Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»
Открытый классный час
на тему:
«Учите своё сердце доброте»
1 – 4 класс
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Руденко Ирина Васильевна
«Учите свое сердце доброте»
«Чтобы поверить в добро,
надо начать его делать».
Л.Н.Толстой
1 ведущий :
Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!
Здравствуйте ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Всем разным, но равным!
Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается это мероприятие!
1 ведущий: (слайд 1)
Наше мероприятие называется «Учите свое сердце доброте» (слайд 2) и проходит под девизом «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
(слайд 3)
Ребята, посмотрите как улыбается наше солнышко. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- На доске есть 2 дороги и все то, что может встретиться на этих дорогах: скалы страха и отчаяния, завалы зависти и озлобленности, камни отчуждения и одиночества, туман равнодушия, заросли обид и вины, фонари совести, газоны взаимоподдержки, клумбы с цветами любви, доверия и прощения, деревья взаимопонимания и душевного спокойствия, мостик добрых дел.
- Давайте пофантазируем и поставим все то, что каждый хотел бы встретить в жизни на одну дорогу, а на другую – то, чего не хотелось бы видеть на своем пути.
- Вот так и в жизни две дороги! Одна – широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются скалы страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Над дорогой стелется туман равнодушия и безразличия. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчуждения и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь сквозь заросли обид и вины, ты устало сталкиваешь с пути того, кто послабее. Но в конце концов эта дорога вымотает и разрушит.
- Вторая дорога – длинная, но светлая. На ней каждому путнику освещает путь фонарь – собственная совесть. У прохожих слух острый, т. к. они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что ты чувствуешь. По бокам красиво пострижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, добра и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Есть даже мостик добрых дел. Возможно, эта дорога тоже утомит, но не разрушит.
- Выбрать дорогу каждый может свою. Но для этого нужно быть добрыми, интересными, умными и дать возможность почувствовать это другим.
Теперь прикрепите свои солнышки на ту дорогу, по которой вам хотелось бы пойти.
(дети крепят солнышки над выбранной дорогой)
-Ребята, а вы слышали такое выражение?
«И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова?
- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси.
Притча.
Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Какой вывод вы сделали для себя?
Хотели бы вы изменить себя?
Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
2 ведущий:
- Что такое счастье в вашем понимании?
- Какого человека можно назвать счастливым?
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
Мы сейчас вам покажем «Сказочку о счастье»(слайд 4)
Сказочка о счастье
Автор:
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
Король
:«Нельзя так жить!» -
Автор:
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
(слайд5)
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
(слайд 6)
Девчонка в драном платьице.
Девочка:
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король:
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
(слайд 7)
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
Солдат:
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
Король:
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
(слайд 8)
Сутулая старуха.
Старуха:
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
Король:
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Автор:
Сказал король 毅鿝劸Ҽ搟ờ퍅汎ᅰͥ㣰鲑ⷿ玈乕ꩅ㷢痮贆㦒孯䇸㥕⠹離턍黄찊⽗ꜽ跿벀栢㉄着匢ൌ㉵円ꇭ誖╥╔뎄輀ᮬ쬨ꔿᚬ낗⫡羇㔃邍芀풩奟펶Ʋ㎕ἃ瀏摾ꮚ썝䡲ⱛ굫㥤ᗩ㟲掩嬨夅Ⱍ勶嫪﹪窇ι儃궬븥ᩖ뷅뛗⺼泞䭜騧쌫ꦡ헦桮ぐ妩夅檺箺䁙崇鏂釿䆝ඟ䙌⤊槚ױ鯂ᅴლ⛤↛ຎᆝ嵄욚Ц䑣ꌼ⼐緳ᬣ䚣戶ӣݽ冡쟒۹ᶍ꺺髧ᬐᆩᇱ摆ⱸ每⇄⍓筢㈩톲뇀⍝贛爩ⷐ游勫ㆴḣ퓆翸샜켅䢍졌鮛蒠ᶌ赼Ÿ游샴밋ῄሕ㽡䳵恈蓓ἂ寻䶳탬ㆭ兯놶ꊪ鞭换키琥⯨ﺝᆉ汱ꑣ성恶富ₜ䜟␦亡᭢鉭爍膷㬒휲ᛛ昰鐑Ò璏䀵ꍰ慔듷坶냜幢荔책䲪똉ꝕꦑ趇➨髰韰䶔狠9앭㋊쮅ɿᓺ慔绻申禘േ鑥䏂圳ࣷ銋暧⽀㖊疷뀠賣ꊖ矖骢噍밵⽿厠ﱝ噾鹽䉜珲難뽻嗗澗뉃勳뫭鸻돟ᦦ蚞胬囗ษ赇썝肮괙擟㈇ꑢ죇阛酷颸摥붒돐餧쬽䦜쳦㨲猬餧짛侎닰ꊗ聾歗癚뷲䬬缙ᨣ킒夞鏃ᡡ莒鱠㧅迤㘰䋰ᡨ᭽呑뇬⊛罈辭◚鉻紧鵡獲働촰변嗿왗襽ᮥ牒箸늪槸뱰ⴔ谍娩প맻デ㐔⎊䴷䦗䎥둈姈뵮꘍龎廆ﰔ瘽㓚ϼ5䭐Ѓᄉ5!䒶ē5ǿ5ᄉ5潷摲眯扥敓瑴湩獧砮汭톔䭟
矰ꡭ뇈䃛≤빴뫷囜马瓒ᯓ㧏弑實㓓鈿㉦䍻뱟扂ꅇꍖꥡࠊ隖갮땪驸츏셕蓙братно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Автор:
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?
