Особенности целеполагания на уроках разных типов.
Методы,приёмы и формы преподавания предметного содержания.
Цель :
обсуждение методических приёмов на уроке, способствующих включению обучающихся в процесс целеполагания
Задачи:
- показать использование приёмов целеполагания на урокe
- отработать приёмы целеполагания на практике в рамках данного мероприятия
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.»
Плутарх
Актуальность проблемы.
Роль учителя
на современном этапе обучения
научить ребенка учиться!
Задача современной системы образования
Формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих
-«умение учиться»,
-способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Критерий педагогического
мастерства учителя
Умение согласовывать цели субъектов деятельности (учителя и ученика)
Современный урок
-что я делаю? (предмет деятельности);
-для чего я это делаю? (какова цель);
-как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
-какой это дает результат? (ожидаемый результат)
-за счет чего этот результат достигнут?
Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанных этапа урока:
целеполагание
самостоятельная продуктивная
деятельность
рефлексия
Что такое цель?
Цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить
«Целеполагание» - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Какие цели мы решаем на уроке?
Цели должны быть:
-диагностируемые
- -реальны, конкретны;
- -сформулированы продуктивно;
- -соотносимы с типом и содержанием урока;
- -достижимы;
- -наблюдаемы;
- -личностно ориентированы
Эффективный и современный
подход к целеполаганию
Для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»
ПАМЯТКА ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛИ
Советы учителю:
- Кто хочет достичь цели, должен знать ее
- Учебные цели, это не название темы урока
- Учебные цели это четкое и ясное описание учебных целей ваших учеников
- Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика
- Сделайте цель урока целью учеников
- Формулируйте цели, ориентируясь на нужды и интересы учеников.
- Попросите учеников объяснить значение целей или сформулировать цели.
- Объясните важность темы для них, для контрольной или экзамена
- Концентрируйтесь на знаниях и умениях соответствующих интересам и потребностям учеников.
- Напоминайте о цели в ходе урока.
- Начните урок с записи плана на доске или работайте над планом с классом.
- Относитесь внимательно к организации урока
- Разбейте урок на стадии.
- Периодически напоминайте об этапе работы.
- Подводите итог каждого этапа урока.
Вывод:
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.