

 

9.  Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:

Сегодня я узнал…..

Я научился…..

Я выполнял задания и запомнил…..

Теперь я могу….. 


10. Домашнее задание.


Домашнее задание: упр.38, с.28


11. Выставление оценок детям