Как вы думаете, почему король изменился?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Случались ли с вами подобные истории?
Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток?
Чему учит нас эта сказка?
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Совершать добрые поступки – это значит делать себя и людей счастливее.
1 ведущий:
Как вы думаете, люди полюбили короля?
Тогда давайте поговорим о любви.
Притча о Любви (слайд 10)
Жила – была на свете девушка по имени Любовь (слайд 11). Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику (слайд 12) :
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше ( слайд 13).
- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.
Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
2 ведущий:
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей)
( слайд 14)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – полезное, положительное, хорошее. Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
1 ведущий:
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть и показывать вам начало пословиц, а вы будете называть окончания.
(слайд 15)
Карточки с пословицами:
1. На добрый привет … (добрый ответ).
2. Про доброе дело …. (говори смело).
3. Учись доброму … (дурное на ум не придет).
4. Спасибо – великое … (дело).
5. Жизнь дана на … (добрые дела).
Я думаю, что вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.
(слайд 16)
И к нам в гости пришла улыбка ( изображение улыбки) . Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний передаст улыбку мне.
(слайд 17)
Давайте посмотрим иллюстрацию к мультфильму “Крошка Енот”. И вместе с главными героями этого мультфильма ещё раз убедимся в силе улыбки и споём песню об улыбке.
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется
ПРИПЕВ:
И тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
ПРИПЕВ
От улыбки станет всем теплей
И слону и даже маленькой улитке
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки включаются улыбки .
Дети читают стихи о доброте.
Горбачев Саша:
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Сарафанова Диана:
Добро людей не выбирает,
Оно, как солнышко, сияет
И дарит всем тепло и свет.
Границ у мощи солнца нет.
Сарафанов Дима:
Как солнца луч, добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути,
Не выбирая, всем свети.
Гончаров Саша:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Дятлова Рита:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
2 ведущий:
Ласковое, доброе слово душу согревает. А какие слова могут обидеть? (Ответы детей)
Правильно. Плохие слова. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
На доске вы видите изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие слова»: «грубый», «злой», «жадный», «грустный», «горе», «вражда», «обман».
Ваша задача – подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.
(слайд 18)
Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих , как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово.
(слайд 19)
Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы назывались словами. Азбука как будто призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.
(слайд 20)
А ведь доброта – это и помощь слабым , защита растений, животных, поддержка их в трудную минуту.
А сейчас давайте споем песенку кота Леопольда.
Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Дети читают стихи о доброте.
(слайд 21)
Акуличева Лиза:
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь
.
Погребская Влада:
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Клочков Олег:
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Постольная Маша:
Что есть добро и что есть зло –
две стороны одной монеты,
как много песен им пропето,
и, вроде все понятно,
но…
Не торопись, читатель милый,
делить весь мир на свет и тьму,
известен… Богу одному
узор плетения незримый
причин и следствий наших дел…
благих намерений, что к аду
ведут дорогою приятной
и милосердный…
зла удел.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
1 ведещий:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспещным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
В конце мне бы хотелось сказать, что все мы – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Нам хотелось бы рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».
(слайд 22)
Китайская притча «Ладная семья»
Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили сей семьей и сем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем предал лист владыке. Тот вял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
(слайд 23)
Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
2 ведущий:
Наша встреча подходит к концу. И остается только пожелать, чтобы в ваших сердцах надолго поселились любовь, доброта, нежность, милосердие, забота о близких.
(слайд 24)
Давайте дарить свои сердца и улыбки всем , кто нас окружает.
(девочки дарят всем присутствующим сердца)
Давайте закончим наше мероприятие песней «Дорога добра»
(слайд25)
Ребята поют песню «Дорога добра».
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Усвой закон негласный,
Пусть это будет ясно,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.