Отчет о работе социального педагога
Хоронхойского филиала ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» за 2023-2024 учебный год
В течение 2023-2024 учебного года цель работы социального педагога:
- создание благоприятных условий для развития личности студентов (физического, духовно-нравственного, социального, интеллектуального).
- защита подростков в их жизненном пространстве.
Задачи:
- проводить мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, пропаганду ЗОЖ;
- проводить социальную адаптацию студентов нового набора;
- оказывать социально-информационную помощь, направленную на обеспечение студентов информацией по вопросам социальной защиты;
- проводить мероприятия на развитие духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания;
- координировать взаимодействие преподавателей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи студентам;
- обеспечить - психолого-педагогическое сопровождение студентов, состоящих на учёте в ПДН, в социально опасном положении;
- осуществлять посредничество между личностью студентов и учреждением, семьёй, социумов, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
В течение года работа социальных педагогов велась по следующим направлениям:
- организационная деятельность;
- обеспечение социальных прав и гарантий студентов;
- работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- работа по взаимодействию с педагогическим коллективом;
- развитие духовно-нравственных, эстетических и гражданско-патриотических качеств личности;
- индивидуальная работа со студентами, состоящими на внутриколледжном учете, на учете в ВКК, КДН, ОПДН;
- работа с родителями (семьей) студентов;
- профилактическая работа;
- пропаганда правовых знаний;
- диагностико – аналитическая деятельность;
- организационная и координационная деятельность;
- участие в работе комиссий.
На основании проведенной диагностической работы совместно с классными руководителями был составлен социальный паспорт групп. Были составлены списки студентов, состоящих на учете ВКК, ОПДН, КДН, списки категорий семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, находящихся под опекой и детей с ОВЗ, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неполных семьях, детей-инвалидов, студентов из малообеспеченных и многодетных семей, студентов, чьи родители являются участниками СВО, студентов, занимающихся в творческих объединениях, кружках, спортивных секциях . Составлялись учётно-профилактические карточки на состоящих на разных видах учёта студентов.
Общая характеристика контингента студентов Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ»:
- численность -205 чел.
- численность проживающих в общежитии – 56 чел.
- численность несовершеннолетних студентов - 127 чел.
- наличие студентов с ОВЗ, инвалидов – 24 чел.
- наличие студентов, имеющих детей- 16 чел.
- наличие студентов из многодетных семей- 58 чел.
- наличие студентов из малообеспеченных семей- 78 чел.
- наличие студентов-детей участников СВО семей- 8 чел.
- наличие студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе сироты, опекаемые - 38 чел.
- участие студентов в деятельности общественных объединений – 145 чел.
- наличие студентов, имеющих правонарушения, стоящих на учете в органах внутренних дел – 2 чел.
Одним из ведущих направлений социальной службы колледжа является работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Основными задачами в этом направлении являются: социально – педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; профилактика социальной дезадаптации студентов, совместная работа со всеми субъектами профилактики.
С целью обеспечение социальных прав и гарантий студентов была проведена следующая работа:
- проведены собрания по ознакомлению с локальными актами и нормативными документами, затрагивающими интересы студентов с целью разъяснения их права и порядок предоставления дополнительных социальных гарантий,
- всероссийский день правовой помощи детям (раздача добровольцами колледжа буклетов с информацией о правах, обязанностях и мерах ответственности за совершение правонарушений;
- круглый стол «Правонарушения и ответственность за них» с приглашением специалистов КДН и ЗП;
- оформлен стенд. правовых знаний;
- организованы консультации юрисконсульта и социальных педагогов.
Можно отметить слабую активность студентов в получении консультаций юрисконсульта, необходимо чаще организовывать такие консультации с целью развития их грамотности по защите своих прав.
В течение учебного года проводилась работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Общая характеристика контингента на 01.07.2024: детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей; инвалидов, студентов из малообеспеченных и многодетных детей:
- всего численность сирот - 45 чел.
- численность проживающих в общежитии – 36 чел.
- численность несовершеннолетних студентов - 13 чел.
- наличие студентов с ОВЗ, инвалидов – 24 чел.
- наличие студентов из малообеспеченных и многодетных семей- 47 чел.
-численность нового контингента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-28 чел.
-численность отчисленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-0 чел.
