Открытый урок ( Обществознание)
«Семья – хранитель духовных ценностей», 5 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Дать новые знания учащимся по теме
«Семья- хранитель духовных ценностей!» -что такое ЦЕННОСТИ, их виды, сходство и различия семейных ценностей и традиций разных религий. Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
помочь ребенку оценить свое место в семье.
Познавательные УУД:
-уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
-определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Личностные УУД:
-уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;
- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.
КоммуникативныеУУД:
-овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развитие навыков рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-развитие саморегуляции;
-формировать действия оценивания.
Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции «Гимн семье», ручки, листы бумаги, скотч, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Включение в деятельность.
-Добрый день, уважаемые гости и обучающиеся 5 класса!
-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин»
Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон».
Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон.
Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял всё свободное место и всё закрыл. Ещё раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ.
Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды и вылил её в кувшин до последней капли. Засмеялись ученики, видя всё это.
Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь.
Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье.
Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр.
Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное…
-Ребята, поэтому что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.
-Дорогие ребята, мы начинаем с вами новую, интересную, близкую для каждого из нас тему. От вас потребуется активность и внимательность. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
Мы продолжаем изучение предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я назову слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
-Предлагается слово «СЕМЬЯ» (Вывешиваю круг солнышка со словом «семья») СЛОВА на доску записать.
Определяем тему занятия. Какая наша цель сегодня.
Сегодня тема занятия «Семья – хранитель духовных ценностей». На самом деле тема большая, обширная и интересная. Предлагаю её разделить на несколько занятий. Но самое главное понять, что такое семья, ценности. На самом деле определение терминов семья большое количество.
Мы возьмем социологическое определение слова СЕМЬЯ - это малая группа, объединение, основанное на браке и кровном родстве , связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
В семье ребенок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно, и что нельзя.
В семье прививается МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ.
В семье ребенок учится быть самостоятельным, заботливым , ответственным за себя и своих близких.
Если семью связывает отношения любви, дружбы, доверия то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития. Каким будет человек какие ценности, установки станут ориентиром в его жизни во многом зависит от того во что верят и ценят его родные. Какие семейные ценности они ему передадут.
А, что такое ценности?
Работа с определением понятия – ценности.
- А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
- значимость, польза, полезность.
-Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?
История семьи тесно переплетается историей родного края и страны в целом.
Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи.
В знании традиций, обычаев семьи рождается истинный интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма.
А, что такое патриотизм ребята?
ПАТРИОТИЗМ - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, поют песни. От своих родителей, бабушек, дедушек мы узнаем множество считалок, потешек, сказок и игр. Слушая и запоминая эти фольклорные произведения дети устанавливают правила поведения в семье и в обществе в целом.
Давайте вспомним знакомую потешку «Сорока – белобока».
Раздать материал, дети прочитали – вспомнили. Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!"
В чем смысл потешки? Наказала лентяя.
Ребята предлагаю вам прочитать стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
Ребята, а теперь вспомните кто в детстве с вами играл, пел песни, рассказывал сказки.
Какие потешки, игры, прибаутки вы можете вспомнить из своего детства. Каждой группе может помочь присутствующие бабушки
( Меньшиковой В.О., Ротачёва А.Н.)
Группы представляют свои работы. Прочитать потешки, песенки. Анализ.
А теперь ребята давайте поработаем над пословицами и поговорками разных народов УЧЕБНИК. Работаем по группам.
1. «Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт» ( русская пословица)
- эта пословица говорит о том, что добро в мире не встретишь где-угодно, не встретишь и на улице, но обязательно встретишь дома, от своей семьи.
2. «Жеребёнка выбирают по матери» ( осетинская поговорка)
- человека судят по его родителям, так как человек получает от них воспитание, следовательно, как себя ведут родители, так и будут вести себя их дети 3 Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает - Родителей нужно уважать, они поддерживают своего ребенка всегда.
3. «Кто мать и отца почитает, тот во веке не погибает» (татарская пословица)
- когда человек почитает своих родителей, то он прислушивается к их советам, что помогает ему избежать многих ошибок. Соответственно, это способствует сохранению его жизни.
4. « Если в семье есть старец значит в семье есть драгоценность»
( лезгинская пословица)
Смысл этой пословицы заключается в том что старец через многое прошёл и знает много того чего не знают молодые. Старец выступает как человек более разумный и умный. Человек в возрасте является опытным. Что помогает ему оградить семью от опасностях, с которыми ему пришлось столкнуться. Лучше, комфортнее жить в безопасности.
Проанализируйте какие семейные отношения в них представлены.
Вспомните другие пословицы и поговорки о семье, которые вы знаете.
Например:
1.Вся семья вместе, так и душа на месте.
2.Согласие да лад в семье – клад.
3.Семья – опора счастья.
4.У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
5.Дерево держится корнями, а человек семьей.
Ребята хочу обратить ваше внимание на картину Антонины Ржевской “Веселая минутка”
Хочу чтобы вы ребята рассмотрели и ответили на следующие вопросы
1.Кто герои картины?
2. Какие у этих героев отношения?
3.Где происходит действие?
4.Какие семейные ценности объединяют героев этой картины?
Художница Антонина Ржевская писала чудесные, наполненные светом картины о жизни простых людей. Одна из самых известных ее работ – «Веселая минутка». Это произведение об умении наслаждаться жизнью и способности находить радость в самых простых вещах.
Действие происходит в столярной мастерской: повсюду рассыпаны горы опилок, на стенах висят инструменты: пила, долото, молотки. Видно, что работа здесь постоянно кипит, а мастера работают, не разгибая спины. Но даже в таких тяжелых условиях они не разучились радоваться жизни. Мальчик-подмастерье играет на гармошке. Ему не больше 14 лет, но в этом возрасте мальчики считались вполне взрослыми и работали не меньше остальных членов семьи. Его младший братик – трехлетний малыш – весело топает ножками под музыку. Он стоит к зрителям спиной, поэтому видно, что его вьющиеся каштановые волосы чуть растрепались.
Их дедушка, старый мастер, только что вошел с улицы и случайно попал в самый разгар веселья. Поэтому старик, даже не снимая зимнего тулупа, пустился в пляс. Он взмахивает рукой и, кажется, вот-вот пойдет танцевать вприсядку. Для дедушки – особенная радость смотреть как веселятся его внуки. Особенно он любуется младшим мальчиком, смотрит на него с любовью и нежностью.
Вся мастерская заполнена неярким зимним светом, струящимся из подслеповатого окна. На улице – суровый мороз, семья их, судя по одежде, небогата, а впереди ждет много тяжелой кропотливой работы. Несмотря на все это, простые столяры нашли минутку для веселой музыки и радуются с одинаковым энтузиазмом – и стар, и млад.
Своим произведением художница, которая выросла в разорившейся дворянской семье, пытается сказать, что счастье не зависит ни от каких внешних условий – погоды за окном, достатка, сытой жизни. Счастье – это исключительно состояние души и свободный выбор каждого человека.
Ребята на этом я хочу закончит наш замечательный урок следующими строками
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
Рефлексия.
Домашнее задание
По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
Нарисовать портрет «Моя счастливая семья».