Русский язык, 6 класс
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке
Цели: познакомить учащихся с основными способами образования слов; закрепить умения определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; воспитывать культуру учебной деятельности.
Приемы: беседа, игра, работа по опорным схемам.
Форма работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук, опорные схемы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Предметные:
-знать что такое словообразование.
- уметь определять способы образования слов.
-уметь делать морфемный разбор.
-уметь делать словообразовательный разбор.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок, начался урок. Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. Давайте прочитаем девиз нашего урока «Мало уметь читать – надо уметь думать». (слайд 1)
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
- Вы хотите расширить свои знания о словообразовании? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)
Применение теоретического материала на практике.
Задание 1. Назовите слово, в котором 2 корня (слайд 2)
Мельница Звездопад Учитель Радостный
Задание 2. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание. (слайд 3)
Увидеть Вьюжный Пришкольный Пылесос
3. Целепологание
- Как образованы слова из последнего задания?
- Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока: Основные способы образования слов в русском языке
- Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться? (Знать способы образования новых слов в русском языке).
Итак, записываем число, классная работа и тему урока: Основные способы образования слов в русском языке
4. Актуализация опорных знаний.
- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: прочитать, подснежник, рассвет.
(работа у доски и в тетрадях).
Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного переменный приставку, у глагола заводить – корень, у существительного летчик - суффикс.
-Какое слово у вас получилось? (Переводчик).
- Каким способом образовались эти слова?
5. Открытие нового знания.
Работа с учебником: составление кластера "Способы словообразования" (с.77)
Коллективная работа + обобщение знаний
Лесной
Ветвистые
Мыться
Наскальный
Расплакаться
Снег – Снежный – Бесснежный
Свет – Светать – Рассветать
Снег падать – снегопад
- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)
- А если возьмем, например, слово рассвет? (бессуффиксный)
6. Закрепление полученных знаний. Сделаем справочную таблицу.
Основные способы образования слов в русском языке |
1 | Приставочный | Читать – прочитать |
2 | Суффиксальный | Лес - лесок |
3 | Приставочно-суффиксальный | Свеча - подсвечник |
4 | Бессуффиксный | Переходить - переход |
5 | Сложение | Лес + степь – лесостепь Физическая культура – физкультура Юный корреспондент – юнкор Высшее учебное заведение – вуз [вус] |
6 | Переход слов одной части речи в другую | Прил. Сущ. Столовая комната - столовя |
- Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).
(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Задание: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.
Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.
Слова образованные
Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;
Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;
Приставочно-суффиксальным: подоконник, прошляпить, подледный;
Бессуффиксным способом: расход, поиск;
Сложением основ: самолет, Новгород;
Сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор;
Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.
8. Подведение итогов урока.
- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).
- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход от одной части речи в другую).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).
- Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Словообразование», справочная таблица).
9. Рефлексия учебной деятельности.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
Сегодня я узнал…..
Я научился…..
Я выполнял задания и запомнил…..
Теперь я могу…..
10. Домашнее задание.
Домашнее задание: упр.38, с.28
11. Выставление оценок детям