- численность отчисленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по собственному желанию-0 чел.
- численность отчисленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за академическую неуспеваемость-0 чел.
- численность отчисленных инвалидов (собственное желание)- 1 чел.
- численность выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 12 чел.
-численность выпускников инвалидов-12 чел.
Одним из ведущих направлений является оказанием помощи в социальной адаптации учащихся. Изучение условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (обследование жилищно-бытовых условий), выявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, оказание материальной помощи (канц. Товары, повышенная стипендия, проездной билет). Контроль за здоровьем детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. Формирование профессиональной заинтересованности, ежемесячный контроль за успеваемостью и посещаемостью. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Основными задачами в этом направлении являются: социально – педагогическая помощь детям и семьям (опекунам), находящимся в трудной жизненной ситуации; профилактика социальной дезадаптации студентов, совместная работа со всеми субъектами профилактики.
С целью обеспечение социальных прав и гарантий студентов была проведена следующая работа:
- формирование личных дел детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, составление социального паспорта на каждого сироту;
- сбор информации о детях, находящихся под опекой;
- контроль посещаемости, успеваемости и поведения студентов – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение собраний для студентов категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по ознакомлению с локальными актами и правовыми документами;
- индивидуальное знакомство, беседы с вновь зачисленными сиротами. Выявление проблем, оказание содействия в решении проблемных вопросов;
- сотрудничество с опекунами детей-сирот по вопросам учёбы и воспитания опекаемых (, знакомство и проведение индивидуальных бесед);
- проведение индивидуальных воспитательных бесед по поводу комфортного проживания в общежитии;
- оказание психологической помощи, поддержки и беседы со студентам с воспитателями, кураторами групп, по нарушении правил проживания в общежитии, пропуски занятий и не аттестации, пропуски занятий, задолженности,
- заключение договора с летним лагерем Дружба, оформления и приобретения путевок для студентов-сирот;
- посещение детей-сирот на дому и в общежитии с целью изучения социально-бытовых условий проживания;
- Проведение совместной работы с
-органами опеки и попечительства (консультации и переписка, подача сведений)
- ИПДН (консультации и переписка);
-с представителями детских домов (консультации и переписка);
- выявление и организация работы с детьми из многодетных семей и социально – незащищенных семей;
- при необходимости оказывалась консультационная помощь при подготовке и оформлении документов студентов из многодетных семей и социально – незащищенных семей.
Работа с детьми участников специальной военной операции
С данной категорией студентов педагогами-психологами проводилась работа:
- выявление эмоционального состояния студентов, проводилась коррекция;
- знакомство с правовыми документами родителей и студентов;
- сбор информации о студентах, оформление документации;
- осуществлялись мер социальной поддержки:
- обеспечение ежемесячно бесплатным горячим питанием или замены питания компенсационными денежными выплатами на основании их заявления;
- оказывалась помощь в сборе документов на предоставление в 2023/2024 учебном году единовременной денежной выплаты и выплаты стипендии;
- студенты вовлекались в общественную жизнь филиала;
- организовали студентов для выездного исторического тура по маршруту: «Кяхтинский краевеческий музей имени академика В.А. Ожегова – Новоселенгинский музей декабристов – Двадцатиметровый Святой Крест установлен на горе Убиенная в Селенгинском районе».
Профилактика правонарушений и преступлений
В целях формирования гражданской ответственности и повышения правовой
культуры у студентов, воспитания у них правовой грамотности, развития сознательности и дисциплинированности, волевых качеств к невосприимчивости отрицательного влияния со стороны окружающих, формирования внешней культуры поведения, способности оценивать поступки окружающих, негативного отношения к противоправным и противозаконным действиям специалистами социально-педагогической службы колледжа в отчетном учебном году была проведена следующая работа по направлениям:
- ранняя профилактика;
- социальное сопровождение студентов, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
- консультативная, психологическая поддержка студентов, имеющих проблемы социальной адаптации.
В 2023 – 2024 учебном году социальными педагогами проведено 82 консультации.
Для профилактической работы по предупреждению противоправных действий привлеклись инспекторы ИДН Кяхтинского района УМВД России по Республике Бурятия, КДН. За отчетный период со студентами было проведено 16 бесед.
