Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения света, рассмотреть природу солнечных и лунных затмений, закрепить умение построения хода лучей при образования тени и полутени;
воспитательные: формировать познавательный интерес; воспитывать умение работать в паре и уважительно относиться к мнению одноклассников;
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, логическое и критическое мышление.
Тип и вид урока: изучение нового материала,
Методы обучения:
Приборы и материалы:
доска,
лампочка,
свеча,
люминесцентная лампа,
слайд презентация “Образование тени и полутени”, “Солнечные и лунные затмения”.
Анимация «Лунное затмение»
Модель молнии,
Газоразрядная лампа
Ход урока
I. Организационный момент: Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
II. Изучение нового материала:
Актуализация знаний по теме. Целевая установка
Ставлю коробку в которой лежат фонарик , свеча, лампа…
Достаю и показываю детям по порядку.
Определяем тему урока : Источники света.
Цель определить.: ……
Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие черные или белые?
Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать, шутить. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека – “минутный эксперимент”:
Закройте глаза на одну минуту и представьте себе “жизнь во тьме”!!!
Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает, следовательно, он передает этим телам энергию.
Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.
Мы с вами знаем, что все тела состоят из молекул и атомов. Состояние атома, когда его энергия минимальна, называют нормальным (невозбужденным).
В таком состоянии атом не излучает энергию. Всякое другое состояние атома с энергией, отличной от минимальной, называют возбужденным.
В возбужденном состоянии атом может находиться очень короткое время (10-8с). Переход атома из возбужденного состояния в нормальное состояние, сопровождается излучением электромагнитных волн.
Таким образом, свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.
Чем отличается излучение утюга от излучения лампы дневного света?
Поскольку свет – это излучение, то ему присуще все особенности этого вида теплопередачи.
Это значит, что перенос энергии может происходить и в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые она падает, вследствие этого тела нагреваются.
Источники света – тела, способные излучать свет.
Какие же бывают источники света??
Приведите примеры естественных и искусственных источников света.
Выбирают и показывают картинки …… С обьяснением
Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д.
Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.
Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.
На практике все источники имеют свои размеры.
Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.
Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.
Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.
Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим. Прямолинейность распространения света в однородной среде объясняется образованием тени и полутени.
Об этом еще за 300 лет до нашей эры писал Евклид. Этот закон древние египтяне использовали для установки колонн по прямой линии.
Физкульт минутка смотрим картинки
Картинка с девочкой
Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.
Образование тени и полутени объясняет солнечные и лунные затмения.
Задание по карточкам.
Подведение итогов урока. Рефлексия.Проанализировав свою работу, каждый учащийся сам дает себе оценку (если все получилось и он доволен, то зажигают свечи на столе как еще один вид источника света) (в полумраке горели все свечи)
Домашнее задание:§62, упр. 29.