Особенности мышления в младшем дошкольном возрасте
К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.
Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.
Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают карапузу осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлеченного, или логического мышления.
Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, человек обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:
выделять части целого;
группировать объекты и явления по заданным признакам;
находить общее в группе предметов;
выделять лишний предмет из представленной группы;
определять связи между предметами;
находить причинно-следственные связи;
строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.
Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая карапузу интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, вы приучаете ребёнка мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия — залог педагогического успеха!
Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет:
Собирать простые пазлы из 2–4 фрагментов.
Замечать и обсуждать ошибки в картинках.
Объединять предметы в группы.
Обоснованно указывать на картинке лишний предмет.
Выделять сходства и отличия в предложенной группе предметов.
Находить парные предметы, устанавливать между ними логическую связь.
Знать основные свойства и признаки разных предметов.
Уметь объяснять назначение разных предметов: одежды, мебели, посуды и т. д.
Правильно расставлять порядок действий в привычных ритуалах (одевание, приём пищи, уборка в комнате и пр.).
Не отвлекаться от выполнения задания на протяжении 5 минут и более.
Логические игры и упражнения для детей 3–4 лет составлены с учётом возрастных особенностей и учитывают возможности и интересы ребёнка.
Развитие логики в 3–4 года: задания с картинками
Задание 1
Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький — розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.
Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?
Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?
Задание 2
Рассмотри внимательно картинки.
Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?
Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?
Найди отличия в каждой паре картинок.
Задание 3
Сколько персонажей нарисовано на картинке?
Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?
Задание 4
· Соедини линией листочек с его тенью.
Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?
Каких листочков больше: красных или зелёных?
Задание 5
Обведи красным карандашом все предметы одежды.
Обведи синим карандашом посуду.
Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?
Задание 6
Соедини предметы из левого и правого столбиков.
Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?
Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?
Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.
Логические игры для детей 3–4 лет
Пазлы
Пазлы отлично развивают внимательность и способность видеть целое как совокупность фрагментов. Первые пазлы для малыша вы можете приготовить самостоятельно, распечатав на плотной бумаге любой яркий несложный рисунок (один или несколько понятных ребёнку предметов) и разрезав картинку на 2 части.
«Верю — не верю»
Игра привлекает простыми правилами и отсутствием дополнительных материалов. Вы можете развивать логику ребёнка во время прогулки, в очереди, в дороге. Нужно задавать разнообразные вопросы, на которые малыш может ответить одним из двух способов: «верю» или «не верю».
Солнце зелёное?
Листья желтеют весной?
Все воздушные шарики красного цвета?
Некоторые воздушные шарики красного цвета?
Дом больше кошки?
Кошка больше дома?
И т. д.
«Крестики-нолики»
Это одна из самых простых игр на развитие логического мышления. Думаем, правила напоминать не нужно? Правда, если вы будете раз за разом выигрывать, ребёнок может быстро потерять к игре интерес. Мы, конечно, ни на что не намекаем, но полагаем, что иной раз поддаться будет не лишним.
Советы «Эврики»
Друзья, чтобы научить ребёнка мыслить логически, чаще общайтесь с ним на самые различные темы.
Задавайте вопросы обо всём на свете и не игнорируйте детские вопросы, даже если не находитесь сразу, как верно сформулировать ответ.
Смотрите с ребёнком развивающие мультфильмы и передачи, с их обязательным последующим обсуждением.
Привлекайте для развития логики возможности современных технологий: игры для компьютеров, планшетов и смартфонов могут стать вашими верными помощниками при условии их разумного использования.
Играйте, читайте и творите с искренней вовлечённостью в процесс, заражая ребёнка своим неподдельным желанием развиваться, больше знать и уметь.
Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!