Объектом работы социальных педагогов являются студенты «группы риска», это особая группа студентов в филиале.
Важнейшими направлениями работы со студентами «группы риска» являются:
- совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет
адаптировать массовое обучение к индивидуальным особенностям каждого;
направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение;
- коррекция форм общения, поведения;
- формирования культуры поведения, культуры чувств;
- борьба с вредными привычками;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими, «трудными» студентами и их
семьями;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в
обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении,
а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в колледже, принятие мер по их воспитанию и получению ими образования по специальности или профессии.
Социальные педагоги совместно с классными руководителями, воспитателями, педагогом-психологом:
- привлекали студентов в работу кружков, объединений, секций, общественных организаций;
- привлекали к разовым и постоянным общественным поручениям, культурно-массовым мероприятиям, тематическим лекциям, беседам и др.;
- проводили психодиагностическую, индивидуальную профилактическую, консультационную работу;
- организовывали индивидуальную работу преподавателей с этими студентами по
формированию положительных мотивов учения.
Оказывалась помощь проблемным студентам, проводился анализ его действий, предоставлялась возможность исправления. Студенты, отнесённые к «группе риска», привлекаются к участию в различных мероприятиях, техникума, районных, что позволяет им включиться в разнообразные формы деятельности, быть вовлеченными в работу объединений дополнительного образования, в структуру студенческого самоуправления. Крайней мерой воздействия на трудных студентов является обсуждение их поведения на заседании совета профилактике правонарушений.
Студенты, состоящие в «группе риска» по состоянию здоровья вовлечены в различные мероприятия в техникуме, на уровне района, республики.
Банк данных несовершеннолетних студентов, входящих в «группу риска»
в 2023 – 2024 уч. г.
За отчетный период по решению СПП поставлены на учет техникума 9 студентов, сняты с учета 9 чел.
В 2023-2024 учебном году было проведено 18 заседаний совета профилактики. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях совета профилактики: низкая успеваемость, пропуски занятий без уважительной причины, нарушение дисциплины в общежитии, информация, докладные записки педагогов, постановка и снятие с учета студентов «группы риска». За текущий отчетный период на заседаниях совета по профилактике правонарушений разбирались 58 студентов.
Пропаганда правовых знаний, ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди студентов.
По данному направлению работы социальными педагогами были проведены
мероприятия:
-декады правовых знаний;
-месячник пропаганды ЗОЖ и профилактика ПАВ;
-выпуск информационных листовок по профилактике ПАВ, «Подросток и
закон» и пропаганде ЗОЖ;
-всемирный день борьбы со СПИДом;
-мероприятия, посвящённые Международному Дню семьи;
-оформлен стенд, организованы выставки с наглядной информацией по
пропаганде ЗОЖ и правовых знаний;
- проведены анкетирования «Как научиться управлять собой», «Разрешение конфликтов».
По итогам анкетирования социальными педагогами совместно с педагогами-психологами проведены индивидуальные беседы, консультации со студентами «группы риска».
По профилактике экстремизма, насилия и жестокости среди студентов была проведена работа:
- общий классный час «Толерантность – путь к миру» с целью познакомить студентов с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- в рамках профилактической работы с детьми - мигрантами проведены
групповые формы работы- классные часы, встречи с родителями для оказания социальной педагогической помощи и поддержки.
Работа с родителями (законными представителями) – семьей студентов
Важным звеном в построении воспитательной работы в колледже является взаимодействие педагога с родителями студента. Семья – это та естественная среда жизни и развития подростка, в которой закладываются основы его личности. Какую бы сторону развития подростка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его воспитании играет семья. Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе колледжа важное место.
В 2023-2024 учебном году были проведены с родителями следующие мероприятия:
- общее онлайн - родительское собрание на тему «Девиантное поведение подростков», «Наркозависимость, реальная статистика»;
- общеколледжное родительское собрание, посвященное Году семьи. На собрании всех присутствующих поздравили с Годом семьи. Были награждены студенты за особые успехи в учебе и активной в общественной деятельности, а также награждены благодарственными письмами родители за хорошее воспитание детей. Студенческий актив подготовил видеоролик «Семья», где были представлены личные фото студентов и преподавателей в кругу семьи, на фоне которых звучали выдержки из сочинений студентов и интервью «Что для меня семья». С информацией об обучении выступили заведующие отделениями;
- системное информирование родителей о поведении и результатах учебной деятельности их детей;
- индивидуальные беседы с родителями с целью изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей студентов и родителей;
- социальными педагогами проведено 68 консультаций с родителями и законными представителями.
