СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения школьников с нарушениями зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ваше отношение к слепому будет оптимальным в том случае, если он в наименьшей степени будет испытывать чувство зависимости от вас.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения школьников с нарушениями зрения»

Особенности обучения школьников с нарушениями зрения

Нарушения зрения у детей (классификация лиц с нарушениями зрения, диагностика нарушений остроты зрения)

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0, 04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0, 04%). [1]

Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрением, также основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0, 05% до 0, 2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

В зависимости от сохранности остроты зрения можно выделить несколько групп. В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0. 04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих. пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0, 05 до 0, 09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено полезрения, нарушено пространственное зрение.

Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки во время занятий. Как правило, они подлежат обучению в

специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (строчные лупы и др. ), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0, 01 до 0, 04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;г) дети с остротой центрального зрения 0, 4-0, 5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

Межличностные отношения при слепоте. Коррекционно-воспитательная работа по формированию межличностных отношений слепых и слабовидящих

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой. При врождённой или рано возникшей слепоте затрудняется установление соц. связей и отношений. У позноослепших нарушены уже установившиеся связи.

Среди соц. факторов компенсации важнейшую роль отводят коллективу в котором осуществляется жизнедеятельность лиц с нарушением зрения. В коллективе важно обеспечить активную жизненную позицию каждого индивидуума. Таким образом, чтобы она не только содействовала раскрытию личности, но и была значима для всего коллектива. Долгое время считалось, что слепые охотнее живут в среде себе подобных и по сей день стремление улучшить быт инвалида по зрению ведёт к трудностям их интеграции в обществе. Необходимо расширять взаимодействие слепых и слабовидящих детей и взрослых с нормальновидящими членами общества при условии обязательной подготовки к контактам такого рода и тех и других внутри коллектива специализированных учреждений межличностные отношения имеют свои особенности. Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения складываются своеобразно и зависят от состояния зрения. В наиболее неблагоприятном положении оказываются тотально-слепые. Это объясняется их меньшей активностью и коммуникабельностью.

В среднем и старшем школьном возрасте зависимости межличностных отношений от состояния зрения уже не наблюдается. Это объясняется относительной однородностью коллектива ( у всех школьников есть патология зрения)и изменение ценностных установок ( на первый план выступают моральноволевые и интеллектуальные качества членов коллектива).

При оценке статуса инвалидов по зрению наблюдается тенденция, указывающая на определённую зависимость от степени тяжести дефекта. Так люди с первой группой инвалидности реже попадают в высокие статусные категории , чем инвалиды 2, 3 групп. Это объясняется большей активностью в различных видах деятельности лиц с более сохранным зрением. Инвалиды 2, 3 групп по сравнению с 1гр. , гораздо успешны в сфере эмоциональных взаимоотношений. Здесь положительное влияние оказывают более широкий круг общения и большая функциональность в выполняемых ими в коллективе ролей. Наиболее благоприятный социометрический статус у лиц в возрасте от 20 до 30 лет. К этому возрасту завершается процесс трудовой и психологической адаптации , накапливается положительный опыт общения в коллективе. В сфере деловых отношений положение женщин в коллективе несколько благополучное чем мужчин. В сфере эмоционально-личностных взаимоотношений заметно преимущество лиц мужского пола. Определённая зависимость социометрического статуса в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наиболее благоприятном положении находятся ослепшие в детском и подростковом возрасте. Это объясняется тем, что процесс адаптации у слепорождённых изначально затрудняется резкосуженным кругом общения. Они ограничены в приобретении социального опыта. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся опыт с трудом поддаётся перестройке. В производственных коллективах слепые недавно закончившие специальную школу находятся в худшем положении, чем более старшие члены коллектива. При правильной организации восп-й и корр. работы зависимость мотивов трудовой и общественно-полезной деятельности от состояния зрения будет отсутствовать, а активность незрячих придёт в норму.

Поэтому, одной из основных задач реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление социальных контактов.

При работе перед педагогом стоят след. задачи:

Поиск путей преодоления отриц-х личностных качеств, вызванных дефектом зрения; развитие познав. активности, инициативы, чув-ва коллективизма; формир. активной жизненной позиции детей.

Для этого, дети могут уч-ть в самоупр-ии. , в общ. труде, уст. тесный контакт со зрячими. и т д.

Общие установки при контактах со слепыми, сопровождение незрячих

При взаимоотношениях слепого со зрячим общение становится более специфичным, напряжённым. Доминирующим началом являются этические нормы: человеческая культура, воспитанность, личностные качества. Имеет значение, насколько силен психологический гнет собственной инвалидности, состояние психического и физического здоровья слепого, уровень адаптации, мобильности, коммуникабельности. А для зрячего важны милосердие, осведомлённость о слепых. Поскольку ситуация взаимодействия «зрячий-слепой» имеет напряжённый характер, то личностные качества сторон в этой обстановке проявляются ярко и скоро.

