ГБОУ Школа №534
Доклад
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
Тема: Особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.
Светлова С.Н.
Воспитатель гр.№11
Москва 2016г.
План
Введение.
1. Педагогическая ценность игрушек и игрового материала.
2. Особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.
3. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства.
4. Особенности организации предметно – игровой среды в разных возрастных группах.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».
Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Педагогическая ценность игрушек и игрового материала
Детская игрушка — очень древнее и сложное по своему содержанию явление человеческой культуры.
«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры.
Классификация игрушек:
в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи);
предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа);
маркеры пространства (обозначающие игровое пространство);
соответствии с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, мышления;
Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, шапочка врача, каска пожарника и т.п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок).
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.
Три параметра меры условности игрушки:
В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.
В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека - прототипическая игрушка.
Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке - условная игрушка.
Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.).
Готовая или сборная сюжетная игрушка (сборная модель самолета), игрушки по этому параметру трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.
Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.
Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
Таким образом, игрушка и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности.
Особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста
Предметно - игровая (развивающая) среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При создании предметно - игровой среды в условиях дошкольного учреждения необходимо руководствоваться следующими принципами:
полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;
трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, вынести на первый план ту или иную функцию;
гендерная специфика - обеспечивать среду материалом для девочек и мальчиков.
принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
принцип комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметно – игровой среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.
принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
принцип вариативности, определяющийся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.
принцип целостности образовательного процесса соответствие основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Для реализации гендерного воспитания детей при создании предметно- игровой среды необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Предметно - игровая среда выстраивается с учётом требования концепции по построению развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду.
При организации предметно - игровой среды необходимо учитывать следующие факторы:
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям, животным, и сюжетным игрушкам);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
Психофизиологические факторы, обуславливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.
- Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света.
- Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
- Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
При построении, проектировании предметно - игровой среды в дошкольном учреждении должны учитываться принципы и факторы личностно - ориентированной модели построения развивающей среды.
3. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства.
В групповом пространстве рекомендуется разместить следующие центры:
- сюжетно-ролевых игр;
- сенсомоторного развития;
- уединения;
- безопасности;
- конструирования;
- физкультурно-оздоровительный;
- театрализации;
- краеведения;
- творчества;
- музыкальный;
- развития речи;
- групповой библиотеки;
- центр песка и воды;
- природы;
- экспериментирования;
- развивающих игр.
В физкультурно-оздоровительном центре может быть использовано нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, мешочки с песком, массажные мячики, дорожки с изображение следов для развития координации движений. Все материалы должны соответствовать экологическим и гигиеническим требованиям.
Необходимо уделить большое внимание воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах должно быть отведено место центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальное культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре можно разместить карту страны, области, портрет президента России, символику Государства, глобус, кукол в национальных костюмах, тематические альбомы, фотоальбомы, литературу со стихами о родине, портреты знаменитых людей и т.д.
Необходимо создать условия для развития самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве собрать карандаши, бумагу, восковые мелки, трафареты и шаблоны и др.
В предметно-пространственную среду группы можно включить центры экспериментирования для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.
В центре развивающих игр тщательно подобрать разнообразные развивающие игры, направленные на развитие воображения, памяти, мышления, внимания.
Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счётами, вкладышами, шнуровками. Можно оформить дополнительно настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений.
В центре безопасности размещают материал по ПДД и пожарной безопасности. Сюда входят дидактические игры, пособия, иллюстрации, макеты района с перекрёстками и знаками, дорожные знаки, светофор, атрибуты для обыгрывания и т.д.
Преимущества подобной развивающей среды в возможности приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок может выбрать занятия по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Положительный эмоциональный настрой дошкольников при этом обеспечен.
Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую,воспитательную,стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
4. Особенности организации предметно – игровой среды в разных возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию — в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).
Ясельные дети (2-3 года) и младшие дошкольники (3-4 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей "полную" воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки - предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы "намекает" на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.
Для детей до двух лет рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы), пластмассы (посуда, корзины, ведра и т. п.).
Крупногабаритная мебель-игрушка используется поэлементно(например, куб вместо табурета) или в комплекте, а также с дополнительными игровыми атрибутами.
Для детей от двух до четырех лет рекомендуется прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. Игровая мебель в готовом и сборно-разборном виде, соответствующая и размерам кукол, и росту детей, изготовленная из фанеры, древесных материалов, пластмассы.
Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная), соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику, выполненная из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики.
Игрушечные коляски, санки, качели должны соответствовать среднему размеру куклы и росту ребенка.
Элементы костюмов для игр изготавливаются из простых тканей, нетканых материалов, искусственных волокон.
Игрушки могут быть укомплектованы в тематические наборы, где все фигурки сомасштабны между собой и соразмерны руке ребенка (например, игра «Маленький доктор»).
Для детей от четырех до шести лет рекомендуется сборно-разборная и готовая мебель различного назначения, мелкого и среднего размера. Она может быть представлена отдельными предметами и в наборах. Крупногабаритная мебель-игрушка изготавливается из фанеры и пластмассы; мебель для кукол — из древесины, пластмассы, древесных материалов. Коляски должны быть соразмерны росту ребенка и рассчитаны на кукол размером 35—50 см.
Посуда для игр различна по назначению. Она может быть штучной и в наборах, из разных материалов (в том числе из фарфора и фаянса), изящная по форме, с художественной росписью, чаще мелкая, сомасштабная кукольной мебели.
Рекомендуются наборы игрушечных овощей и фруктов, силуэтов деревьев, кустарников, клумб с цветами, в основном мелкого размера, объемные и плоскостные, сделанные из пластмассы, древесины, папье-маше.
Для развития режиссерских игр применяются тематические комплекты типа «Кукольный дом», «Ателье для кукол», «Куклы на стадионе», «В гараже». Они могут быть изготовлены из бумаги и картона, пластмассы, тонкой фанеры, дополнены атрибутами из различных материалов.
Также нужны наборы заготовок и полуфабрикатов из бумаги, картона, тканей, пленочных материалов, папье-маше, тонкой фанеры, пластмассы разных расцветок для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.[
Для организации предметно - игровой среды игровой материал для разных возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.
Заключение.
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.