- индивидуальные беседы с родителями, где разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком.
- родители со студентами, имеющими проблемы с учебой и посещаемостью, приглашались на заседания советов по профилактике правонарушений.
Цель проводимых мероприятий - повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
Развитие духовно-нравственных, эстетических и гражданско-патриотических качеств личности
Организация студентов для участия в культурно-массовой работе с целью развития гражданских качеств и познавательной активности проводилась через проведение мероприятий Хоронхойском филиале ГБПОУ «БРТСиПТ» по плану воспитательной работы.
Работа по охране и укреплению здоровья студентов:
- участие в рейде ОПДН по выявлению употребления студентами наркотических средств;
- организация участия студентов в сдаче нормативов ГТО;
- профилактические беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
- проведение туберкулинодиагностики студентов;
- организация и проведение вакцинации от гриппа, клещевого энцефалита совершеннолетних студентов и работников филиала:
* информирование о датах вакцинации;
* приглашение мед. работников студенческой поликлиники в филиал для проведения вакцинации;
* сопровождение студентов в студенческую поликлинику для проведения вакцинации;
- организация и проведение вакцинации несовершеннолетних студентов филиала от гриппа;
- организация и проведение вакцинации несовершеннолетних студентов филиала от клещевого энцефалита.
- направление несовершеннолетних студентов для вакцинации в поликлинику.
Всего было организовано 11 мероприятий.
Диагностико – аналитическая деятельность
За отчетный период была проведена следующая работа:
- проведение анонимного социально-психологического тестирования на раннее выявление употребления наркотических средств (выполнено на 100%;
- диагностика вновь зачисленных студентов;
- диагностика социальных условий жизни студентов, (семья, круг общения, интересы и потребности);
- мониторинг занятости студентов во внеурочное время (отдельно для студентов «группы риска»);
Организационная и координационная деятельность
В процессе работы в 2023-2024 учебном году социальные педагоги взаимодействовали со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержке обучающихся: с ПДН, КДНиЗП, с отделом опеки и попечительства.
В своей работе социальные педагоги использовали различные формы и методы профилактической работы: проведение индивидуальных бесед и групповых бесед, консультации с учащимися, их родителями, профилактические акции, проведение обследования жилищно-бытовых условий учащихся, состоящих на разных видах учёта.
Профилактика ведётся систематически, но в этой нелёгкой работе зачастую приходится сталкиваться с трудностями: ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей; труднопреодолимое негативное влияние СМИ,
социальных сетей; недостаточность знаний законов РФ, касающихся несовершеннолетних, их прав и обязанностей, как со стороны педагогов, так и со стороны детей, и их родителей.
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом
Все работники колледжа непосредственно связаны со студентами и его семьей, поэтому социальным педагогам необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителям и преподавателям-предметникам по следующим вопросам:
- составления социального паспорта группы;
- проведение диагностических мероприятий и тестирования;
- проводились консультации для классных руководителей, педагогических
работников по вопросам отношений между родителями и детьми;
- консультации по составлению педагогических характеристик и представлений на студентов;
- с преподавателями обсуждались вопросы особенности общения со студентами с ОВЗ. детьми-инвалидами, студентами «группы риска», а также типичные ошибки поведения при взаимодействии с ними, правила построения взаимоотношений с данной категорией обучающихся в зависимости от их психофизиологических особенностей и нозологии.
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
Стабильным остается число опекаемых детей, детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Уменьшилось число студентов «группы риска» и состоящих на учете техникума, 1 студент состоит на учёте в ПДН – 1 чел.
Постоянно ведется профилактическая, просветительская работа с детьми «социального риска».
Из анализа работы можно сделать следующий вывод:
- необходимо оказать содействие в адаптационном периоде студентам, прибывшим из детских домов, приемных семей;
- необходимо продолжить работу по снижению роста числа детей «группы риска» семей «социального риска».
Буланова Т.И., социальный педагог
11