Ориентирование в большом и малом пространстве должно быть чётким и ясным. Ориентировать слепого необходимо только относительно его самого. Неправильно говорить слепому: «Стул находится поблизости от вас», «Там на столе стоит стакан» и т. п. Следует говорить: «Стул стоит перед вами в двух шагах» или «стул рядом с вами, справа» и т. д. Особое внимание надо обращать на наличие бьющихся предметов. Необходимо вовремя предупреждать слепого об опасности (низкие двери, ветки деревьев, узкий проход), следить за тем, чтобы поднимая какой-либо предмет с пола, он не ударился о край стола или спинку стула.

В коллективе не изолируйтесь от слепых. Не забывайте, что настроение и работоспособность незрячих во многом зависят от вашей работы и отношения к ним. Делитесь с незрячим увиденным, не отказывайте ему в общении.

Имейте в виду, что для инвалидов по зрению важен строго установленный порядок на рабочем месте, на территории. Не оставляйте в проходах предметы, которые могут помешать ориентировке и передвижению слепого. В местах передвижения слепых не оставляйте двери полуоткрытыми.

Не проявляйте сомнений в способности слепых трудиться, но вместе с тем и не допускайте беспечности при организации рабочих мест.

Деликатно помогите незрячему советом, если это необходимо, по улучшению его осанки, внешнего вида, протезированию глаз, подбору очков и т. п. Если обнаружите какой-либо дефект или погрешность в одежде незрячего, не стесняйтесь, обратите на это его внимание.

Когда читаете письмо или какой-нибудь документ незрячему, не стоит для убедительности давать незрячему его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом содержания. Это не относится к случаю ознакомления слепого с документом, под которым незрячий должен поставить свою подпись. Помните, что инвалидность не освобождает слепого от ответственности.

При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. Ведите себя с ним на равных.

Встретив слепого, не проявляйте излишнего любопытства. При разговоре с незрячим не старайтесь говорить громко, разговаривайте как обычно, с естественной уважительностью, а не напускной. Находясь со слепым, не выставляйте его «напоказ», стремитесь влиться в общую массу.

Если слепой и сопровождающий стоят, то сопровождающий не должен держать слепого за руку. В шумном помещении во время разговора не отходите от слепого, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать разговор в пустоте пространства. А затем, обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко.

Не оставляйте своего незрячего товарища одного на проезжей части улицы, на середине тротуара, на открытом крыльце или в дверях. Проведите его в безопасное место и сообщите ему о его местонахождении.

Старайтесь, чтобы предметы, которыми пользуется ваш незрячий родственник, находились в квартире на определённых местах.

Не спешите высказать незрячему своё соболезнование, сострадание, ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу. В разговоре со слепым избегайте выражений «пощупайте», «я отведу вас». Лучше будет: «посмотрите», «я схожу с вами» и т. п.

Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений только с помощью мимики и жестов. Слепой замечает это и чувствует себя исключённым из общения.

При встрече со слепым, если допускаете, что он может не узнать вас, поприветствовав его, назовите себя. Не предлагайте: «А ну-ка, узнайте меня!»

Если вы заметили, что незрячий проявил интерес к внешности того или иного человека, старайтесь обрисовать её тактично по отношению к тому человеку, к которому проявлен интерес.

Если даёте незрячему общее представление о городе, населённом пункте, назовите важнейшие объекты, ориентиры (на юге, западе, в центре и т. д. ), затем более мелкие, идите от общего к частному и наоборот. То же при ознакомлении с маршрутом.

Если вы заметили, что незрячий сбился с маршрута, не управляйте его передвижением на расстоянии, а подойдите и помогите выбраться на нужный ему путь.

При спуске или подъёме по ступенькам ведите своего незрячего товарища перпендикулярно к ним. Передвигаясь со слепым, не делайте рывков, резких движений, поворотов, идите плавно. Слепой, держа вас под руку, касаясь тыльной стороной ладони вашего корпуса, ощущает ваши движения, подъёмы, спуски, повороты. При передвижении со слепым не закладывайте руки назад. Незрячему это неудобно во всех отношениях.

Когда незрячему необходимо сесть, не усаживайте его, а дайте возможность легонько дотронуться до спинки стула. Этого будет достаточно. При посадке в автомашину не «впихивайте» его в салон, а наведите его правую руку на ручку дверцы и на верхний её край.

Старайтесь вести разговор без продолжительных пауз. Будьте терпимы к замедленности действий слепого, помните, что они связаны с его дефектом.

Ваше отношение к слепому будет оптимальным в том случае, если он в наименьшей степени будет испытывать чувство зависимости от вас.