Человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: 1) наличие современных специальных образовательных программ; 2) учет особенностей развития каждого ребенка, 3) индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции; 4) адекватную среду жизнедеятельности; 5) проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (сурдопедагогами, логопедами) и 6) психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; 7) предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности. Слово учителя должно быть воспринято детьми. Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования, предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Помимо словесной речи учителя используются дактильная и жестовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха. Система жестового общения включает две разновидности — разговорную и калькирующую. Область применения разговорной жестовой речи — неофициальное межличностное общение. В калькирующей жестовой речи каждый жест эквивалентен слову, порядок следования жестов идентичен порядку следования слов в обычном предложении. «Чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве литературных источников принято называть чтением с губ. В общении между людьми участвует не только слух, но и зрение. Видеть говорящего важно для восприятия его речи, поэтому орган зрения помогает органу слуха. Речь можно не только слышать, но и видеть, воспринимая ее по движениям губ и языка. Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств обращается к видам искусства как к средству развития и коррекции: использование музыкальных средств воспитания; изобразительные средства — не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и способ выражения своих чувств, внутреннего мира. Декоративно-прикладное искусство развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки. Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, вызывает у них интерес к литературному чтению. Театрализованно-игровая деятельность позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память). Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. К средствам словесной наглядности следует отнести: записи, производимые на доске; нотированное письмо (указание орфоэпически правильного произношения); словарь, схемы речевых высказываний, размещенные на наборном полотне или фланелеграфе. Для развития мыслительных операций учащихся, создания представлений об объектах и явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели). Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО). Одной из основных целей применения компьютеров в коррекционно-образовательном процессе — ориентация на наиболее полное использование тех физических возможностей, которые имеются у детей. Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития. При определении содержания образования детей с ОПФР учитывается характер доступности материала. Доступность не обозначает, что в программе нет такого материала, который требует максимальных усилий и соответствует обучающимся с достаточно высоким уровнем психофизического развития. Доступность не может быть обеспечена без дифференциации его содержания, без выделения нескольких уровней изучения материала. Содержание характеризуется вариативностью и вариантностью. Современная коррекционная педагогика признает соединение общеобразовательной значимости учебного материала с его практической реализацией. У учащихся формируются трудовые, практические, моральные, бытовые умения и навыки на основе тех знаний, которые усваиваются. Содержание образования во многом носит прикладной характер. Реализация этих требований к содержанию образования способствует созданию специальных условий для решения центральной и специфической задачи специального образования – коррекции недостатков психофизического развития и подготовки обучающихся к общественной жизни. Содержание образования раскрывается через учебный план (перечень и объем учебных предметов, количество лет обучения); программу (отображают коррекционный характер обучения. В них конкретизируются пути и средства исправления недостатков общего, речевого и физического развития в процессе овладения каждым предметом. Размещение материала в программах может быть линейным (каждая следующая часть учебного материала является продолжением предыдущей) или концентрическим (учебный материал повторяется с усложнением и дополнением на следующей степени обучения). Организация коррекционных занятий осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий. Группы комплектуются с учетом однородности нарушений развития у учащихся); учебные пособия отвечают определенным требованиям. Задания в учебниках позволяют реализовать образовательную и коррекционно-воспитательную функции: формируются знания, способы познавательной деятельности и учебной работы. В учебниках выделены основная мысль и выводы. Значительный материал представлен для закрепления и повторения, есть наглядное обеспечение, серии рисунков для устных и письменных работ. Учебный материал часто имеет практическую направленность. Формы организации учебного процесса. Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания. Классификация форм организации обучения осуществляется: 1) по количеству учащихся – коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия; 2) по месту учебы и виду учреждения – дошкольные (занятия), школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке), внешкольные (экскурсии, занятия на дому, на предприятиях); 3) по продолжительности учебных занятий – уроки (40–45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, занятия с учителем-дефектологом) (от 15 до 45 минут), работа в системе группы продленного дня (самоподготовка) (от 60 до 90 минут); 4) по направленности учебного процесса, целям и задачам обучения – индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия и т.д. Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом. |