«Особенности проектной деятельности учащихся на уроках технологии»
Учитель технологии
САТИРОС А.В .
МБОУ №9 г.ДУБНА
Метод проектов .
Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»,
позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях .
Проектная деятельность
основывается на :
- деятельностном,
- развивающем,
- личностно ориентированном
подходах в обучении
- Творческий проект по технологии предусматривает
Определение потребности людей
Разработку идеи изготовления изделия
Услуги по удовлетворению этой потребности
Определение реального спроса
Контроль знаний и умений
Формирование системы интеллектуальных знаний и умений
Содействие творческому развитию
Творческий проект – итоговая самостоятельная работа детей
Индивидуальный
Проекты
Групповой
Коллективный
Порядок выполнения проектов
Подготовительный этап
Конструкторский этап
Технологический этап
Заключительный этап
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА.
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2 Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.
3. Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности.
4. Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
5. Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.
Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.
Этап работы над проектом
Период работы
Подготовительный этап
Кол-во часов
Сентябрь
Содержание
Октябрь
Конструкторский этап
2
Определение задачи и содержание деятельности по изготовлению творческих проектов
Январь
Технологический этап
2
Определение конкретной тематики проектов, обсуждение планов работы, источников информации
2
Март- апрель
Заключительный этап
Обсуждение собранной информации, предлагаемой конструкции изделия, технологии исполнения
30
Апрель
Изготовление изделия, консультация педагога по выполнению проектов, оформлению документации, предзащита в творческом объединении.
2
Защита проекта
Рекомендации
Класс
Вид проекта
Требования к оформлению проекта
5-7
Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, использование материалов и инструментов. Правила ТБ, выполнение соответствующей записи в рабочей тетради. С 7 класса вводится чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательности операций), краткая историческая справка, расчет цены изделия
Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита
8
Индивидуальный и групповой проект.
Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, оценка вариантов, технологическая карта (с графическим изображением последовательности операций), краткая историческая справка, расчет финансовых затрат. Правила ТБ, при групповом проекте - вклад каждого ученика. Компьютерное оформление проекта.
9-11
Индивидуальный, групповой или коллективный проекты
Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, оценка вариантов, технологическая карта (с графическим изображением последовательности операций), полное экономическое обоснование), экологическая безопасность, краткая историческая справка, расчет финансовых затрат. Правила ТБ, при групповом проекте - вклад каждого ученика. Компьютерное оформление проекта.
Структура творческого проекта
Пояснительная записка
Творческая работа
(изделие)
Защита творческого проекта
Содержание пояснительной записки
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Схема обдумывания.
3. Выявление основных параметров и ограничений.
4. Теоретические сведения.
5. История и современность.
6. Банк идей.
7. Эскизная проработка базового варианта.
8. Требования к изделию.
9. Дизайн-спецификация.
10. Инструменты и оборудование.
11. Материалы.
12. Правила безопасности во время работы.
13. Технология изготовления.
14. Контроль качества.
15. Экологическое обоснование.
16. Экономическое обоснование.
17. Реклама.
18. Самооценка.
19. Словарь терминов.
20. Литература.
Проблема,
Историческая справка
потребность
Модель
Экологическое обоснование
Название изделия
Экономическое обоснование
Конструкция
Материалы
Охрана труда
Инструменты, приспособления, оборудование
Технология изготовления
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
- Изделие должно быть выполнено аккуратно.
- Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
- Изделие должно быть красивым.
- Изделие должно быть прочным .
Банк идей
Идея № 2
Идея №1
Сетка принятия решений
Наличие заказа и спроса на рынке
+
Наличие материалов
_
Вариант
+
+
Критерии
Наличие инструментов и оборудования
+
Вариант
+
оценки
Достаточность знаний и умений
+
2
1
+
Возможность применения
_
+
Другие
_
+
Требования к изделию
Название изделия
Функциональное назначение
Пользователь
Единичное или массовое производство
Требования к материалам
Метод изготовления
Внешний вид, стиль
Требования с точки зрения безопасности использования
Экологические требования
Дизайн-спецификация
Название изделия с указанием техники изготовления
Для кого?
Для чего?
Как?
Сколько?
Из чего?
Чем?
Где?
Технология изготовления.
Последовательность выполнения работ
Эскиз
Инструменты, оборудование,
№ п/п
материалы
Контроль качества.
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
• Цветовое сочетание материалов гармонично.
• Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
• Работа оформлена в законченное изделие.
• В целом изделие производит благоприятное впечатление.
Примерный контрольно-оценочный лист
творческого проекта
Класс______Ф. И. учащегося______
Тема творческого проекта_________________________
№
п/п
Этапы выполнения проекта
Критерии оценки
К-во
баллов
Оценка в баллах
Дата_________________Подпись педагога_________________________
РЕЦЕНЗИЯ
Ф. И. учащегося_________________ Класс _________________________
Тема проекта______________________________________________________
Дата сдачи _______________________________________________________
Руководитель-консультант___________________________________________
Оценка проекта
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дата______________________ Подпись руководителя___________________
Экономическое обоснование
Затраты
Стоимость материалов (С1)
Количество
Стоимость за единицу
Общая стоимость
Стоимость коммунальных услуг (С2)
Стоимость оборудования (Со)
Итого:
Источники информации:
Библиотека
Три основных фактора, влияющих на интерес:
а) содержание предлагаемого материала;
б) методы, приемы и средства его передачи;
в) межличностные отношения учителя и учащихся.
Почвой для развития познавательного интереса являются:
Решения познавательных задач
Ситуации мыслительного напряжения
Ситуации противоречивости суждений, столкновений различных
мнений
Ситуация активного поиска
методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности.
Методы эмоционального стимулирования.
Методы развития познавательного интереса.
Методы формирования ответственности и обязательности.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Информационное обеспечение:
- 1.Андреева А.Ю. Русский народный костюм. – СПб.: Паритет, 2005.
- 2.Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Ладога-100, 2007.
- 3.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- 4.Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
- 5.Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства.-М.2000.
- 6.Симоненко В.Д. Технология 5-11классы Вентана-Граф., 2000-2005.
- 7.http://www.coolreferat.com/Игровые_технологии_как_средство_развития_познавательных_интересов_младших_школьников_часть=2
- 8.http://www.twirpx.com/file/679726/
- 9.http://5fan.ru/wievjob.php?id=30008
- 10.http://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841013.htm